Проблемное обучение на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).

Файлы: 1 файл

Проблемное обучение на уроках биологии..doc

— 133.00 Кб (Скачать)

1.Проблемное обучение на уроках биологии.

 

     Считается, что теоретическую основу проблемного обучения разработал Джон Дьюи. Основываясь на результатах своей деятельности он заявил о высокой эффективности обучения, в котором организована активная деятельность по самостоятельному решению детьми учебных проблем.

    Сегодня  под проблемным обучением (технологией  проблемного обучения) понимается  такая организация учебного процесса, которая предполагает создание  в сознании учащихся под руководством  учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).

    К  основным понятиям проблемного  обучения относятся:

  • проблема – противоречие в материальном и идеальном мире, порождающее

процесс развития и порождаемое человеком;

  • проблемная ситуация – способ раскрытия объективно существующей проблемы,

которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения;

  • проблемная задача – средство создания проблемной ситуации, материализованное

в формулировке устной или письменной);

  • проблематизация – механизм раскрытия проблемности объекта субъектом.

Функции проблемного обучения (сформулированы М.И. Махмутовым):

1. Общие функции:

  • усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической

деятельности;

  • развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и

творческих способностей;

  • формирование диалектико-материалистического мышления;
  • формирование всесторонне и гармонично развитой личности;

2. Специальные  функции:

2.1 воспитание  навыков творческого усвоения  знаний (применение системы логических  приемов или отдельных способов  творческой деятельности);

2.2 воспитание  навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

2.3 формирование  и накопление опыта творческой  деятельности (овладение методами  научного исследования, решения  практических проблем и художественного отображения действительности);

2.4 формирование  мотивов учения, социальных, нравственных  и познавательных потребностей;

Отличительные признаки проблемного обучения:

- специфическая интеллектуальная деятельность обучающегося по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления;

- проблемное обучение – это наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления. На основе самостоятельного решения проблем учащимися знания переходят в убеждения;

- связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступает как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности;

- систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ обучающихся;

- при проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному.

Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства;

- динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений окружающего мира;

- высокая эмоциональная активность обучающихся;

- обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции, репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

Первые три особенности (отличительные признаки) проблемного обучения имеют социальную направленность, т.е. обеспечивают прочность знаний, глубину убеждений, умение творчески применять их в жизни. Остальные носят специально-дидактический характер и в целом характеризуют проблемное обучение.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Классификация проблемных ситуаций

По виду рассогласования информации:

- неожиданности;

- конфликта;

- предположения;

- опровержения;

- несоответствия;

- неопределенности.

По интересности (мотивации) содержания:

− новое содержание;

− необычность взгляда на старое;

− связь с жизнью; связь с практической деятельностью учащихся;

− связь с современностью;

− связь с историей;

− связь с будущим.

По типу действий, требующихся для решения:

− выбора;

− сравнения, сопоставления;

− устранения рассогласованности;

− эксперимента, пробы;

− творческого подхода;

− принятия решения;

− установления связи;

− изменения взгляда на вещи;

− поиска, исследования.

     По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:

  • решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
  • решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения – постановка и решение практических проблем;
  • создание художественных решений (художественное творчество) –художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Любой учебный курс имеет свои внутрикурсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса биологии.

1. Изменившееся качество жизни  требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

  • начинает воспринимать себя по-иному;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • становится более уверен в себе и автономен;
  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
  • начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика. [4 ]

Т.о. первая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего, к человеку умеющему).

2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой  пребывает сейчас школьник, отнюдь  не воспитывает в нем потребности  к расширению и углублению  своих знаний: надо – услышу  по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества. [5 ]

3. Новые учебники. Издательским  центром “Вентана-Граф” выпущены  учебники по биологии нового поколения для 5-9 классов, в которых последовательно раскрывается целостная система основных биологических понятий, а усвоение знаний предполагает активную самостоятельную работу ученика, способствующую развитию его интеллектуальных сил и умения понимать явления природы в их причинно-следственных связях и отношениях. [10]

Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных человека и общая биология взаимосвязаны. Из класса в класс перед учащимися постепенно раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов и жизни в целом.

Поэтому особое внимание должно уделяться усвоению системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 6-8 классах – любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. В 9-11 классах – стремление понять, обобщить, предпочтение активности, самостоятельным формам обучения, выбор значимых для них предметов, определение своего места в жизни. [10]

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

  • наблюдения (в том числе и летнее),
  • эксперимента, практических работ и лабораторных,
  • решения логических задач,
  • просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
  • сообщения учащихся,
  • рефераты,
  • участие в научно-исследовательской работе,
  • использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, географии, экологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Проблемное обучение на уроках биологии.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. [7]

Что подразумевается под проблемным обучением?

1. Метод проблемизации.

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:

факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).

Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов. 
Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.

3. Метод уяснения готового знания  из печатного источника.

Информация о работе Проблемное обучение на уроках биологии