Шпаргалка по "Музыке"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Музыка".

Файлы: 1 файл

ИЗМ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Постоянно проходят различные турне.

26 марта  1827 года умирает Людвиг ван  Бетховен. А через полгода, в  августе, умирает его отец.

После похорон отца Лист вновь уезжает  в Париж,  где  впоследствии  жил еще несколько лет.

В 1832 году в Париж  приезжает  Фридерик  Шопен,  с  которым  у  Листа  завязываются дружеские отношения.

В мае 1833 года Ференц Лист знакомится с  дочерью  графа  де  Флавиньи Мари д’Агу, которую впоследствии полюбил. Ей было 28. В начале 1835 года Мари д’Агу и Ференц Лист решают бежать в Швейцарию. Они поселяются в Женеве.

Период  странствий. «Альбом путешественника» сочиняет.

В декабре 1835 года у Листа и Марии д’Агу  родилась  первая  дочь, которую назвали Бландиной, а вторая дочь – Козима – родилась в декабре 1837 года.

Начиная с 1838 года  Ференц  Лист  непрерывно  концертирует,  посещает почти все  страны Европы, а в 1842 году впервые  посетил Россию, где  выступил с концертами в Санкт-Петербурге и Москве. Также Лист  приезжал  в  Россию  в 1843 и 1847 годах, когда дал свой последний концерт в Елизаветграде.

В 1848 году, отказавшись от концертной деятельности,  Лист  переезжает в город Веймар  по  приглашению  на  пост  придворного  дирижера.  Здесь,  в Веймаре начинается расцвет  творчества  Ференца  Листа;  композитор  создает свои самые значительные произведения – сонату  си  минор,  два  фортепианных концерта, симфонические поэмы «Прометей», «Ночное шествие» и «Идеалы»,  «Три траурные оды» (одну из которых Лист  просил  исполнить  на  его  похоронах), «Два Мефисто-вальса», «Фауст-симфония», несколько рапсодий и  песен.

«Веймарский  период»  Листа  длился  двенадцать  лет.  В 1861 году композитор покидает Веймар. В этот период Лист продолжает творить, хотя и не так интенсивно, как в  Веймаре. В это время основой его творчества становятся хоровые произведения  духовного склада – оратории, мессы, псалмы, реквиемы. В 1865 году Лист принимает духовный сан аббата.

Поздний период своей жизни и творчества – с 1870 года – Лист практически все время проводил на родине. Тогда он практически ничего не сочинял. В 1878 году Лист переезжает в немецкий город Байрейт, где проживает последние годы жизни.

В 1886 году Лист тяжело заболевает. Медицина бессильна. Ясно, что композитор обречен. И в ночь с 31 июля на 1 августа 1886 года Ференц Лист умирает.

Лист  был похоронен на Байрейтском  кладбище, где его тело покоится и по сей день.

Лист  открыл миру свою родину – Венгрию, что уже говорит само за себя. Лист  отдал  много  сил  и  времени

строительству музыкальной культуры своей родной страны. Он содействовал учреждению Музыкальной  академии в Будапеште, и  после  ее  открытия  в  1875 году  стал  ее  первым  президентом  и  профессором  фортепианного   класса. Творческие достижения Листа во  многом  послужили основой для венгерской

национальной  музыки.

Лист  имел  огромный  авторитет  в  музыкальных  кругах  Европы,  который  он использовал для утверждения  мирового искусства во всех странах.  Композиторы молодых национальных  школ  –  Григ,  Альбенис  и  другие  –  нашли  у  него многостороннюю поддержку. Хорошо был знаком Лист  и  с  творчеством  русских музыкантов – Глинки, Бородина, Алябьева, Кюи, Варламова и других.

Творческая  деятельность Ференца Листа была на редкость многогранной.  Смелый новатор,  Лист  обогатил  музыку  новыми   идеями,   новыми   выразительными средствами. Он широко использовал программность в музыке как  жанр,  несущий в себе элементы демократизма; постоянно обращался к народу как  к  источнику жизненной  силы  искусства.  Лист  настойчиво  стремился  познать   характер народной жизни, быта своей родины, ее музыкального богатства. Ставя перед собой задачу «обновления музыки  путем  ее  внутренней  связи  с поэзией» и «освобождения художественного содержания от  схематизма»,  Ференц Лист пришел к созданию новой музыкальной формы –  одночастной  симфонической поэмы. Круг образов, воплощенных им в этой форме,  чрезвычайно  широк  –  от античного мифа об Орфее и бессмертных героев  Шекспира  и  Гете  до  образов современной  Листу  поэзии  и  живописи.  Но   среди   этого   тематического разнообразия выступает главная тема  творчества  Листа  –  жизненный  подвиг человека, его  борьба  за  гуманистические  идеалы,  извечное  стремление  к свободе, свету и счастью.

Лист  также  совершил  коренной  переворот  в  пианистической  технике,  ввел «симфоническую  трактовку»  фортепиано,  основанную  на   полнозвучности   и многокрасочности.  По  меткому  выражению  известного  музыкального  критика Стасова, «начиная с Листа, для фортепиано стало возможно  все».  Безусловно, это – одна из самых важных частей его вклада в развитие мировой  музыкальной культуры.

Облик Листа противоречив, в нем отразились порывы, сомнения и  разочарования его поколения. В нем уживалось искреннее сочувствие революционному  движению и приверженность к католицизму. Но в  одном  он  оставался  верен  себе  всю жизнь – в служении своему искусству. 

