Информационные технологии на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 507.00 Кб (Скачать)

Рисунок 5

При первичном  контроле в теме “Венская классическая школа” на уроке “В.А. Моцарт. Оперное творчество композитора” ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. При проведении школьного праздника, посвященного Великой Победе, была создана презентация с использованием фрагментов кинохроники времен Великой Отечественной войны, фотографий, песен, плакатов. Это позволило погрузить участников праздника в атмосферу эпохи военных лет, значительно усилило эмоциональное восприятие трудностей войны и значение победы.

Результативность предложенной методики

Итак, применение данной технологии отличается высокой  результативностью и способствует

  • личностному развитие учащихся;
  • повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;
  • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
  • изменению самооценки учащихся;
  • воспитанию активности и самостоятельности;
  • формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
  • развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
  • овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
  • созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

Заключение

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Применяя новые  информационные технологии на уроке  музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.

Есть ещё одна опасность, о которой следует  сказать в данной работе. Новая  методика не должна противоречить здоровьесберегающим  технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видеометода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.

Список литературы

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Народное образование, 1998.

Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992 г.

Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном  просвещении и образовании. Л., 1973 г.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы  по музыке для общеобразовательной  школы. М., 1983 г.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.

Выготский Л.С. Психология искусства.

Белобородова  В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.

Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.

Лыс Л.И. Музыкальное  мышление: сущность, категории, аспекты  исследования. Сборник статей. г.Киев., “Музыкальная Украина” ., 1989г.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996 г.

Усов М.В. Вопросы  музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.

Шиянов Е.А., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., “Академия”, 2000 г.  
 
 
 
 
 

« Использование современных технологий на уроках музыки 
            в условиях модернизации образования » 
 
Ведущие тенденции развития страны связаны с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей мерой свободы и ответственности. Именно они явились основой модернизации образования. 
Согласно  концепции модернизации школьного образования необходимо решить следующие задачи:  
•    Обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся 
•    Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьника. Сформировать у них практические навыки самообразования. 
•    Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий. 
•    Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. 
•    Усилить социально-гуманитарный, ценностно-ориентированный потенциал содержания общего образования. 
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений. 
В узком смысле слова педагогическая технология-это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.  
Современные  педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. 
В образовательных учреждениях, где разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства.  
Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, синтезатора, которые могут быть применены  на уроках музыки, при звуковом оформлении школьных праздников и мероприятий. 
К безусловным достоинствам цифрового электронного инструмента – синтезатора относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем. При этом специфика инструмента требует от исполнителя владения более широким диапазоном навыков, чем игра на инструменте.  
Во многих темах предмета «Музыка» возможно применение синтезатора: при знакомстве с инструментами симфонического оркестра, при разучивании различных песен, в том числе песен разных народов. Синтезатор может быть чрезвычайно полезен, так как обладает набором традиционных и этнических инструментов. 
Каждый педагог может по-своему применить синтезатор в своей работе, сообразуясь с насущными учебными задачами. Например, на уроке возможно использование синтезатора для исполнения мелодий классических произведений в современной обработке, для проверки узнавания этих мелодий на слух учащимися, что делает такую форму работы гораздо более живой и увлекательной для детей.   
Во внеклассных мероприятиях синтезатор можно применять в музыкальном оформлении спектаклей, используя разнообразные звуковые эффекты, а также при вокально-хоровой работе с учащимися. Исполнение песен становится интересным, так как звуковое оформление становится современным.  
Среди педагогических инноваций, опробованных в российских школах, большинство прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Их актуальность не вызывает сомнений. Общество, которое заботится о человеке, гарантирует себе процветание, ибо творцом прогресса является личность. Эта личность должна быть не только свободной, но и мыслящей. Общество информационных технологий заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности: 
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный комплекс; 
- решение разнообразных проблем, требующих  проявления коммуникативных умений; 
- широкого общения со сверстниками из других школ своего региона; 
- свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого мнения по той или иной проблеме; 
- постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил.  
Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности. И это задача используемых технологий обучения. 
Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требованиям. 
За последние годы обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Поэтому на первый план выдвигается личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание. Цель личностно - ориентированного обучения заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями учащегося. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. 
Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику. 
В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легко возбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода. 
Главная задача учителя музыки - бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных  в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка  песни, пение «караоке»; 
игровые моменты). 
Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. 
  На современном этапе развития педагогической мысли личностно- ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. 
Помимо этого, сегодня перед школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. 
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. 
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда. 
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства. 
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. 
Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта.  
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий. 
Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.
 
 
 
 
 

Эстетическое воспитание младших школьников в процессе вокально-хорового исполнительства

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические  подходы к проблеме эстетического  воспитания младших школьников.

