Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
На основе первых трех этапов, Борис Тихонович предлагает осуществить четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. "Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми" (13; 136).
Художник с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое, вместе с тем важное всем. Это постижение уже открытого художником - сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе - все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния искусства на детей.
Заключение
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания.
Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Анализ полученных данных показывает, что учащиеся начальных классов все без исключения могут воспринимать и эстетически оценивать музыку. Для этого необходимо не только обогащать их опыт восприятия, то есть упражнять в слушании музыки, но и способствовать развитию суждений и умозаключений по поводу произведений музыкального искусства. Основой для таких суждений должны быть знания средств музыкальной выразительности, содержания музыкального образа и всех тех «внемузыкальных» средств, которые его окружают. Для правильного понимания и оценки музыкального произведения учащиеся должны соотносить образ с теми средствами, которые его создают, а это возможно лишь в том случае, если дети знают и умеют выделить - эти средства выразительности. При правильном применении и должной «дозировке» знаний, они являются базой развития художественной фантазии, эстетических эмоций и музыкальных способностей учащихся.
Наш опыт показал, что
объем музыкального материала и
сообщаемых детям знаний может быть
значительно увеличен по сравнению
с тем, который рекомендует
Библиографический список
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраскина. - М.: Просвещение, 2008. - 222 с.
2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей / В. Багадуров. - М., Музыка, 2007.
3. Берхин Н.Б. Роль
сопереживания в восприятии и
создании художественных
4. Бечак Б.А. Воспитание искусством / Б. А. Бечак. - М.: Инфра - М, 2007. - 280 с.
5. Блинова М.П. Некоторые
вопросы музыкального
6. Будаева Т. Б.
Формирование эстетической
7. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования / Л. М.Веккер - СПб.: Издательство ЛГУ, 2009 - 194 с.
8. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л. А. Венгрус. - СПб., Музыка, 2008.
9. Венгрус Л.А. Пение и фундамент музыкальности / Л. А. Венгрус. - В. Новгород, 2008. - 125 с.
10. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 2006, 50 с.
11. Воробьев Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дис. канд. псих. Наук. Л.: 2008.
12. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 2007 - 256 с.
13. Гладкая С. «О
формировании певческих
14. Гофман Э. - Т.А.
Мысли о высоком значении
15. Детский голос / под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2006. - 235 с.
16. Дмитриева Л.
Г., Черноиваненко Н. М. Методика
музыкального воспитания в
17. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В. В. Емельянов. - СПб.: Лань. 2007.
18. Емельянов В.В.
Фонопедический метод
19. Знаменская И.А.
Музыкально-языковой словарь и
его роль в формировании
20. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. Н.: Просвещение. 2008. - 204 с.
21. Кадцин Л.М. Музыкальное
искусство и творчество
22. Книга о музыке.
/ Сост. Г. Головинский, М.
23. Левашова Г.Я. Музыка и музыканты / Г. Я. Левашова. - СПБ.: СПб.: Детская литература, 2008. - 150 с.
24. Мазель А.А. Вопросы анализа музыки / А. А. Мазель. - М.: Композитор, 2006. - 376 с.
25. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина. М., 2006. - 237 с. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств // Муз. воспит. В школе. 2008. - № 1, с. 31-35.
26. Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки. // Музыкальная академия. 1992. № 3. с. 54-57.
27. Мой мир в диалоге искусств. - Ставрополь: ИРО, 2006. - 208 с.
28. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. Л.:. Музыка, 2008. - 340 с.
29. Музыкальное восприятие
как предмет комплексного
30. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 2008. - 254 с.
31. Назайкинский Е.В.
О психологии музыкального
32. Огороднов Д.Е.
Музыкально-певческое
33. Огороднов Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой. - Свердловск. 2008.
34. Остроменский В.Д.
Восприятие музыки как
35. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Воспр. Психол. 2008. № 1, с. 102-104.
36. Планета детства / Сост. - Н. Н. Озерова. - Санкт-Петербург 2008.
37. Полунина В.Н. Искусство и дети М.: Просвещение, 2006 - 191 с.
38. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В сб. Музыкальное воспитание в школе Вып. 16. М., Музыка. 2008.
39. Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение, 2009. - 158 с.
40. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. - М.: Музыка, 2008. - 168 с.
41. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 2008. - 367 с.
42. Самоукина Н.В.
Игры в школе и дома: психотехнические
упражнения и коррекционная
43. Струве Г.А. Школьный хор. - М. Музыка. 2008.
44. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. - М. Прометей. 2008.
45. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 15. М., Музыка. 2008.
46. Уколов В.С., Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени. М.: 2008 - 370 с.
47. Хрестоматия по
методике музыкального
48. Чернов А.А. Как слушать музыку. М.-Л.: 1964, 60 с.
49. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошк. восп. 1992. №9-10. 39-42 с.
50. Юсфин А.Г. Живой
организм музыки. / О воспитании
музыкальной культуры. // Семья и
школа. 2007. № 8
«Развитие
вокально-хоровых
навыков детей
старшего дошкольного
возраста через музыкально-
Музыкальный руководитель
Степаненко Марина Вячеславовна
2009г
План
1. Значение пения
в развитии музыкальных
2. Значение музыкально-
3. Использование музыкально-
4. Конспекты занятий
с использованием музыкально-
1. Пение - основной вид музыкальной деятельности детей
Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Общее развитие детей
старшего дошкольного возраста, совершенствование
процессов высшей нервной деятельности
оказывают положительное
Информация о работе Информационные технологии на уроках музыки