Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Музыка".
Даланд входит вместе с Голландцем, знакомит дочь с гостем и оставляет их наедине. Голландец надеется увидеть в Сенте свою освободительницу, и она клянётся ему в верности. Даланд объявляет о помолвке.
Третий акт
В бухте шумно веселятся норвежские матросы и девушки, в то время как на корабле Голландца царит зловещая тишина. Матросы пытаются пригласить голландцев на праздник; не получив ответа, они начинают смеяться над ними. Море начинает бурлить вокруг призрачного корабля, доселе молчавшая команда поёт всё громче и громче. Норвежцы в ужасе убегают.
Входит Сента,
за ней — Эрик. Он пытается напомнить
девушке о тех временах, когда она, как
ему казалось, была к нему благосклонна.
Этот разговор слышит Голландец; ему кажется,
что и в Сенте он не нашёл вечной верности.
Он открывает ей, что её ждёт проклятие,
и, чтобы избавить её от этого, приказывает
своей команде спешно отплывать. Сента,
которую тщетно пытаются удержать Эрик
и Даланд, бросается в море со скалы, доказывая
этим свою верность. В тот же момент тонет,
наконец, корабль Голландца. Вдалеке из
воды появляются просветлённые образы
Голландца и Сенты.
Билет 11. Легенда о Тристане и Изольде. Ее претворение в опере Р. Вагнера
Тристан и Изольда. Опера в трёх действиях; либретто автора.
Первая постановка: Мюнхен, Придворный театр, 10 июня 1865 года.
Действующие лица:
Тристан (тенор), король Марк (бас), Изольда (сопрано), Курвенал (баритон), Брангена (сопрано), Мелот (тенор), моряк (тенор), пастух (тенор), кормчий (баритон); экипаж корабля, рыцари, оруженосцы.
Время действия - около XII века.
Действие первое.
Палатка на палубе корабля. Ирландская принцесса Изольда, чувствуя себя на корабле пленницей, в гневе и отчаянии. Она приказывает своей подруге Брангене позвать рыцаря Тристана для объяснений. Тристан уклоняется от объяснений, так как любит Изольду и, не подозревая о взаимности, великодушно пытается устроить для Изольды выгодную брачную партию в Корнуэлле. Вместо него приходит его друг Курвенал и даёт надменный ответ: герою Тристану не о чем рассуждать с женщиной, которую он везет как пленницу, победив Ирландию, в невесты своему дяде, королю Марку Корнуэльскому. Гнев Изольды сменяется унынием: она жалуется Брангене на то, что Тристан - тот самый рыцарь Тантрис, которому она некогда спасла жизнь своими попечениями, - неблагодарный, похитил ее для своего дяди, старого Марка. При этой мысли Изольда закипает яростью; она велит Брангене принести ящичек с волшебными зельями, подарок матери, и приготовить для Тристана чашу с ядом. Кувернал говорит, что уже близка земля. Изольда просит его пригласить Тристана для того, чтобы выпить с ним чашу вина в знак примирения. На этот раз Тристан приходит. Брангена, однако, умышленно перепутывает зелье и выливает в чашу вместо яда любовный напиток. Чаша из рук Тристана переходит в руки Изольды. Мало-помалу оба загораются страстной любовью и кидаются друг другу в объятия как раз в ту минуту, когда корабль пристает к земле короля Марка.
Действие второе.
Сад перед покоями Изольды, у дверей которых горит факел. Ясная летняя ночь. Изольда с восторгом ожидает свидания с возлюбленным. Брангена предупреждает, что за Тристаном с самого его приезда следит рыцарь Мелот, но Изольда спокойна: Мелот - друг Тристана, и специально увел короля на охоту, чтобы устроить это свидание. Изольда сама тушит факел в знак того, что всё благополучно. Вскоре появляется Тристан. Брангена поднимается на вышку караулить. Любовники предаются мистическому обаянию страсти и не слышат возгласов Брангены. Наконец вбегает сам Курвенал с криком: "Спасайся, Тристан!" Но теперь уже поздно. Перед нежной парой вскоре появляются король Марк, Мелот и свита; опасения Брангены оправдались, Мелот устроил не свидание, а западню. Король с величавой грустью упрекает племянника в предательстве. Тристан обращается к Изольде с вопросом, готова ли она следовать за ним. Мелот, в негодовании, бросается на него с мечом. Тристан защищается и, раненый, падает на руки Курвенала. Изольда бросается к возлюбленному. Марк удерживает разъяренного Мелота от дальнейшего насилия.
