Информационные технологии на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 507.00 Кб (Скачать)

Для успешного решения  программных задач по обучению детей  пению необходимо тщательно продумывать  содержание, методы и приемы каждого  занятия, планировать не только разучивание  новой песни, закрепление ранее  пройденной, но и определять певческие упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.

4. Конспекты занятий  с использованием  музыкально-дидактических  игр и упражнений  в старшем дошкольном  возрасте

Занятие №1

 
Вид деятельности Программное содержание Музыкальный материал  
Музыкально-ритмическая деятельность:

- вход в зал

-упражнения

Развивать у детей  умение двигаться в соответствии с характером музыки. Добиваться легкого,стремительного бега. Закреплять танцевальное движение «гвоздики». «Экосез»Муз. Ф Шуберта,

«Из-под дуба»рус.нар.мел.

 
Слушание  музыки Закреплять умение детей сравнивать пьесы противоположные  по характеру,давать сравнительные  характеристики,используя большое  количество прилагательных. П. И. Чайковский «Болезнь куклы»и «Новая кукла».  
Развитие  слуха и голоса Вырабатывать у детей кантилентность в пении,способствовать развитию дыхания и музыкального слуха. Добиваться легкости звучания,развивать подвижность языка,используя работу со слогом «ля-ля». «Вальс»муз. Е. Тиличеевой.  
Пение Обучать воспринимать и передавать веселый и радостный характер песни,исполнять легким звуком в оживленном темпе. «Дружат дети всей земли»

сл. В.Викторова,

муз.Д.Львова-Компанейца.

 
Музыкально-дидактическая  игра Развивать восприятие и различение последовательностей  из трех,четырех,пяти ступеней лада,идущих вверх и вниз. «Музыкальные лесенки»комплекты  карточек разного цвета:красного,синего,зеленого и желтого.  
Песенное  творчество Развивать творческие способности детей. Упражнять в  самостоятельном нахождении нужной певческой интонации,обязательно заканчивать ее на устойчивых звуках. «Колыбельная»

сл. Н. Френкель,

муз.В. Карасева.

 
Музыкально-ритмическая  деятельность(навык выразительного движения) Развивать чувство  ритма,закрепить шаг польки,воспитывать  чувство товарищества в парном танце. «Ливенская полька»рус.нар.танец  обраб.М. Иорданского  
       

Занятие №2

 
Вид деятельности Программное содержание Музыкальный материал  
Музыкально-ритмическая  деятельность:

- вход в зал

- упражнение

Совершенствовать  умение детей двигаться пружинящей ходьбой. Упражнять в выполнении дополнительного танцевального движения «качалочка». «Танец» муз.С. Затеплинского.  
Слушание  музыки Закреплять умение детей сравнивать пьесы с одинаковым характером танцевальности. Определить средства музыкальной выразительности,создающие образ(акценты,динамику,артикуляцию). «Неаполитанская песенка», «Итальянская песенка»

П. И. Чайковский из «Детского  альбома».

 
Упражнение  на развитие слуха и голоса Упражнять внятно произносить  слова в быстром темпе. «Курица» муз. Е.Тиличевой,

сл. Л. Долинова.

 
Пение Продолжить работу над песней и выразительностью интонации. Закрепить текстовое содержание. «Солнечная песенка» муз. И. сл.Т. Бочковой,муз.обраб.Ю. Забутова.  
Музыкально-дидактическая  игра Развивать диатонический  слух детей,ориентацию в пространстве,внимание. «Громко-тихо запоем».  
Песенное  творчество Развивать ладовое  чувство у детей,умение закончить  мелодию. Формировать первоначальные творческие проявления в самостоятельном  поиске певческой интонации.. «Мишка»муз. Т.Бырченко,

сл. А. Барто.

 
Музыкально-ритмические  движения Упражнять детей двигаться  небольшими подгруппами,соблюдая равные промежутки в движении друг за другом. Воспитывать чувство товарищества. «Возле речки,возле  моста» рус.нар.п.обраб.А.Новикова.  
       

Занятие № 3

 
Вид деятельности Программное содержание Музыкальный материал  
Музыкально-ритмическая  деятельность:

- вход в зал

-упражнения

Закреплять умение детей двигаться в соответствии со спокойным,величавым характером музыки. Познакомить детей с танцевальным движением «гвоздики». Отрывок из оперы  «Царская невеста» муз. Н. Римского-Корсакова.

