Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Музыка".
Постоянно проходят различные турне.
26 марта 1827 года умирает Людвиг ван Бетховен. А через полгода, в августе, умирает его отец.
После похорон отца Лист вновь уезжает в Париж, где впоследствии жил еще несколько лет.
В 1832 году в Париж приезжает Фридерик Шопен, с которым у Листа завязываются дружеские отношения.
В мае 1833 года Ференц Лист знакомится с дочерью графа де Флавиньи Мари д’Агу, которую впоследствии полюбил. Ей было 28. В начале 1835 года Мари д’Агу и Ференц Лист решают бежать в Швейцарию. Они поселяются в Женеве.
Период странствий. «Альбом путешественника» сочиняет.
В декабре 1835 года у Листа и Марии д’Агу родилась первая дочь, которую назвали Бландиной, а вторая дочь – Козима – родилась в декабре 1837 года.
Начиная с 1838 года Ференц Лист непрерывно концертирует, посещает почти все страны Европы, а в 1842 году впервые посетил Россию, где выступил с концертами в Санкт-Петербурге и Москве. Также Лист приезжал в Россию в 1843 и 1847 годах, когда дал свой последний концерт в Елизаветграде.
В 1848 году, отказавшись от концертной деятельности, Лист переезжает в город Веймар по приглашению на пост придворного дирижера. Здесь, в Веймаре начинается расцвет творчества Ференца Листа; композитор создает свои самые значительные произведения – сонату си минор, два фортепианных концерта, симфонические поэмы «Прометей», «Ночное шествие» и «Идеалы», «Три траурные оды» (одну из которых Лист просил исполнить на его похоронах), «Два Мефисто-вальса», «Фауст-симфония», несколько рапсодий и песен.
«Веймарский период» Листа длился двенадцать лет. В 1861 году композитор покидает Веймар. В этот период Лист продолжает творить, хотя и не так интенсивно, как в Веймаре. В это время основой его творчества становятся хоровые произведения духовного склада – оратории, мессы, псалмы, реквиемы. В 1865 году Лист принимает духовный сан аббата.
Поздний период своей жизни и творчества – с 1870 года – Лист практически все время проводил на родине. Тогда он практически ничего не сочинял. В 1878 году Лист переезжает в немецкий город Байрейт, где проживает последние годы жизни.
В 1886 году Лист тяжело заболевает. Медицина бессильна. Ясно, что композитор обречен. И в ночь с 31 июля на 1 августа 1886 года Ференц Лист умирает.
Лист был похоронен на Байрейтском кладбище, где его тело покоится и по сей день.
Лист открыл миру свою родину – Венгрию, что уже говорит само за себя. Лист отдал много сил и времени
строительству музыкальной культуры своей родной страны. Он содействовал учреждению Музыкальной академии в Будапеште, и после ее открытия в 1875 году стал ее первым президентом и профессором фортепианного класса. Творческие достижения Листа во многом послужили основой для венгерской
национальной музыки.
Лист имел огромный авторитет в музыкальных кругах Европы, который он использовал для утверждения мирового искусства во всех странах. Композиторы молодых национальных школ – Григ, Альбенис и другие – нашли у него многостороннюю поддержку. Хорошо был знаком Лист и с творчеством русских музыкантов – Глинки, Бородина, Алябьева, Кюи, Варламова и других.
Творческая деятельность Ференца Листа была на редкость многогранной. Смелый новатор, Лист обогатил музыку новыми идеями, новыми выразительными средствами. Он широко использовал программность в музыке как жанр, несущий в себе элементы демократизма; постоянно обращался к народу как к источнику жизненной силы искусства. Лист настойчиво стремился познать характер народной жизни, быта своей родины, ее музыкального богатства. Ставя перед собой задачу «обновления музыки путем ее внутренней связи с поэзией» и «освобождения художественного содержания от схематизма», Ференц Лист пришел к созданию новой музыкальной формы – одночастной симфонической поэмы. Круг образов, воплощенных им в этой форме, чрезвычайно широк – от античного мифа об Орфее и бессмертных героев Шекспира и Гете до образов современной Листу поэзии и живописи. Но среди этого тематического разнообразия выступает главная тема творчества Листа – жизненный подвиг человека, его борьба за гуманистические идеалы, извечное стремление к свободе, свету и счастью.
Лист также совершил коренной переворот в пианистической технике, ввел «симфоническую трактовку» фортепиано, основанную на полнозвучности и многокрасочности. По меткому выражению известного музыкального критика Стасова, «начиная с Листа, для фортепиано стало возможно все». Безусловно, это – одна из самых важных частей его вклада в развитие мировой музыкальной культуры.
Облик
Листа противоречив, в нем отразились
порывы, сомнения и разочарования его
поколения. В нем уживалось искреннее
сочувствие революционному движению
и приверженность к католицизму. Но в
одном он оставался верен
себе всю жизнь – в служении своему
искусству.
Билет 6. Преобразование симфонических жанров в творчестве Ф. Листа
Лист является новатором и создателем жанра симфонической поэмы.
