Шпаргалка по "Музыке"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Музыка".

Файлы: 1 файл

ИЗМ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Билет 1. Жизнь и творчество Г. Берлиоза

Гекто́р Луи́ Берлио́з (фр. Hector Berlioz) (11 декабря 1803 — 8 марта 1869) — французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института  Франции (1856).

Родился в городке  Кот-Сент-Андре (Изер) на юго-востоке Франции в семье врача. В 1821 Берлиоз — студент-медик, но решает посвятить себя музыке. Первый раз в Париже «Торжественная месса» в 1825, никакого успеха. В 1826—1830 Берлиоз учится в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. В 1828—1830 гг. исполнены — увертюры «Ваверлей», «Francs-juges» и «Фантастическая симфония» (эпизод из жизни артиста) - обратили внимание публики. С 1828 г., Берлиоз – муз.критик.

Получив Римскую  премию (1830) за кантату «Сарданапал». Жил в Италии, вернулся через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки. Из своего путешествия Берлиоз привез с собой увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour à la vie», названное им «мелологом» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Вернувшись в Париж в 1832 г., он занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью.

С 1834 г. положение  в Париже улучшилось, т.к. стал сотрудником  в нескольких муз.газ. Работая до 1864 г., Б. - строгий и серьёзный критик. В 1839 г. - библиотекарь консерватории, а с 1856 г. — член Академии. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867—68), в частности, наполнив публикой Московский манеж.

О несчастной личной жизни рассказывает в своих «Мемуарах» (1870). Первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Смитсон (1833) закончился разводом в 1843 (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после  её смерти Берлиоз вступал в брак с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1854. Сын композитора от первого брака умер в 1867. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года.

Представитель романтизма в музыке, творец романтической  программной симфонии. В. Гюго в литературе и Делакруа в живописи. Нововведения в муз форме, гармонии и инструментовке, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.

Творчество композитора  отобразило и присущие романтизму разногласия: стремление к общенародности, массовости музыки употреблялось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос — с интимными выявлениями одинокой души предрасположенного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата «Греческая революция» — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных произведений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданные грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840).

 Стиль Берлиоза  определился уже в «Фантастической  симфонии» (1830, подзаголовок —  «Эпизод из жизни художника»). Это известное произведение Берлиоза — первая романтическая программная симфония.

Вслед за симфонией  Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона, У. Шекспира, Гёте. Он также писал тексты сам.

Значение Берлиоза в области искусства заключается  в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в  оркестровке. Его партитуры полны  новых и смелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки.

 Берлиоз был  выдающимся дирижёром. Вместе  с Вагнером он заложил основы  новой школы дирижирования, внес  важный вклад в развитие музыкально-критической  мысли. 

Билет 2. Оперное творчество Г. Берлиоза

Берлиоз достиг успеха в основном в области симфонической  музыки и, в особенности, – в тембровом  обогащении возможностей симфонического оркестра. Его оперная карьера  не столь удачна. Он автор двух крупных  сочинений для музыкального театра – оперы «Бенвенуто Челлини» и драматической легенды «Осуждение Фауста». Несмотря на несомненные достоинства, эти опусы не вызвали энтузиазма публики и критики.

Тогда, не оставляя надежд все же покорить недоступную  вершину Берлиоз задумал новую оперу на сюжет «Энеиды» Вергилия – грандиозное сочинение, которое он рассматривал как «французскую национальную оперу» и дело всей своей жизни. Опера получила название «Троянцы» и с самого начала стала настоящим камнем преткновения для двух антагонистов.

К созданию оперы  композитора подталкивало как стремление утвердить собственный, отличный от вагнеровского идеал музыкальной  драмы, так и желание создать  музыкальную версию любимого литературного  произведения. Немаловажную роль в  решении написать оперу сыграла и подруга Листа, княгиня Каролина Сайн-Витгенштейн, которая практически уговорила Берлиоза взяться за работу, а позднее – в годы создания «Троянцев» – была его главным доверенным лицом. Работа над оперой заняла два года (1856–1858), причем Берлиоз, подобно Вагнеру, создал не только музыкальный, но и литературный текст оперы.

В отличие от Вагнера, который повторял Глюка, он хотел подчинить все музыке, а  не слову.