«Из-под дуба»рус.нар.мел.

 
Слушание  музыки Знакомить с творчеством  П. И. Чайковского. Вызвать эмоциональный  отклик на грустную и печальную музыку. Побуждать к высказыванию об эмоциональном содержании музыкального произведения. П. И. Чайковский «Болезнь куклы».  
Развитие  слуха и голоса Воспитывать у детей  эмоциональную отзывчивость на песню  шуточного характера,петь выразительно,естественным голосом. «Ехали» сл.Т. Волгиной,

муз.А. Филиппенко.

 
Пение Формировать умение исполнять песню напевно,в умеренном  темпе,сохранять чистоту интонации  на повторяющемся звуке «си». Брать  дыхание перед началом пения  и между музыкальными фразами,выполнять  логические ударения в словах. «Во поле береза стояла» обраб. Н. Римского-Корсакова.  
Музыкально-дидактическая  игра Развитие стремления к физическому раскрепощению,формирование ритмической организации. Закрепление  навыка правильного и свободного пения. «Передай,передай  эту песенку по кругу» муз. и сл. Е. Агабабовой  
Игровое творчество Формировать умение детей воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части,фразы различной протяженности  звучания). «Ищи!» муз. Т. Ломовой.  
Музыкально-ритмическая  деятельность(навык выразительного движения) Формировать у детей  чувство ритма,умение различать  музыкальные фразы. Закреплять навык  выполнения шага польки. Чешская народная мелодия  обраб. Н. Френкель.  
       

Список  литературы

1. Журнал «Музыкальный  руководитель» №1,2006г, ст. «Учите петь хором».

2. «Учите детей  петь: Песни и упражнения для  развития голоса у детей 6-7 лет»; сост. Г.М. Орлова, С.И. Бекина. -М: «Просвещение»,1988г. 

3. «Учите детей  петь:Песни и упражнения для  развития голоса у детей 5-6 лет»;сост. Г.М. Орлова,С.И. Бекина-М: «Просвещение»,1987г.

4. «Музыкально-дидактические  игры для дошкольников», Н.  Г. Кононова, Москва «Просвещение»,1982г. 
 

Особенности вокально-хоровой  работы с детьми младшего школьного возраста.

Одним из основных видов деятельности на уроках музыки в начальной школе является хоровое пение.

Цель  хорового пения: способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового пения.

Задачи:

1.Образовательные:  постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков,  знакомство с хоровым репертуаром.

2.Воспитательные: воспитание вокального слуха,  организованности внимания и  ответственности в момент коллективного  исполнения.

3.Развивающие:  развитие музыкальных способностей  и интереса к хоровому пению.

На уроке музыки данный вид деятельности (пение) занимает достаточно большое количество времени. Но пение необходимо чередовать с другими видами деятельности, чтобы активизировать внимание младших школьников. Учащиеся 1-5 классов очень любят петь, но это желание необходимо поддерживать с помощью различных педагогических методов и приемов, а также тщательного отбора музыкального материала, который обязательно должен нравиться не только учителю, но и самим детям. Несомненно, учитель должен помнить об особенностях голоса младшего школьника.

1.Очень тонкие связки, отсутствие голосовой мышцы, малая емкость легких.

2.Маленький диапазон (1 октава). Голос мальчика существенного  различия между голосом девочки  не имеет. Поэтому надо помнить:  Нельзя петь громко, не допускать форсированного звучания детских голосов. Эта ошибка многих, а может даже всех учителей начальных классов и учителей других предметов, которые в рамках классных мероприятий решаются самостоятельно разучить какие-либо произведения для внеклассной работы, требуя от детей: «ПОЙТЕ ГРОМЧЕ!» А учителя музыки иногда заглушают аккомпанементом пение детей и просят петь погромче. Это ошибки педагогов.

