Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние.
В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает.
Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом" (13).
Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.
Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской.
Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа" (26).
Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта - выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.
Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и "культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе". "Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности" (4).
Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности.
На внеклассных
мероприятиях дети имеют большие
возможности для
Наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" (21). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Средства и формы
эстетического воспитания весьма разнообразны
начиная от предметов естественно-
Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
1.2 Возможности вокально-хорового исполнительства в формировании эстетической культуры младших школьников
О высоком достоинстве музыки и пения вообще по их благотворном влиянии на людей много говорят и философы и музыканты всех времен, блюстители нравов народных и воспитатели юношества. По общему и согласному их мнению эти искусства прежде всего расширяют круг наших познаний, а вместе и область нашего бытия. Занятие ими открывает нам целый мир звуков, мир новый обширный, прекрасный, радостный, благоустроенный, в котором и водворяет нас как его членов. Оно затем развивает наш вкус к прекрасному, облагораживает и уточняет наше чувство и возвышает наши желания над обыденными или низкими, недостойными человека привязанности, ибо кто в чем упражняется, тот к тому чаще всего обращает и свои мысли и чувства, к тому приобретает навык и склонность. А что выше навыка и склонности к чувствованиям духовным и к достойному их выражению в искусстве! Далее, развивая свои духовные способности, поющий, через тщательное, совместное их выражение словами и звуками, развивает и совершенствует и те высшие телесные свои орудия, которыми Творец отличил человека от животных, - это органы голоса, речи и музыкального слуха, и тем более возвышается над прочею земною тварью. Затем музыка, особенно же пение, столь сродны и столь близко подчинены нашему духу, что служат наилучшим и утонченнейшим средством для выражения нашего чувства. Ими раскрывается -лучше, чем словом, чертами лица и жестами - самые глубокие душевные состояния, самые задушевные благороднейшие, возвышенные и святые чувства, нередко не находящие в языке человеческом соответственных себе слов и выражений. Пением мы выражаем восторг нашего духа, успокаиваем тревожное чувство, прогоняем скуку, услаждаем и сокращаем часы досуга, выражаем грусть о минувшем благе и надежду на будущее (54).
Пение вливает в душу исполнителя и слушателя огонь благородного одушевления; оно отгоняет малодушие, уменьшает страх опасности, воодушевляет к благим начинаниям. Оно теснее соединяет кружки товарищества, объединяет народы разных национальностей. Примеров тому есть бесчисленное множество и в окружающей нас среде и в истории. Особенно же, всеми признанное значение музыкального искусства в жизни людей есть то, что оно смягчает нравы народные и умеряет резкое проявление личного чувства (54).
Такое действие этого искусства весьма ясно обрисовывается во многих древнеэллинских сказаниях, по которым певцы приводили в движение скалы и деревья, останавливали стремление рек, укрощали зверей, склоняли неумолимых властителей преисподней к милости.
Эти аллегорические сказания должно разуметь о смягчении разных грубых склонностей людских. Более поздние предания того же народа, подтверждаемые и христианскими писателями, сообщают о разных случаях из жизни, в которых музыка и пение мгновенно утешали вспышки гнева, возбуждали воинскую отвагу, располагали людей к дружбе и состраданию, к веселому расположению духа или же к религиозным чувствованиям.
Приступая к анализу роли и возможностей духовно-нравственного воспитания детей посредством хорового пения, необходимо, на наш взгляд, обратиться к истории богослужебного пения в Православной Церкви, осознать разницу между историей богослужебного пения и историей музыки.
Прежде всего, согласно В.И. Мартынову, богослужебное пение и музыка различны по своему происхождению. История богослужебного пения начинается на Небе, ибо впервые хвалебная песнь Богу была воспета бесплотными силами небесными, образующими собой мир невидимый и духовный, сотворенный Господом прежде мира видимого и вещественного. Таким образом, начало богослужебного пения лежит за пределами земной истории и за пределами истории видимого мира вообще. Песнь эта, воспетая в момент творения продолжает быть воспеваема, и будет воспеваться вечно святыми ангелами, однако человек, извративший преступлением заповеди свою первоначальную природу и впавший во власть греха, тления и смерти, не в состоянии более слышать это пение и быть ему причастным. Только в исключительные моменты отдельные избранники божий обретали дар слышать пение ангелов (39,6).
