Проблемное обучение на уроках биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).

Файлы: 1 файл

Проблемное обучение на уроках биологии..doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Ход урока

1. Организация начала урока 

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Гелюся Галияхметовна. Я буду проводить сегодня у вас урок. Скажите, пожалуйста, кто у вас сегодня отсутствует.

 

2. Проверка домашнего задания 

На прошлых уроках вы познакомились с пищеварением и обменом веществ. Сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.

  1. Вставьте пропущенные слова. (фронтально)

- Человек способен различать 4 вкуса: ………………., ………………., ………………. и ……………….. ( кислый, соленый, сладкий и горький).

- В ротовой полости происходит  ……………… и ……………….  обработка пищи.

(механическая и химическая обработка пищи).

- Жиры в процессе пищеварения распадаются до ……………., ……………… ……………….. (глицерина и жирных кислот).

- Белки в процессе пищеварения  распадаются до ………………… (аминокислот)

- Зубы человека делятся на …………, ………… и ………… (резцы, клыки и коренные)

- Пища дробится и измельчается с помощью ……………… зубов. (коренных зубов)

2. Установите последовательность  отделов пищеварительного канала  у человека. (индивидуально)

Тонкая кишка

Ротовая полость

Толстая кишка

Глотка

Желудок

Пищевод

3. Исключите лишнее. (индивидуально)

- желудок, пищевод, кишечник, легкие

- продукты животного происхождения  яйца, творог, мясо, сахар

 

3. Подготовка обучающихся к восприятию  нового материала (актуализация  знаний)

Ребята, сегодня мы должны изучить новую тему: «Витамины».

Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число , в центре листа тему урока - “Витамины”.

Давайте вместе определим цель и задачи урока. Как вы думаете, какие мы должны поставить цели для изучения данной темы.

Заслушиваю предложения обучающихся.

Итак, перед нами поставлены следующие цели:

  1. Сформировать представление о витаминах;
  2. Дать понятие авитаминоза, гиповитаминоза и гипервитаминоза;
  3. Ознакомиться с продуктами и лекарственными препаратами содержащими витамины.

Тема урока интересная, поэтому не отвлекайтесь, внимательно слушайте и активно работайте.

Кто из вас уже слышал о витаминах?

А какие витамины вы знаете?

Молодцы, а сейчас посмотрите какие еще бывают витамины.

Как вы думаете, для чего нам нужны витамины?

 

4. Изучение нового материала

Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые

для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.

В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – B1, B2, B12 и др.

Сообщение: «История открытия витаминов»

В 1881г. Русский врач Н. И. Лунин провел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других - искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н. И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Н. И.Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни.

1912г.-польский ученый  К. Функ выделил из рисовых  отрубей активное вещество и  назвал его «витамин»(от лат. vita — жизнь и...амин).

Записи в тетради:

Витамины - поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Ввел понятие «витамины» польский ученый К. Функ в 1912г., в переводе с лат. vita — жизнь и...амин – название класса органических соединений.

Всегда ли в организме человека достаточно витаминов?

Авитаминоз – отсутствие витаминов.

Гиповитаминоз – нехватка витаминов.

Гипервитаминоз – избыток витаминов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название витамина

Описание

Продукты, богатые витамином

Водорастворимые витамины

Витамин С - аскорбиновая кислота

Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

При недостатке – цинга.

Плоды шиповника,  капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель.

Витамин В1 - тиамин

Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери

Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби.

Витамин В2 - рибофлавин

Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта.

Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые.

Витамин В12 или цианокоболамин

Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия.

Мясо, печень, рыба.

Жирорастворимые

Витамин А

Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой.

При недостатке - "куриная слепота".

Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток,   морковь, помидоры.

Витамин Д - эргокальциферол

Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

При недостатке – рахит.

Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток.

Витамин Е

Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

При недостатке - дистрофия мышечной ткани.

Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис.


 

5. Закрепление и контроль знаний, полученных на данном уроке 

1) Скажите, пожалуйста, что  же такое витамины?

2) На какие классы  делят витамины?

3) Какие витамины мы  сегодня изучили?

4) Какие витамины синтезируются  в организме?

А сейчас вам нужно ответить на 10 тестовых заданий на листочках.

1.  Много витамина С содержится в:

А – семенах бобовых растений

Б – печени

В – плодах шиповника

Г – рыбьем жире

2.  Много витамина D содержится в:

А – плодах шиповника

Б – капусте

В – печени

Г – плодах смородины

3.  При недостатке витамина С развивается:

А – цинга

Б – «куриная слепота»

В – расстройство деятельности нервной системы

Г – рахит

4.    При недостатке витамина А развивается:

А – рахит

Б – расстройство деятельности нервной системы

В – «куриная слепота»

Г –  цинга

5.  При недостатке витамина В развивается:

А – цинга

Б – расстройство деятельности нервной системы

В – рахит

Г – «куриная слепота»

6.    При недостатке витамина D развивается:

А – цинга

Б – расстройство деятельности нервной системы

В – «куриная слепота»

Г – рахит

7.  Под влиянием солнечных лучей в коже человека может   образоваться витамин:

А – В

Б – С

В – Д

Г – А

8.  К жирорастворимым витаминам относятся:

А – витамины А, B, С

Б – витамины D и группы В

В – витамины А, D, Е

9.  К водорастворимым принадлежат витамины:

А – витамины В1, В2, С

Б – витамины D и группы В

В – витамины А, D, E

10. Отсутствие витаминов – это:

А – гипервитаминоз

Б – авитаминоз

В – гиповитаминоз

Демонстрация лекарственных препаратов.

 

6. Подведение итогов и результатов урока 

Итак, ребята, сегодня на уроке мы изучили важную и интересную тему. Познакомились с витаминами и продуктами содержащими витамины. Также изучили роль витаминов в жизни человека. Ознакомились с заболеваниями, возникающими при недостатке витаминов. Узнали что такое гиповитаминоз, гипервитаминоз и авитаминоз. Изучили лекарственные препараты,  в которых  содержатся витамины.

Учитель выставляет оценки за работу при повторении пройденного материала и за работу на уроке в целом.

 

7. Сообщение и комментирование  домашнего задания 

Прочитайте § 37, заполнить таблицу в тетради.

Название витамина

Роль в организме

Продукты, богатые витамином

     

 

«Это интересно»

  • Для того чтобы выделить 1 г витамина В, нужно переработать 1 т дрожжей;
  • Чтобы получить 0,5 г витамина В2, нужно переработать 1 т молочной сыворотки;
  • Стакан абрикосового сока полностью возмещает суточную потребность в витамине А;
  • 100 г сока из черной смородины удовлетворяет суточную потребность в витамине С.

 

Как сохранить витамины

  • Не замачивать продукты на длительное время в воде, а промывать их под струей воды.
  • При обработке овощей, фруктов, грибов пользоваться нержавеющими ножами.
  • Не держать сырые плоды и овощи на солнце, свет которого разрушает витамины.
  • При очистке овощей удалять тонкий слой кожуры, потому что слой под кожурой  особенно богат витаминами и солями.
  • При варке овощи должны быть полностью покрыты водой или бульоном.   
  • При варке в соленой воде овощи теряют до 70% витаминов, поэтому соль кладите, когда они будут готовы.
  • Жарьте овощи в обильном жиру.
  • Готовый суп не оставляйте с открытой крышкой.
  • Чем крупнее нарезаны овощи, тем меньшее количество витаминов  они  теряют при варке. Не переваривайте овощи, не допускайте их разваривания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблемное обучение на уроках биологии