Важно не забывать, что при отборе музыкального материала, надо учитывать и диапазон. Много новых замечательных произведений можно использовать на уроках музыки, но, к сожалению, многие создатели их так увлекаются мелодией, что совсем забывают для кого они создают эти песни, поэтому мы встречаемся иногда с детской песней, но со взрослым диапазоном. Как быть? А ведь так хочется взять для разучивания данное произведение. Есть, конечно, школьники, которые имеют более широкий диапазон, которые могут справиться с данным произведение, но это же не весь класс? Значит возьмите это произведение для работы в хоре, там где музыкальные способности детей выше и диапазон больше, а не на уроке музыки. Еще хочется напомнить о продолжительности музыкальной фразы. Когда продолжительность ее превышает физические возможности певческого голоса, применяется цепное дыхание (не делать вдох одновременно с рядом сидящим школьником, на стыке фраз, внутри длинных нот), а брать дыхание незаметно, быстро, вливаясь в общее звучание без акцента, то есть «не толкая звук». Важно не забывать о правильной певческой установке, взятием дыхания без поднимания плеч и др.моменты вокально-хоровой работы. Важно вести работу над ансамблем. Обязательно найдется в классе или в хоре мальчик или девочка, которые вдруг начинают петь громче, чем другие, или ускоряют темп, или, наконец, просто смотрят в сторону, отключаясь от творческого процесса. Работу над ансамблем в хоровом пении младших школьников затрудняет недостаточная степень внимания, поэтому используйте разнообразные методические приемы: картинки, таблицы, рисунки, ритмические и танцевальные движения, чтобы активизировать непоседливых учеников и увлечь их красивым музыкальными произведениями.                                         Л.Г.Петрова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

"Значение  хороведения в системе профессиональной  подготовки учителя музыки. Структура  курса, его объект, предмет, методологическая  основа, ведущие принципы, основные категории.  
Принципы антропоцентрического подхода к вокально-хоровому воспитанию. Хор как совокупный субъект художественно-исполнительского процесса. Жанры хорового исполнительства; профессиональное и любительское творчество. Хоровой коллектив. Тип, вид, вокальная организация хора. Ансамбль, строй, интонация, дикция в хоре. Функции, художественно-выразительные средства вокально-хорового исполнения, его стилистические закономерности, противоречия. Вокально-хоровые технологии, их художественно-коммуникативная природа. Сущность, организационные формы, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в хоре. Направленность познавательных процессов в хороведении. Роль учителя музыки в формировании вокально-хоровой культуры детей. Личностный, рефлексивно-деятельностный подход к художественному руководству хором, его системный, ситуативный характер. Технологии и способы управления хором, стили художественного общения, функции дирижера. Задачи хоровой аранжировки. Методы анализа вокально-хоровой партитуры. Основополагающие принципы и методы хоровой аранжировки и творческое их применение. Конкретные приемы хоровых переложений, их преломление в связи с жанрово-стилистическими, фактурными особенностями произведения, характером мелодики, метро-ритмического рисунка, гармонического языка, принципов формообразования. Типы предложений. Свободные обработки народных мелодий."  
В ГОС 2003 г. лекционный курс «Хороведение» и практический курс «Хоровая аранжировка» соеденены в одну дисциплину «Хороведение и хоровая аранжировка». Цели и задачи данного курса необходимо разделить по характеру выполняемой деятельности каждого раздела.
""
    Рабочая учебная программа 
Авторы: ст. преподаватели Попова Е.В., Трифонова  И.А., ассистент Алёхина М.Е. Утверждена на заседание кафедры № 3 от 22.10.2007.  
План предусматривает: лекции - 17; практические - 17; самю.раб. - 74.
    Цели  и задачи курса 
ЗАДАЧИ  курса раздела "Хороведение" :  
- воспитание интереса к хоровому искусству;  
- углубление и расширение кругозора в области хоровой культуры;  
- приобретение ряда практических навыков (по распеванию хора, анализу хоровых партитур и т.д.), необходимых в будущей деятельности учителя музыки;  
- развитие у студента всего комплекса музыкально-творческих способностей (музыкальный слух, чувство ритма, память, двигательно-моторные, технические способности, художественно-образное мышление и т.д.);  
- овладение основными стилями мировой музыкальной культуры в исполнительском аспекте, а также определенным музыкальным репертуаром, необходимым для работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе.  
ЦЕЛИ курса раздела "Хороведение"  
- студенты должны иметь представление о методологии управлением хором, технологии и способах хоровой работы, стили художественного общения, функции дирижера;  
- знать приемы и методы работы дирижера над партитурой;  
- знать методические принципы организации хорового коллектива (в том числе детского хора, ансамбля);  
- уметь классифицировать певческие голоса и необходимые элементы хоровой партитуры;  
- владеть навыками специфических особенностей школьной хоровой работы, возрастные особенности детей, их психологию и физиологию.  
 