"Пение, - говорит
греческий монах Евфилий
Поэтому-то у древних народов музыка и пение имеет важное значение в деле воспитания юношества, и непременно входили в круг наук, преподаваемых в школах. В руках же правителей народных музыка и пение были вспомогательным средством для достижения политических и социальных целей" (49,15).
В греческих школах эти искусства содействовали облагораживанию юношества, образованию характеров и склонностей; в тех или иных расположений духа и доблестей, почему руководители народа и назначали во время народных праздников тот или иной род распевного чтения, пения и музыки.
Так же смотрели на пение и музыку в средние века. Карл Великий (768-814г.), желая смягчить грубые нравы своего народа, ввел общенародное пение в Церквах Галлии и Германии и дозволил в них употребление органа. Но и современные нам педагоги вполне признают благотворное действие музыки и пения на смягчение чувств (46).
Таково искусство художественного сочетания и произведения звуков и его благотворное действие в жизни людей, подрастающего поколения. Но предмет нашей беседы есть собственно церковное пение, которое и по содержанию песнопений, и по мотивам, и по действию на ребенка гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского пения и музыки (46).
Все неповторимое своеобразие древнерусской теории пения проистекает оттого, что византийская певческая система была изначально воспринята на Руси через старо византийскую (или палеовизантийскую) нотацию, то есть нотацию, абсолютно не знающую интервального принципа. Это оказало решающее воздействие на все становление древнерусского теоретического мышления. В результате древнерусская теория пения не оперировала отдельными точками - звуками, из которых складывалась картина интонационного процесса, но непосредственно описывала самый процесс. Статическому звукоряду музыки был противопоставлен динамический звукоряд богослужебного пения, или так называемый "звукоряд строки" (39,120). Если музыкальный звукоряд представляет собой ряд звуков или ряд физических объектов, которыми являются звуки, то звукоряд строки представляет собой ряд переходов от звука к звуку.
Обращенность музыке к человеческой личности с ее радостями и горестями, личными и социально обусловленными переживаниями повлекла за собой индивидуализацию музыкального образования. Стал все больше осознаваться тот вовсе не непреложный для предшествующих эпохи факт, что в жизни разных
1.3 Восприятие музыки младшими школьниками
В процессе освоения произведений музыкального искусства начальным и основополагающим видом деятельности человека является восприятие. Именно успешность восприятия создает благоприятные условия для таких основных видов музыкальной деятельности, как исполнение и творчество; а значит, эффективным будет процесс музыкально-эстетического воспитания школьников, что является целью музыкального образования.
Вопросы восприятия музыкального материала учащимися разного возраста, психологических: особенностей работы над текстом и; интерпретацией изучаемого произведения, активизацией восприятия при анализе музыкального текста, развитие сопереживания и сотворчества на уроках музыки изучали такие психологи, музыковеды и; педагоги, как: Э.Б.Абдуллин, Е.В; Александрова, Ю.Б.Алиев, Л.С.Выготский, Г.М:Готсдинер; Л.С.Давыдова, А.НЛеонтьев, Ф.В.Малухова, В.В.Медушевский; М.П.Миронова, Н.К.Миронова, И:Е.Молостова, Е.Г.Назайкинский, Г.И.Панкевич, В.И.Петрушищ Я.А.Поддяков, Л.С.Самсонидзе, М.А.Смирнов, Н.Н.Суворов, К.В;Тарасова, Л.А.Тарасова, Б.М.Теплов; К.А.Цатурян, В.С.Цуккерман, Г.М^Цыпин, Д.Б.Эльконин и др.
Информация о работе Информационные технологии на уроках музыки