1.1 Психолого-педагогические  особенности формирования эстетической культуры младших школьников

1.2 Возможности вокально-хорового  исполнительства в формировании  эстетической культуры младших  школьников

1.3 Восприятие музыки  младшими школьниками

Глава 2. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки.

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Библиографический список

Приложение 1. Игра Тик-так

Приложение 2

Приложение 3 

Введение

Музыка, как всякое искусство, отражает действительность, но специфическими, присущими только ей, средствами. В любом виде искусства важны как его воспитательная, так и познавательная стороны. Единство этих компонентов обеспечивает высокую степень воздействия произведений искусства на человека.

Перед школой стоит  задача -- развивая познавательные способности детей, их восприятие, мышление, любознательность, направлять их так, чтобы одновременно воспитывать у ребенка и эстетический вкус. Приобщение детей к искусству, в частности к музыке, способствует формированию их мировоззрения и морального облика.

В настоящее время, когда ученые все больше направляют внимание на изучение личности в, ее целостности, особенно актуальной становится проблема развития ребенка в единстве его  познавательных, эстетических и нравственных черт.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Музыка в процессе музыкально-эстетического воспитания выполняет познавательную и воспитательную функции. Поэтому перед общеобразовательной  школой ставятся новые задачи воспитания и обучения подрастающих поколений, в том числе и эстетического воспитания.

При решении этих задач  особое внимание следует уделять  изучению предметов эстетического  цикла, в частности, музыки, особенно в начальных классах общеобразовательной  школы, где не только закладываются  основы знаний, но и формируется  эмоционально-оценочное отношение к действительности, что непосредственно связано с формированием положительной личности. Специфику эстетического воспитания широко исследовали философы А.И.Буров, В.И.Иванов, М.С. Каган, А.Э.Кондратенко, Л.Н.Нечко, В.А. Разумный, а особенности содержания и восприятия искусства психологи Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.А.Рубинштейн, Б.М. Теплов, Ш.А. Амонашвили, В. Штерн, Е. Келлер, Л. Гекель, В. Валькер, И.Эстергаус, И. Б. .Яворский и др. Значительный вклад в развитие теории и методики эстетического воспитания внесли: Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ. Шацкий, В.Н.Шацкая, Б.Г.Лихачев, Б.Н.Юсов и др.

Важные аспекты  художественно-эстетического воспитания школьников освещены в трудах Б.В.Асафьева, О.А. Апракси- ной, Ю.Б. Алиева, В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, К.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Г.С. Ригиной, В.Н. Шацкой и др. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания, сформулированные в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Н.Л. Гроздненской, Т.В. Емановой, Ю.А. Кремлева, В,Г. Ражникова, Г.Б. Рубцовой, Г.С. Тарасова, А.Г. Шевченко и других, позволили разработать требования к содержанию музыкального воспитания, обосновать формы и методы музыкального воспитания, обосновать формы и методы музыкального воспитания, показать специфику формирования профессиональных качеств учителя музыки.

Современная педагогическая наука и практика особо нуждаются  в определении педагогических основ, обеспечивающих эффективность организации  и управления процессом музыкально-эстетического воспитания детей. Острота проблемы обуславливается противоречиями между:

- новыми требованиями  жизни и действующей системой  воспитания, обучения;

- сложившейся практикой  обучения музыке и требованиями  времени; 

- системой музыкально-эстетической  подготовки в школе и требованиями специальных музыкальных учебных заведений;

- современными требованиями  к воспитателю и действительным  состоянием педагогического общества.

На основе выявленных противоречий нами сформулирована проблема: каковы научно-педагогические основы построения образовательно-воспитательного  пространства в условиях музыкально-эстетической подготовки младших школьников.

Учитывая актуальность проблемы, мы определили тему нашего исследования: " Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе вокально-хорового исполнительства ".

Предмет исследования - использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников.

Объект исследования - эстетическое воспитание младших  школьников.

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического  воспитания.

Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если:

- актуализируется  процесс включения ребенка в  различные виды музыкальной и  творческой деятельности;

- в учебно-воспитательном  процессе реализуется системный  и комплексный подходы, т. е.  осуществляется целенаправленная  работа по формированию эстетического воспитания младших школьников на уроках музыки.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать  литературу по проблеме эстетического  воспитания младших школьников  средствами музыки.

2. Провести опытно-экспериментальную  работу по исследованию уровня  интереса младших школьников к искусству.

3. Провести работу  по эстетическому воспитанию  младших школьников средствами  музыкального искусства.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа.

База исследования: ансамбль «Камертон» на базе начальной  школы п. Усть-Ордынский.

Глава 1. Теоретические подходы  к проблеме эстетического  воспитания младших  школьников

1.1 Психолого-педагогические  особенности формирования  эстетического воспитания  младших школьников

Идеи эстетического  воспитания зародились в глубокой древности.

Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших  дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) (25). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное (7). Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих  перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

Информация о работе Информационные технологии на уроках музыки