Основной ЗАДАЧЕЙ раздела «Хоровая аранжировка» курса является развитие навыков переложения хоровых и сольных вокальных произведений для различных составов хора.  
ЦЕЛИ раздела курса "Хоровая аранжировка":  
- формирование системы композиционных знаний;  
- нахождение оптимального варианта аранжировки сообразно художественно-образным задачам;  
- выработка собственного индивидуального стиля в аранжировке произведений для любого состава хора;  
- знакомство с аранжировками, выполненными выдающимися мастерами хорового искусства.
 
 
 

Тема 10. ВОКАЛЬНАЯ  РАБОТА С ХОРОМ  
Значение и основные принципы вокальной работы с хором:  
- зависимость элементов хоровой звучности (ансамбля, строя, дикции) от вокальных навыков хора;  
- необходимость единых вокальных навыков для всех участников хорового коллектива.  
Основополагающий принцип вокально-хоровой методики: сочетание индивидуальной и коллективной работы, методических обобщений и личного опыта руководителя самодеятельного хорового коллектива.  
Предварительные условии практического овладения дирижером основами вокально-хоровой работы:  
- опыт пения в хоре;  
- владение собственным голосом (необходимость индивидуальных занятий по постановке голоса);  
- знание строения певческого аппарата и основных певческих навыков;  
- знание общей методики вокальной работы.  
Особое значение собственного опыта пения в хоре для руководителя самодеятельного хорового коллектива.  
Проблема воспитания хорового певца.  
Основное содержание процесса вокальной работы; работа над дыханием, звукообразованием.  
Устройство певческого аппарата: дыхательный аппарат, голосовой аппарат, понятие о резонаторах подвижных и неподвижных (связь всех частей певческого аппарата).  
Дыхание: отличие певческого дыхания от физиологического.  
Типы дыхания. Вдох, выдох, задержка дыхания; опора дыхания. Принципы дыхания в хоровой практике; цепное дыхание.  
Звукообразование, возникновение звука, его сила и основные тембровые качества. Отличие певческого звука от разговорного. Принцип действия голосовых связок. Необходимость освобождения голосового аппарата. Атака звука и ее типы; опора звука.  
Формирование звука, связь характера певческого звука с речью, особенностями языка. Основные типы певческого звука: открытый, прикрытый. Роль резонаторов. Регистры: грудной, головной у мужских голосов, грудной, смешанный и головной - у женских. Понятие о примарной зоне (о «натуральных» тонах). Позиция звука, необходимость «высокой» позиции. Формирование гласных. Работа над звуком с различными партиями хора,  
Распевание хора. Основные задачи распевания хора: «настройка» коллектива, достижение рабочего состояния; работа над специальными вокально-хоровыми навыками.  
Движение от простого к сложному — основной принцип распевания. Формы и методы распевания;  
- распевание хоровых партий, хоровых групп, всего хора;  
- распевание на определенные гласные, слоги, слова, с закрытым ртом и т.д.;  
- распевание мелодическое и гармоническое;  
- распевание с охватом различных участков диапазона и регистров;  
- работа над различными штрихами;  
- распевание в различных темпах, ритмах, динамике;  
- роль инструментального сопровождения при распевании;  
- использование хоровых произведений и отдельных фрагментов ив них  
для распевания хора.  
Вокально-хоровая терминология.  
Практическое задание: показ на фортепиано во всех тональностях упражнений для распевания хора.  
 