Действие третье.
Сад в замке Тристана с воротами и видом на море. Тристан покоится на ложе под тенью старой липы; с ним Курвенал, который надеется лишь на одного врача - Изольду. Пастух должен дать рожком сигнал, когда увидит на море корабль; но пастух наигрывает лишь грустные мелодии - корабля не видно. Тристан пробуждается; его тревога за Изольду всё растет; он снова падает в обморок. В это время раздадутся веселый напев пастуха: близок корабль Изольды. Курвенал бежит встречать ее, а Тристан в волнении встает с ложа, сбрасывает повязки и бросается в объятия кинувшейся к нему Изольды для того, чтобы тотчас умереть. Изольда без чувств падает на труп любовника. В это время раздается новый сигнал пастуха: плывет корабль короля Марка. Курвенал, предупреждая нападение, запирает и защищает ворота, но падает жертвой своей дружеской верности. Король Марк явился, однако, не для мести; он узнал от Брангены, что Тристан и Изольда выпили вместо яда любовный напиток и пали, таким образом, жертвой высших сил; он пришел объявить Изольду свободной и соединить ее с Тристаном. Но уже поздно: Изольда на время пробуждается от своего оцепенения, чтобы умереть от тоски, изойти любовью на теле Тристана. Королю Марку остаётся благословить трупы.
______________________________
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Легенда о Тристане и Изольде — кельтского происхождения. Она пришла, вероятно, из Ирландии и пользовалась широчайшей популярностью во всех странах средневековой Европы, распространившись во множестве вариантов (первая ее литературная обработка — франко-бретонский роман — относится к XII веку). На протяжении веков она обрастала различными поэтическими подробностями, но смысл оставался прежним: любовь сильнее смерти. Вагнер же истолковывал эту легенду иначе: он создал поэму о мучительной всепоглощающей страсти, которая сильнее рассудка, чувства долга, родственных обязательств, которая опрокидывает привычные представления, разрывает связи с окружающим миром, с людьми, с жизнью. В соответствии с замыслом композитора опера отмечена единством драматического выражения, огромным напряжением, трагическим накалом чувств.
Вагнер очень любил «Тристана», считал его своим лучшим сочинением. Создание оперы связано с одним из наиболее романтических эпизодов биографии композитора — с его страстью к Матильде Везендонк, жене друга и покровителя, которая, несмотря на горячую любовь к Вагнеру, сумела подчинить свое чувство долгу перед мужем и семьей. Вагнер называл «Тристана» памятником глубочайшей неразделенной любви. Автобиографичность этой оперы помогает понять необычную трактовку композитором литературного источника.
С легендой о Тристане и Изольде Вагнер познакомился еще в 40-х годах, замысел оперы возник осенью 1854 года и полностью захватил композитора в августе 1857 года, заставив его прервать работу над тетралогией «Кольцо нибелунга». Текст был написал в едином порыве, за три недели; в октябре начато сочинение музыки. Работа велась с большими перерывами, опера была завершена в 1859 году. Премьера состоялась 10 июня 1865 года в Мюнхене.
Легенда.
Тристан, королевич
Лоонуа, рано осиротел и, скрываясь
от козней мачехи, попал в Тинтагель
- ко двору своего дяди, корнуэльского
короля Марка, заботливо воспитавшего
его и намеревавшегося, по причине своей
бездетности, сделать его своим преемником.
