Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Исправных Татьяна Витальевна, учитель музыки и МХК
Статья отнесена
к разделу: Преподавание
музыки
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки.
Научно-методический обзор
В музыкальном
образовании имеет место
Таким образом, на примере создания новых методических комплектов мы видим усложнение, качественное изменение педагогических методик, видим попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения, стремление научить ребёнка вслушиваться в самого себя, “осознать, связать динамику звукового движения с динамикой движений психических” и таким образом влиять на процесс формирования человека. Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, я имею в виду в первую очередь информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объём знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в то же время, обогащая опыт, расширяя кругозор, направляет на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, учебно–воспитательный процесс не мыслим без формирования определённого объёма знаний. В ходе рассматривания данной проблемы остановимся на принципе научности в образовании В.Давыдов указывает, что он “…в традиционной дидактике понимается в узко эмпирическом, а не в подлинно диалектическом значении, т.е. не в значении особого способа мыслительного отражения действительности, восхождения от абстрактного к конкретному. Подлинная реализация принципа научности обучения связана с изменением типа мышления, проектируемого всей системы образования, т.е. с переходом к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления, которая лежит в фундаменте творческого отношения человека к действительности”. В современных программах по музыке нет речи о формировании какого–либо типа мышления, не говоря о теоретическом уровне, к чему собственно и обязывает принцип “научности”. Попытку связать программу по музыке с этим уровнем мышления, а не выводить в обучении систему содержательных обобщений теоретического уровня я и решила предпринять. По моему мнению, именно развитие музыкально-сенсорных способностей, практических навыков, психо–эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, гармоничный охват широкого культурологического пространства даёт мощный толчок для развития теоретического мышления. Методы работы педагога-музыканта идут параллельно с общедидактическими методами, но в то же время специфика деятельности имеет место. Базой для работы в преподавании музыки в школе является не терминологическое оформление художественно-педагогического процесса, а принципы, которые целиком и полностью вытекали бы из природы искусства – целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность.
Механизмы использования информационных технологий на уроке музыки
В своей работе я имею возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Заинтересовавшись этим материалом, я предложила его детям для изучения сначала после уроков в свободной деятельности, а затем стала вводить на уроках. В основном это были ученики 3-х, 5-х, 7-х классов, умеющие хорошо читать, владеющие компьютером. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсии, получили живой отклик в детской аудитории.
Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делаю акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Например, переходя к теме “Три кита ведут нас в широкий мир балета”, задача формулируется достаточно сложная: найти в справочнике термин “балет”, его характеристики и, вспомнив ранее прослушанные музыкальные произведения, найти этот фрагмент в каталоге, рассказать о нём, выразить наиболее яркие впечатления, пережитые во время прослушивания.
Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева, дети находят в мультимедийной энциклопедии историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.
Выразительно и ярко проходят уроки по теме “Природа в музыке” (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Так я получаю результат – самостоятельное выведение знаний. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение. Далее пытаюсь вывести детей на иной путь реализации практических навыков – творческий. Результаты своей работы отслеживаю в диагностических картах, где отмечаю различный уровень развития музыкальных способностей.
С формированием научного типа мышления связываю развитие “перцептивного” компонента музыкального мышления – неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов “слышания”, развитие ассоциативного мышления, внутреннего слуха, зрения, чувствительность к интонации. Отмечаю высокий, средний, низкий уровень. Анализируя результаты, корректирую не только содержание учебного процесса, но и методы.
Предлагаемая методика, безусловно, рассчитана на продвинутого ребёнка. Во всяком случае, дети должны быть готовы к изучению темы с помощью информационной технологии. Отсюда вывела требования к работе с информационными технологиями: глубокое знание первичного программного материала, знание компьютера, умение работать в данной программе, их общая подготовленность (развитие познавательных процессов, качеств личности).
Кроме субъективных проблем есть и сугубо объективные: неадаптированность компьютерных музыкальных программ для начальной школы не позволяет использовать их более широко. Работая над формированием всесторонне развитой личности, вижу необходимость привлечения специалистов к созданию современного программно-методического обеспечения музыкального образования. В сегодняшних условий, когда учитель не имеет возможности применять готовые программные материалы, одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы “Опера” можно использовать видеофрагмент (П.И.Чайовский “Евгений Онегин”). Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
На уроках музыки
применяются такие формы
Использование
учебных программ позволяет более
глубоко изучать вопросы
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Тема “Опера” (5 класс) Лекция учителя сопровождается показом презентации. В данном слайде рассматриваются фрагменты из опер русских композиторов XIX века (М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский и пр.), <Рисунок4>).
Рисунок 4
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.
При изучении темы “М.П. Мусоргский. Оперное творчество композитора. Разбор оперы "Борис Годунов” (7-й класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить либретто оперы и изучить состав (разобрать её на оперные формы). Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания (<Рисунок5>).
Информация о работе Информационные технологии на уроках музыки