Тема 11. ДИРИЖИРОВАНИЕ ХОРОМ  
Понятие о дирижировании как о процессе управления коллективным исполнением музыкального произведения. Общие сведения о развитии дирижерского искусства (основные этапы):  
- руководство исполнением ведущего певца (запевалы) - традиция народного исполнительства;  
- искусство хейрономии — управления исполнением при помощи  
системы условных движений рук, пальцев и т. д.;  
- дирижирование при помощи батуты (специального жезла);  
- управление исполнением при одновременной игре на каком-либо инструменте (органе, клавесине, скрипке и др.); двойное, тройное дирижирование;  
- объединение в лице дирижера различных функций (композитора, исполнителя, педагога), исполнение исключительно собственных сочинений;  
- выделение специальной профессии дирижера как исполнителя;  
- дирижирование с палочкой лицом к публике и лицом к исполнителям;  
- развитие различных традиций в современном дирижерском искусстве.  
Дирижерский аппарат, Сходство и различие в дирижировании хором и  
оркестром. Особенности хорового дирижирования; роль кистей рук, пальцев, лица, мимики, артикуляции и т. п. Вокальность дирижерского жеста. Значение дирижерской воли, чувства ритма, внутреннего слуха, Ауфтакты и дирижерская сетка.  
Основные дирижерско-исполнительские выразительные средства: агогика, динамика, артикуляция.  
Понятий об агогике, связь ее с певцом и метроритмом.  
Темп в хоровом произведении. Постоянные темпы (медленные, умеренные, быстрые). Переменные темпы (замедленные и ускоренные). Метроном.  
Метр и ритм в хоровом произведении. Размеры и дирижерские схемы: простые, сложные, смешанные, переменные, полиметрия и полиритмия, возможность увеличения числа долей н такте (дробление), фермата (снимаемая, неснимаемая, между звуками и др.).  
Динамика (нюансировка) в хоровом произведении.  
Артикуляция (выразительность исполнения) хорового произведения: характер исполнения, звуковедение (штрихи), цезурность (паузы, дыхание, цезуры и др.), фразировка.  
Организация и построение репетиционного процесса:  
- оставление календарного плана репетиций;  
- оличество и частота их проведения (ежедневно — в профессиональном хоре, 2—3 раза в неделю — в самодеятельном);  
- родолжительность репетиции (3—4 часа для профессионального хора,  
2—3 часа для самодеятельного, при 10—15-минутных перерывах);  
- четкая организация в проведении каждой репетиции (точное ее начало и окончание, аккуратное соблюдение перерывов для отдыха, порядок и дисциплина в процессе работы);  
- тщательная подготовка нотного материала (партитуры и комплекта  
хоровых партий);  
- различные формы проведения репетиций (общехоровые, по партиям, по хоровым группам);  
- построение репетиции (распевание, работа по партиям или по группам над изучением репертуара, свободное занятие для закрепления материала и художественной отделки произведений);  
- необходимость включения в репетиционную работу произведений  
различных по стилю, характеру, темпу, динамике, звуковедению, тесситурному напряжению и т. п.;  
- роль хормейстера (помощника дирижера) в репетиционном процессе;  
- использование фортепиано (и других инструментов) и помощь концертмейстера в репетиционной работе;  
- репетиции хора с оркестром;  
- генеральная репетиция; репетиции в дни концерта.  
Необходимость создания руководителем хора подлинно творческой  
обстановки на репетиции.  
 