Вагнер –  прирожденный драматург. Он мыслит театрально. Абстрактная, внесюжетная музыка для него – «тайна за семью печатями». Если для него неприемлемы традиционно сложившиеся оперные формы – значит, они должны быть отвергнуты всеми, если ему проще работать в условиях созданной им жесткой схемы, значит она – единственный путь оперного композитора.

Берлиоз - иной тип  музыкантов. Он тоже вдохновляется  конкретными сюжетами, у него почти  нет «чистой» внесюжетной музыки. Но природа его таланта иная. Его  мысль, беря импульс от сюжетной схемы, далее развивается по имманентно музыкальным законам. В области инструментальной музыки этот тип позволяет добиться успеха. При наличии профессионального мастерства, которым Берлиоз обладал в избытке, этот способ сочинения не является непреодолимым препятствием и для создания опер.

Печальная судьба «Троянцев». После неудачных попыток поставить оперу в главном музыкальном театре Парижа – Гранд-опера, Берлиоз согласился перенести постановку на сцену значительно меньшего по размеру Театра-лирик. В результате были поставлены лишь три последних действия пятиактного сочинения. Они были выделены в самостоятельную часть оперы, ставшей таким образом дилогией, и названы «Троянцы в Карфагене» (первая же часть была стала называться «Падение Трои»).

4 ноября 1863 года  «Троянцы в Карфагене» были  представлены публике и имели  успех. «Падение Трои» ждало своего часа еще 16 лет и лишь 7 декабря 1879 года (через десять лет после смерти Берлиоза), состоялось его концертное исполнение в театре Шатле.

Честь возвращения  «Троянцев» на современную оперную  сцену принадлежит Рафаэлю Кубелику, который исполнил ее в 1957 году в лондонском Ковент-Гардене. 

Билет 3. Реквием Г. Берлиоза. Гражданская трактовка  богослужебного жанра

В 1837 году Берлиоз  создает одно из величайших своих  произведений - Реквием. Драматическая  трактовка темы, масштабность замысла, массовость, огромная эмоциональность музыки, новизна оркестровых эффектов ставят берлиозовский Реквием на особое место среди сочинений аналогичных жанров.

Реквием – особый чин католической мессы, которая  служилась во время отпевания  или в дни особого поминовения усопших. Название произошло от первой строчки богослужебного текста Requiem aeternam dona eis, Domine («Вечный покой даруй им, Господи»). В окончательном варианте текст Реквиема сформировался в XIV веке. А с конца XVIII века, начиная с бессмертного Реквиема Моцарта, этот жанр перестает быть сугубо богослужебным и обретает собственную концертную жизнь. Реквием Гектора Берлиоза как раз предназначен для исполнения в концертном виде. Это скорее масштабное действо с элементами театрализации, нежели церковная музыка. Масштабность замысла повлекла за собой масштабность исполнительского состава, по замыслу Берлиоза исполнять его Реквием должны семь-восемь сотен человек. Один только хор должен был состоять не менее чем из 200 человек, а сильно расширенная группа медных духовых инструментов должна быть размещена в четырех «углах» основного состава исполнителей. Идея состояла в том, чтобы в части Tuba mirum каждая группа медных вступала поочередно, изображая трубящих ангелов Апокалипсиса. Грандиозные картины крушения мира, буйства страстей, пограничных психологических состояний всегда занимали воображение Берлиоза. И задача Реквиема, по замыслу композитора, – потрясти воображение слушателя размахом, грандиозным составом и подавляющими звучностями. Темы рельефны, плакатны, вырастают из мелодекламации, гармонии красочны и непредсказуемы. Манеру письма Берлиоза можно сравнить с монументальной фресковой живописью.

В Реквиеме Берлиоза 10 частей: Requiem et Kyrie, Dies irae, Quid sum miser, Rex tremendae, Quaerens me, Lacrymosa, Offertorium, Hostias, Sanctus, Agnus Dei. Номера со второго по пятый составляют по каноническому тексту секвенцию Dies irae, но композитор специально делает внутреннюю разбивку, дабы рельефнее выделить важные для него фрагменты текста, говорящие о Страшном суде. В целом Берлиоз следует канону, единственный раз нарушая последовательность текста в Rex tremendae (Царь потрясающего величия). После строки Voca me («Призови меня») – следует обрыв, пауза. Далее в каноническом тексте следует Cum benedictis («С благословенными»). Но композитор перед ключевой фразой создает эффект оцепенения, нерешительности и вводит реплику Salva me («Помилуй»).