Симфоническая поэма - программное оркестровое сочинение – жанр, получивший распространение в эпоху романтизма и включающий в себя черты программной симфонии и концертной увертюры. Этот жанр полностью сложился в творчестве Ф.Листа, который ввел это название. Впервые он дал его в 1854 увертюре Тассо. После этого все свои одночастные программные симфонические сочинения стал называть симфоническими поэмами. Само название указывает на связь музыки и поэзии. Также важным родом программной музыки является программная симфония.
Лист написал 13 симфонических поэм, наиболее известные – Прелюды (1848), Тассо, Орфей (1854), Битва гуннов (1857), Идеалы (1867), Гамлет (1858). В его поэмах сочетаются различные структуры и черты различных инструментальных жанров.
Монотематизм (от
моно... и тема), принцип построения
музыкального произведения, связанный
с объединением одной темой сонатно-
Ф. Лист «Прелюды» - симфоническая поэма до-мажор (1854)
Поэма была задумана
как увертюра к четырем мужским
хорам на стихи Отрана «Четыре
стихии» («Земля», «Ветры», «Волны», «Звёзды»).
В первом варианте завершена в 1848 году.
К 1854 году была переработана как самостоятельное
сочинение с эпиграфом из Ламартина. Поэма
Листа гораздо ярче и образней своей программы.
«Прелюды» - одно из лучших симфонических
произведений Листа. Композитор вошел
в историю музыки как создатель нового
романтического жанра - «симфонической
поэмы», одночастного симфонического
произведения свободной формы.
Билет 7.
Кантатно-ораториальное
творчество Ф. Листа
Билет 8. Жизнь и творчество Ф. Шопена
Шопен (Chopin) Фридерик Францишек [22.2 (по др. сведениям, 1.3).1810, Желязова-Воля, близ Варшавы,—17.10.1849, Париж], польский композитор и пианист. Сын французского эмигранта Никола Шопена, участника Польского восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки игры на фортепьяно получил у сестры — Людвики Шопен. С 1816 учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистическое и композиторское дарование Шопен проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огинского, в 1818 впервые выступил публично. Учась в лицее (1823—26), продолжал совершенствоваться в игре на фортепьяно, концертировал, изучал теорию композиции под руководством Ю. Эльснера (с 1822), затем по его классу окончил Главную школу музыки (учился в ней в 1826—29) в Варшаве. Творческое развитие Шопена проходило в условиях подъёма польской национальной культуры. В студенческие годы он сблизился с передовой интеллигенцией и революционно настроенной молодёжью. В 1825—29 в поездках по различным районам Польши знакомился с народным творчеством и бытом. В 1828 посетил Берлин, в 1829 — Вену, где выступил как пианист и композитор. Варшавский период жизни (до ноября 1830) сыграл решающую роль в творческом формировании Шопена.
С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда в 1830 г. В Париж, где Шопена ожидали новая жизнь и слава, он переселился в 1831 г. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени. В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ болезни легких. С этим временем совпадает связь с Жорж Санд. Пребывание на Майорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от астматических приступов.
Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г., помимо того, что вызвал у него совершенно ненужный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Вернувшись в Париж, Шопен слёг. 5 (17) октября 1849 г. его не стало.
Никогда — ни
до, ни после Шопена — его родина,
Польша, не давала такого музыкального
гения. Его творчество почти целиком
является пианистическим. Хотя редкий
композиторский дар Шопена мог бы
сделать его замечательным
В полонезах, балладах Шопен рассказывает о своей стране, Польше, о красотах её пейзажей и трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народного мелоса. Вместе с тем Шопен исключительно самобытен. Музыка его отличается смелой изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. После Бетховена классицизм уступил место романтизму, и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке. Если где-то в его творчестве и чувствуется рефлексия, то, наверное, в сонатах, что не мешает им быть высокими образцами жанра. Часто Шопен достигает вершин трагизма, как, например, в похоронном марше в сонате op. 35, или предстает замечательным лириком, как, например, в adagio из второго фортепианного концерта.
К лучшим произведениям Шопена можно отнести этюды: в них, помимо технических экзерсисов, бывших до Шопена главной и чуть ли не единственной целью этого жанра, слушателю раскрывается удивительный поэтический мир. Эти этюды отличаются то юношеской порывистой свежестью, как, например, этюд ges-dur, то драматизмом (этюды f-moll, c-moll). В них имеются замечательные мелодические и гармонические красоты. Этюд cis-moll достигает бетховенских высот трагизма.
Наиболее интимным,
«автобиографическим» жанром в творчестве
Шопена являются его вальсы. По мнению
российского музыковеда Изабеллы Хитрик,
связь между реальной жизнью Шопена
и его вальсами исключительно тесна,
и совокупность вальсов композитора может
рассматриваться как своеобразный «лирический
дневник» Шопена. Шопен отличался выдержанностью
и замкнутостью, поэтому его личность
раскрывается только тем, кто хорошо знает
его музыку.
Билет 9. Жизнь и творчество Р. Вагнера
Вагнер родился
в семье чиновника Карла