Юный Тристан оказывает своей новой родине
большую услугу, убив в единоборстве ирландского
великана Морхульта, взимавшего с Корнуэльса
живую дань. Сам тяжко раненый отравленным
оружием Морхульта, Тристан садится в
ладью и плывет наудачу в поисках исцеления,
которое он получает в Ирландии от белокурой
принцессы Изольды, искусной во врачевании.
Позже, когда вассалы понуждают Марка
жениться для получения законного наследника,
Тристан добровольно ищет ему невесту
и привозит Изольду. Но в пути он с нею
выпивает по ошибке любовный напиток,
который ей дала мать для обеспечения
прочной любви между нею и мужем. На корабле
между Тристаном и Изольдой возникает
греховная близость. Перед свадьбой Тристан
переживает и обращается за советом к
своему воспитателю Гуверналу. Тот говорит,
что в первую ночь следует погасить все
свечи и подложить к королю Бранжьену,
служанку Изольды. Так они и поступают.
Король так и не догадался о подмене. Тристан
и Изольда связаны любовью столь же сильной,
как жизнь и смерть. Между ними происходит
ряд тайных свиданий, но наконец они изобличены
и осуждены. Они бегут и долго скитаются
в лесу. Затем Марк прощает их и возвращает
Изольду ко двору, но велит Тристану удалиться.
Много раз от наказания и смерти их спасают
верные Гувернал и Бранжьена. Тристан
уезжает в Британию и совершает там ряд
подвигов. У короля Британии есть сыновья
Каэрдин и Ривален, и дочь Изольда Белорукая.
Однажды во сне Тристан произносит вслух
признание любви своей Изольде. Каэрдин
же уверен, что Тристан говорит о его сестре,
Изольде-Белорукой. Он рассказывает об
этом своему отцу, и тот с радостью отдает
Тристану свою дочь, Тристан же не смеет
отказаться. Был устроен свадебный пир
- однако, верный своему чувству к первой
Изольде, Тристан не сближается с женой.
В один день Тристан ранен отравленным
оружием и просит Каэрдина, сына престола
Британского отправиться к белокурой
Изольде с мольбой приехать и побеседовать
последний раз в жизни с любимой. Они условились,
что если Каэрдину удастся привезти Изольду,
на его корабле будет выставлен белый
парус, в противном случае — чёрный. Ревнивая
жена Тристана, проведав об этом, в последний
момент говорит умирающему Тристану, что
показался корабль с чёрным парусом. Тристан
поворачивается к стенке и произносит:
"Я больше не могу сдерживать свою жизнь",
трижды выкрикивает "Изольда, дорогая!"
и умирает. Изольда сходит на берег, ложится
рядом с телом Тристана и умирает от горя
по любимому. Их хоронят в двух соседних
могилах по обе стороны абсиды храма в
Тинтагеле, и терновник, зеленый и крепкий,
благоухающий цветами, за ночь перекидывается
через часовню и уходит в могилу Изольды.
Трижды рубят терновник горожане и трижды
он вырастает. Впоследствии, король Марк
узнает об этом чуде и запрещает когда-либо
срезать терновники. Король Марк хотел
оставить при себе Гувернала с Бранжьеной,
но они не пожелали остаться. Гувернал
стал королем Лоонуа, наследником которого
был Тристан, а Бранжьена - его женой и
королевой.
Билет 12. Германские мифы в трактовке Р. Вагнера (общий обзор)
Натурфилософские взгляды романтиков способствовали обращению к низшей мифологии, к различным категориям природных духов земли, воздуха, воды, леса, гор и т. д. Подчеркнуто свободная, порой ироническая игра с образами традиционной мифологии, объединение элементов различных мифологий и в особенности опыты собственной литературной мифоподобной фантастики (альраун из повести Л. Арнима "Изабелла Египетская", "Крошка Цахес" Э. Т. А. Гофмана), повторение и дублирование героев в пространстве (двойники) и особенно во времени (герои вечно живут, умирают и воскресают или воплощаются в новых существах), частичный перенос акцента с образа на ситуацию как некий архетип и т. д.- характерная черта мифотворчества романтиков. В культуре конца XIX в. возникают, особенно под влиянием Р. Вагнера и Ф. Ницше, "неомифологические" устремления. Весьма разнообразные по своим проявлениям, социальной и философской природе, они во многом сохраняют значение и для всей культуры XX в.