Билет 6. Преобразование симфонических  жанров в творчестве Ф. Листа

Лист является новатором и создателем жанра  симфонической поэмы. 

Симфоническая поэма - программное оркестровое  сочинение – жанр, получивший распространение  в эпоху романтизма и включающий в себя черты программной симфонии и концертной увертюры. Этот жанр полностью сложился в творчестве Ф.Листа, который ввел это название. Впервые он дал его в 1854 увертюре Тассо. После этого все свои одночастные программные симфонические сочинения стал называть симфоническими поэмами. Само название указывает на связь музыки и поэзии. Также важным родом программной музыки является программная симфония.

Лист написал 13 симфонических поэм, наиболее известные  – Прелюды (1848), Тассо, Орфей (1854), Битва  гуннов (1857), Идеалы (1867), Гамлет (1858). В  его поэмах сочетаются различные структуры и черты различных инструментальных жанров.

Монотематизм (от моно... и тема), принцип построения музыкального произведения, связанный  с объединением одной темой сонатно-симфонического цикла или произошедших от него одночастных  форм. Ранний образец Монотематизм - 5-я симфония Бетховена, начальная тема которой в трансформированном виде проводится через все части. Высшего развития Монотематизм достиг в эпоху музыкального романтизма, в программных музыкальных произведениях Г. Берлиоза и Ф. Листа. В симфонических поэмах Ф. Листа применяется новый тип формы, объединяющий черты сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла; целостность произведений обеспечивается использованием одной темы, подвергающейся образным трансформациям и принимающей различный облик, отвечающий различным этапам развития сюжета.

Ф. Лист «Прелюды» - симфоническая поэма до-мажор (1854)

Поэма была задумана как увертюра к четырем мужским  хорам на стихи Отрана «Четыре  стихии» («Земля», «Ветры», «Волны», «Звёзды»). В первом варианте завершена в 1848 году. К 1854 году была переработана как самостоятельное сочинение с эпиграфом из Ламартина. Поэма Листа гораздо ярче и образней своей программы. «Прелюды» - одно из лучших симфонических произведений Листа. Композитор вошел в историю музыки как создатель нового романтического жанра - «симфонической поэмы», одночастного симфонического произведения свободной формы. 

Билет 7. Кантатно-ораториальное  творчество Ф. Листа 

Билет 8. Жизнь и творчество Ф. Шопена

Шопен (Chopin) Фридерик Францишек [22.2 (по др. сведениям, 1.3).1810, Желязова-Воля, близ Варшавы,—17.10.1849, Париж], польский композитор и пианист. Сын французского эмигранта Никола Шопена, участника Польского восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки игры на фортепьяно получил у сестры — Людвики Шопен. С 1816 учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистическое и композиторское дарование Шопен проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огинского, в 1818 впервые выступил публично. Учась в лицее (1823—26), продолжал совершенствоваться в игре на фортепьяно, концертировал, изучал теорию композиции под руководством Ю. Эльснера (с 1822), затем по его классу окончил Главную школу музыки (учился в ней в 1826—29) в Варшаве. Творческое развитие Шопена проходило в условиях подъёма польской национальной культуры. В студенческие годы он сблизился с передовой интеллигенцией и революционно настроенной молодёжью. В 1825—29 в поездках по различным районам Польши знакомился с народным творчеством и бытом. В 1828 посетил Берлин, в 1829 — Вену, где выступил как пианист и композитор. Варшавский период жизни (до ноября 1830) сыграл решающую роль в творческом формировании Шопена.

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда в 1830 г. В Париж, где Шопена ожидали новая жизнь и слава, он переселился в 1831 г. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени. В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ болезни легких. С этим временем совпадает связь с Жорж Санд. Пребывание на Майорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от астматических приступов.

Десятилетнее  сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г., помимо того, что вызвал у него совершенно ненужный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Вернувшись в Париж, Шопен слёг. 5 (17) октября 1849 г. его не стало.

Никогда — ни до, ни после Шопена — его родина, Польша, не давала такого музыкального гения. Его творчество почти целиком  является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар Шопена мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.

В полонезах, балладах Шопен рассказывает о своей стране, Польше, о красотах её пейзажей и  трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народного мелоса. Вместе с тем Шопен исключительно самобытен. Музыка его отличается смелой изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. После Бетховена классицизм уступил место романтизму, и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке. Если где-то в его творчестве и чувствуется рефлексия, то, наверное, в сонатах, что не мешает им быть высокими образцами жанра. Часто Шопен достигает вершин трагизма, как, например, в похоронном марше в сонате op. 35, или предстает замечательным лириком, как, например, в adagio из второго фортепианного концерта.

К лучшим произведениям  Шопена можно отнести этюды: в  них, помимо технических экзерсисов, бывших до Шопена главной и чуть ли не единственной целью этого жанра, слушателю раскрывается удивительный поэтический мир. Эти этюды отличаются то юношеской порывистой свежестью, как, например, этюд ges-dur, то драматизмом (этюды f-moll, c-moll). В них имеются замечательные мелодические и гармонические красоты. Этюд cis-moll достигает бетховенских высот трагизма.

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена. Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. 

Билет 9. Жизнь и творчество Р. Вагнера

Вагнер родился  в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера в 1813 году. Под влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейера, Вагнер в 1828 начал обучаться музыке у  кантора церкви Святого Фомы Теодора  Вайнлига, в 1831 начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В 1833—1842 годах вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже он стал придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1849 Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М. А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В 1858 — Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.

Информация о работе Шпаргалка по "Музыке"