Реквием под  управлением автора был впервые  исполнен 5 декабря 1837 года в соборе Парижского Дома инвалидов и произвел огромное впечатление на слушателей и критику. 

Билет 4. Симфонии Г. Берлиоза

Характерной особенностью музыкального романтизма является стремление к синтезу музыки и других искусств – поэзии, литературы, изобразительных  искусств, заимствование оттуда тем и сюжетов. Так возникает романтическая программность, и первым композитором, решительно ставшим на этот путь, был Берлиоз. Обращение в поисках сюжетов к Байрону («Гарольд в Италии»), Шекспиру («Ромео и Джульетта»), Гете («Осуждение Фауста») или создание собственной программы («Фантастическая симфония») определяют творческую направленность Берлиоза, его художественные принципы. Программность была для него средством конкретизации образного содержания музыки с целью сделать ее наиболее общедоступной с помощью программных пояснений. Кроме того, обращение к творениям великих поэтов и драматургов было своего рода выражением борьбы за высокую идейность искусства.

В  1830 г. Берлиоз  создает "Фантастическую симфонию" с подзаголовком: "Эпизод из жизни  артиста". Она открывает новую эру программного романтического симфонизма, став шедевром мировой музыкальной культуры. Программа написана Берлиозом и основана она на факте биографии самого композитора - романтической истории его любви к английской драматической актрисе Генриетте Смитсон также она включает  сюжетные положения романа де Кинсея "Англичанин, поглотитель опиума" и фантастические элементы гетевского "Фауста". Симфония открыла новую эпоху в программной симфонической музыке как в отношении тематики, так и форм, приемов развития (лейтмотивы, зачатки монотематизма, пятичастность), а также небывалого по своим выразительным качествам романтического оркестра. 

Билет 5. Жизнь и творчество Ф. Листа

Венгерский  композитор, пианист и дирижер  Ференц Лист родился 22 декабря 1811 года в селе Доборьян (Венгрия), в семье школьного учителя Адама Листа и служанки Марии-Анны Лагер. Семья эта  жила  небогато: дом,  в котором они жили, принадлежал князю  Миклошу  Эстерхази,  у  которого  тогда служил его  отец,  а  обстановка в этом  доме  состояла  только  из  самых необходимых предметов.

Ребенок появился на свет худым  и  слабым  и,  как  выяснилось  позже, страдал  совершенно неизвестной тогда медицине болезнью. Эта болезнь мучила его  до шести лет.

Лист  проявлял интерес к музыке с шести лет. Особенно любил слушать музыку цыган (музыку народа, никем не сочиненную).

Отец  Ференца был музыкантом-любителем. Ему удалось приобрести спинет (небольшой  клавесин). Сын настойчиво просил отца начать учить его музыке.

Более-менее  систематические уроки игры на спинете под руководством отца приносили невероятные результаты. Ференц прекрасно играл, свободно читал с листа, импровизировал с необыкновенной легкостью. На кандидатуру следующего педагога подошел известный, в свое время бывший учеником Бетховена, Карл Черни. Он прослушал игру Ференца и был восхищен его талантом.

Уже в  девять лет Лист начинает выступать  публично. Магнаты, на одном из концертов  бывшие, согласились взять все  расходы по листу на себя. Но похоже денег тех Ференц не получал.

28 ноября 1820 года в местной газете появляется  первый печатный отзыв о Листе:  «Исключительная подготовленность  этого артиста, его способность  быстро схватывать и разрешать  наиболее трудные моменты –  все, что ему предлагали, он  исполнял прямо с листа, - вызывают всеобщее восхищение и дают право на самые большие надежды».

В мае 1822 г. Лист в Вене.

20 сентября 1823 года семья Листов выезжает  в Париж. Здесь начинается первый  этап странствий юного композитора.  А 26 сентября семья прибывает  в Мюнхен.

В марте 1824 года Лист дает первый концерт в Париже. Тогда же ему, двенадцатилетнему мальчику поступает заказ на сочинение оперы, с чем юный Лист справляется блестяще. Его первая опера получила название «Дон Санчо, или Замок любви».

17 октября  1825 года было самым волнующим днем для Ференца Листа: в этот день в парижском театре «Гранд-Опера» состоялась премьера одноактной оперы «Дон Санчо».

Информация о работе Шпаргалка по "Музыке"