Основоположник "неомифологизма" Вагнер считал, что народ именно через миф становится создателем искусства, что миф - поэзия глубоких жизненных воззрений, имеющих всеобщий характер. Обратившись к традициям германской мифологии, Вагнер создал оперную тетралогию "Кольцо нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов"). Вагнер стремится посредством архетипических музыкально-мифологических лейтмотивов выразить "вечную" проблематику настолько емко, чтобы она включала и кардинальные социально-нравственные коллизии XIX в. Стержнем всей тетралогии он делает мотив "проклятого золота" (тема, популярная в романтической литературе и знаменующая романтическую критику буржуазной цивилизации). Виртуозная интуиция Вагнера сказалась, например, в реконструировании образа воды как символа хаотического состояния универсума (начало и конец "Кольца нибелунга"). Вагнеровский подход к мифологии создал целую традицию (которая подвергалась грубой вульгаризации у эпигонов позднего романтизма, усиливших свойственные творчеству Вагнера черты пессимизма, мистики и национализма).
Тангейзер - в сюжете оперы были объединены несколько самостоятельных немецких легенд (о гроте Венеры, состязании певцов и святой Елизавете).
Лоэнгрин - интерес к сюжету возник у Вагнера в 1842 г. в Париже. Рыцари Грааля упоминаются во многих источниках, с которыми был знаком композитор — в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин — сын Парцифаля), в «Немецких сказаниях» братьев Гримм, средневековом романе о рыцаре-лебеде и т. д. На основе разрозненных легенд Вагнер создал самостоятельное произведение.
Тристан и Изольда
Билет 13. Жизнь и творчество И. Брамса
Иоганнес Брамс (нем. Johannes Brahms; 7 мая 1833, Гамбург — 3 апреля 1897, Вена) — немецкий композитор и пианист, был одним из главных представителей периода романтизма.
Сын бедных родителей (его отец занимал место контрабасиста в городском театре), он не имел возможности получить блестящего музыкального образования и изучал игру на фортепьяно и теорию композиции у Эд. Маркзена, в Альтоне. Дальнейшему усовершенствованию обязан самому себе. В 1847 году Брамс впервые выступил публично как пианист.
Позднее, в 1853 г., он познакомился с Робертом Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение. Шуман отнёсся к таланту Брамса с большим вниманием, о чём и высказался весьма лестно в критической статье в специальном музыкальном органе: «Neue Zeitschrift für Musik». Брамс питал нежную симпатию к жене Шумана Кларе Шуман, которая была на 13 лет его старше. Во время болезни Роберта, Иоганнес посылал любовные письма его жене. Однако после смерти ее мужа, так и не решился предложить Кларе выйти за него замуж.
Первое произведение Брамса — фортепьянные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 г. Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепьянной и камерной музыки. С 1862 г. он поселился в Вене, где был капельмейстером в «Singakademie», а с 1872—1874 дирижировал известными концертами общества «Musikfreunde». Позднее большую часть своей деятельности Брамс посвятил композиции.
Им написано более 80-ти произведений, как то: одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепьянных концерта, несколько сонат для одного фортепьяно, для фортепьяно со скрипкой, с виолончелью, фортепьянные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепьяно, кантата «Rinaldo» для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского «Harzreise im Winter») для соло-альта, мужского хора и оркестра, «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра, «Triumphlied» (по поводу Франко-прусской войны), для хора и оркестра; «Schicksalslied», для хора и оркестра; скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры: трагическая и академическая.
Но особенную славу доставили Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих произведениях Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал себе стиль. О его произведениях по общему их впечатлению нельзя сказать, чтобы Брамс находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Самым выдающимся произведением, в котором творческая сила Брамса сказалась особенно ярко, оригинально, является его «Немецкий реквием».