Тема 12. РАБОТА НАД ХОРОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ  
Работа над произведением - основное содержание всей творческой деятельности дирижера и коллектива. Три последовательных этапа работы над хоровым произведением: самостоятельное изучение произведения хормейстером; репетиционная работа с хором; концертное исполнение.  
Подготовка дирижера к работе с хором: исполнение произведения на фортепиано, вокально-интонационнное освоение (пение хоровых партий, интонирование аккордов), дирижерско-техннческое освоение (включая тактирование), анализ хоровой партитуры. Необходимость знания произведения наизусть.  
Значение и роль нотных хоровых партий в работе хорового коллектива, их тщательная предварительная подготовка:  
- точное соответствие тексту партитуры;  
- грамотное и аккуратное написание; наличие цифровых или буквенных  
обозначений разделов произведения (в соответствии с партитурой), точная и отчетливая подтекстовка всех куплетов, внесение всех исполнительских указаний (агогических, динамических, артикуляционных и др.), запись длительных пауз (указание числа тактов, отражение всех темповых и  
ритмических изменений, фермат, цифровых обозначений, внесение реплик перед вступлением партии).  
Особое внимание к созданию хоровых партий на основе клавирного изложения партитуры (перевод партии в другой ключ и ее транспонирование, правописание, изменение направления штилей, уточнение исполнительских указаний и т. п.). Создание «контрольных» партий. Использование хоровых партитур вместо партий. Необходимость обеспечения партиями каждого певца хора (персонально). Использование хоровых партий в концертной практике. Процесс разучивания произведения с хором, условно делящийся на фазы:  
- знакомство коллектива с произведением;  
- техническое освоение произведения;  
- работа над произведением в художественном плане.  
Знакомство хорового коллектива с произведением: ознакомление певцов хора с хоровыми партиями, показ произведения дирижером (исполнение на фортепиано с одновременным пропеванием со словами основного тематического материала), рассказ о произведении и его авторах.  
Техническое освоение произведения: разучивание нотного и литературного текста, работа над основными элементами вокально-хоровой техники (интонацией, ритмом, дикцией, характером звука, ансамблем и др.). Организация процесса разучивания (по партиям, по хоровым группам, сводные общехоровые занятия; деление произведения на части, чередование работы с различными хоровыми партиями или группами, объединение различных хоровых партий).  
Методы разучивания произведения (активное прослушивание при помощи внутреннего слуха, сольфеджирование, вокализация пение на какой-либо слог, транспонирование, мелодекламация при работе над литературным текстом и др.). Использование дирижером при разучивании произведения различных вспомогательных приемов (тактирование, показ голосом или на фортепиано, устное объяснение и т.д.). Степень использования фортепиано при разучивании  
произведений a"cappella и с сопровождением.  
Преимущественно педагогическая направленность деятельности дирижера в период технического освоения произведения.  
Художественная отделка произведения. Тесная связь ее с технической работой, необходимость совершенного технического овладения произведением. Разработка дирижером исполнительского плана, ознакомление с ним коллектива; творческое единство и взаимопонимание между дирижером и коллективом. Особое внимание к выразительности исполнения (фразировке, дикции, нюансировке, агогике, артикуляции). Использование дирижером в работе специальных эмоционально-художественных приемов: впечатляющих дирижерских показов, образных сравнений, различного рода «предупреждающих» жестов и др. Сочетание эмоционально-интуитивного и рационально-аналитического начала в работе. Процесс «впевания» произведения.  
Концертное исполнение как завершение всей предварительной работы над произведением. Предварительная «настройка» дирижера и хора перед концертом. Выход и поведение дирижера и коллектива на эстраде. Задавание тона. Необходимость собранного, волевого и уверенного состояния дирижера при наличии эмоционального подъема и творческой взволнованности. Характерные недостатки, возникающие при концертном исполнении неопытными исполнителями: ускорение или замедление темпа, повышение или понижение интонации, нечеткий показ вступлений и т.п.  
Исполнение произведения наизусть и по нотам. Исполнение произведения на бис.  
Практическое задание: подготовка хоровой партитуры для работы с хором (на примере произведения, анализируемого в письменной работе).  
 
Тема 13. АНАЛИЗ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ  
Общее понятие о хоровой партитуре как о способе нотной записи хоровой музыки, при котором хоровые партии излагаются в их одновременном сочетании.  
Виды хоровых партитур. Влияние на вид партитуры состава исполнителей (хор однородный, смешанный, a"cappella, с сопровождением, с участием солистов), числа хоровых партий (голосов), фактуры произведения.  
Специальные партитурные обозначения и правила их записи (акколады, ключи, исполнительские указания, обозначения сокращений, запись divisi, «перетяжек» и др.). Правила подтекстовки.  
Анализ хоровой партитуры как один из методов изучения хорового произведения. Значение анализа партитуры в работе дирижера хора.  
Типы анализа: краткая аннотация, развернутый анализ. План анализа, его целенаправленность (вокально-хоровой аспект).  
Понятие о хоровой фактуре как совокупности специфических выразительных средств хора с учетом: вида хорового творчества, хорового жанра, общего типа фактуры, состава хора, возможностей хоровых партий, средств вокально-хоровой техники (связанных со специфическими элементами хоровой звучности и с более общими исполнительскими средствами); приемов хорового изложения, стиля хорового изложения.  
Специфические приемы хорового изложения (хорового письма):  
- приемы, связанные с использованием выразительных возможностей состава хора (tutti, неполный состав, хоровые группы, «чистые тембры», соло);  
- приемы, определяемые соотношением хоровых групп или партий  
(изложение мелодии различными партиями хора, передача мелодии из одной партии в другую, постепенное включение, включение, сопоставление, собособление хоровых групп или партий, дублирование - удвоение и унисон, перекрещивание, наложение, окружение);  
- колористические приемы (пение с закрытым ртом, на гласный звук, на определенный слог, звукоподражение, глиссандо, пение басов-октавистов, фальцет, форшлаг, эхо, мелодекламация);  
- одновременное сочетание различных приемов хорового изложения;  
- условносокращенная запись приемов хорового изложения.  
Понятие о хордовом стиле как о совокупности всех особенностей хоровой фактуры композитора, определяемых общим содержанием его творчества, отражающих характерные черты его музыкального языка. Основные стилистические направления в хоровом изложении (условная классификация):  
- классический тип хорового изложения;  
- свободный тип хорового изложения;  
- сочетание элементов классического и свободного типов хорового  
изложения (в одном произведении).  
Примеры анализа хоровых произведений в учебно-методической литературе.  
Практические задания. Устный анализ ряда хоровых произведений (см. «Примерный перечень произведений для изучения»).  
Контрольная работа. Развернутый письменный анализ хоровой партитуры одного из произведений, изучаемых в классе дирижирования (см. план анализа хоровой партитуры, данный в приложении).  
 
Тема 14. МЕТОДИКА ДЕТСКОГО ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ  
Значение и задачи массового музыкального воспитания детей. Хоровое воспитание как важнейшая часть музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Роль хорового искусства и хорового воспитания в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности.  
Общий образ современных систем массового музыкального воспитания и образования. Систем музыкально-хорового воспитания и образования. Систем музкально-хоровго воспитания детей, созданные выдающимися композиторами XX века: 3. Кодаем, К. Офом, Д. Кабалевским.  
Новые формы самодеятельного хорового исполнительства детей. Хоровые студии как наиболее массовая форма приобщения детей к хоровому пению. Пионерские ансамбли песни и танца. Хоры мальчиков. Вокальне ансамбли в клубах и домах культуры.  
Формы массовой пропаганды хорового искусства, Праздники песни, их значение. Фестивали детского музыкального творчества. Всесоюзная неделя музыки для детей и юношества. Участие детских хоровых коллективов в этих  
мероприятиях.  
Проблема репертуара. Принципы его подбора: идейное содержание, художественные достоинства, доступность, учет возрастных особенностей детей. Народная песня, отечественная и зарубежная классика, современные хоровые произведения для детей - три составных раздела учебного и концертного репертуара. Необходимость объективного учета вокально-хоровой и эмоциональной нагрузки при выборе репертуара с целью предотвращения чрезмерной утомляемости детей.  
Музыкально-слуховое развитие детей. Пение по нотам - важнейший фактор развития музыкального слуха и чувства ритма. Современные принципы и методы обучения пению по нотам. Методы относительной сольмизации, их роль в развитии музыкального слуха и интонационного мышления детей.  
Певческое воспитание детей, его значение, влияние па физиологическое и умственное развитие ребенка. Комплексный подход к воспитанию вокально-хоровых навыков. Взаимосвязь певческого воспитания с развитием музыкального слуха. Единство художественного и технического, эмоционального и интеллектуального в практике формирования вокально-слуховых навыков у детей.  
Специфика вокальной работы с детьми. Необходимость постоянного учета возрастных особенностей. Строение детского голосового аппарата. Отличие его от голосового аппарата взрослого. Детский голос и проблема его охраны. Мутация.  
Репетиционный процесс в детском хоре. Знакомство с произведением. Беседа о новом произведении, ее значение для эмоционального, осознанного восприятия и исполнения музыки. Формы разучивания хорового произведения. Особенности проведения репетиции в детском хоре: построение репетиции в зависимости от поставленных задач, типа хора; опора на эмоционально-образные ассоциации; учет индивидуальных особенностей детей; комплексный характер музыкальных занятий, игровые приемы в работе над произведением.  
Руководитель детского самодеятельного хора. Требования, предъявляемые к руководителю. Педагогическая, культурно-просветительная, музыкальная, хоровая стороны подготовки руководителя.
 

Информация о работе Информационные технологии на уроках музыки