Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 19:25, контрольная работа
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).
Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.
4. Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы.
Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы. [5]
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной
–
семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая
работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная
работа)
2. На основе исследовательской деятельности:
–
практические занятия (коллективная работа)
– проблемно - лабораторные занятия (групповая
работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная
работа)
3. Традиционные уроки с новыми аспектами:
4. Нестандартные уроки:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.
2. СОБСТВЕННО УРОК.
Выделяется три основных этапа:
Первый этап. Ставятся
проблемы, выясняется степень готовности
к их решению, к нахождению путей достижения
целей урока. Намечаются ситуации, участие
в которых позволит решать познавательные,
развивающие и воспитательные задачи.
Качество выполнения учащимися предварительных
заданий влияет на их интерес к предстоящей
работе. При проведении урока учитель
учитывает отношение учащихся к оригинальной
форме урока; уровень их подготовленности;
возрастные и психологические особенности.
Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности.
Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.
3. АНАЛИЗ.
В период анализа данных уроков целесообразно оценить как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так картину общения – эмоциональный тонус урока: не только общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Очевидно, что рассмотренные частности – это только ориентиры, наметки для педагогического творчества. Но они помогают начать, устанавливая некоторые "точки опоры". Более подробное ознакомление с не совсем обычными методами обучения и уроками, которые мы распределили в соответствии с известной классификацией, позволит вам выбирать все новые и новые основания учебной деятельности. [5 ]
Что такое задача? Это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный результат.
Чем отличается контрольный вопрос от задачи?
Часто вопрос требует простого воспроизведения какой-то порции известной информации: откройте учебник, прочитайте соответствующий раздел, запомните – ответ готов.
В задаче необходимо:
–
уметь сопоставлять знания таким образом,
чтобы прийти к правильному выводу;
– знание терминов – четко, какой они
несут смысл;
– правильное решение задачи – это и есть
полезный результат.
Но
самое главное – это не просто правильно
решить задачу, а понять путь к решению.
Задача – это тренажер мыслительной деятельности.
Самостоятельное решение задачи – это
маленькое открытие для каждого учащегося,
это чувство удовлетворенности, положительные
эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная
работа.
Ученик начинает верить в себя – он может
больше, чем сам думает о себе.
Таким образом, через задачи можно определить, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает. Опираясь на них, решать многочисленные задачи, которые ставит перед нами жизнь.
В 5-6 кл. по теме “Транспорт веществ в растении” учащиеся впервые должны усвоить такие понятия как диффузия, осмос, концентрация веществ, транспирация, корневое давление и прочие. Для этого им необходимо знать особенности строения молекулы воды как диполя, что разноименно заряженные частицы притягиваются, как происходит испарение, и они движутся, как вещества растворяются и что такое концентрация веществ. Здесь требуются знания из физики, химии, чтобы суметь представить как молекулы воды “карабкаются” по тоненьким трубочкам – сосудам корней, стеблей, листьев, проникают в каждую клеточку.
В 6-7 классах в разделе “Животные” по теме “Тип Простейшие” необходимо решить вопрос взаимосвязи функции и строения органа (организма) и средой обитания. Этому способствует решение следующих задач:
1. Почему у морских простейших сократительные вакуоли очень редко сокращаются или отсутствуют вообще?
2. Какая опасность грозила бы
пресноводным простейшим в
б) произошло бы её отравление продуктами распада. [8]
Необходимые знания учащихся по процессам диффузии, осмоса, концентрации веществ, обмена веществ у животных, вводится понятие Гомеостаз и механизмы его поддержания.
В 7-8 классах по теме “Тип Членистоногие” необходимо отследить причинно-следственные связи: функция –> строение –> среда.
Задача.
1. Планария имеет сильно
2. Рак и беззубка имеют жабры.
3. У пауков и насекомых есть трахеи, благодаря чему воздух поступает прямо к тканям.
А. О каком физическом процессе, происходящем
в живых организмах, можно судить по приведенным
данным?
Б*. Какой должна быть дыхательная поверхность,
для того, чтобы диффузия могла происходить?
Ответ:
А. Процесс, о котором идет речь – газообмен,
который осуществляется у всех организмов
путем диффузии.
Б*. Для того, чтобы могла происходить диффузия,
дыхательная поверхность должна быть:
–
проницаемой;
– достаточно тонкой, потому что диффузия
эффективна на расстоянии не более 1 см;
– влажной;
– достаточно большой, чтобы обеспечить
потребность организма в кислороде.
В воздухе в единице объема содержится во много раз больше О2, чем в таком же объеме воды. В том случае, когда отношение поверхности к объему велико, организм получает достаточное для поддержания жизни количество О2. [8]
9 класс. Тема: “Внутренняя среда организма. Кровь”.
Через решение этой задачи лучше усваивается значение гомеостаза, что жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава крови.
Демонстрация опыта.
Заполним три пробирки раствором NaCl различной концентрации: 0,9%, 0,2%, 2% и добавим туда небольшое, но одинаковое количество крови. Наблюдая за цветом жидкости в пробирках, спустя 10-15 минут можно заметить, что в растворах NaCl различной концентрации эритроциты ведут себя по-разному. Они не изменяются, где концентрация 0,9%. Эритроциты осядут на дно пробирки, и жидкость останется прозрачной. В пробирке с более низким (0,2%), чем в плазме, содержание NaCl эритроциты набухнут, их оболочка разрывается. Гемоглобин выходит наружу и окрашивает жидкость в пробирке в розовый цвет.
В пробирке с более высоким содержанием NaCl (2%) эритроциты сморщиваются, оседают на дно, т.к. вода из них выходит наружу. Учащиеся должны объяснить на основе знаний осмоса, осмотического давления, увиденное. [1]
Наглядно видна роль гомеостаза для человеческого организма.
10-11 класс. Тема: “Основы экологии”.
Без навыков математического расчета и знаний биологии животных, некоторые задачи решить нельзя.
Например:
Задача 1. На основании правила экологической пирамиды, определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой в 300 кг.
Задача 2. Самки различных животных в течение всей жизни производят разное количество оплодотворенных яиц: мышь – 50,акула -20, слон – 5, треска – 9 • 106, устрица – 100 • 106.Сколько оплодотворенных яиц от одной самки в среднем должно выжить, чтобы численность популяции каждого из названных видов не уменьшилось?
Ответы:
№ 1. 300 т (300 т планктона –>30 т нехищной рыбы –> 3 т хищной рыбы –> 0,3 т дельфина).
№ 2. От каждой самки в среднем должно выжить 2 яйца. [9]
Литература:
2.Конспект урока на тему «Витамины» (Колесов Д.В. «Человек»).
Тема урока: “Витамины”
Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм, сформировать у обучающихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе, рассмотреть продукты и лекарственные препараты, содержащие витамины.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы, познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями, сориентировать обучающихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов.
Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение работать на уроке, работать с наглядным материалом, учебником, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.
Воспитательные - способствовать формированию основных мировоззренческих идей: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира. Воспитать дисциплинированность, самостоятельность, внимательность и аккуратность в работе.
Тип урока и форма его организации – урок комбинированный.
Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы:
- словесные (объяснение, рассказ, описание, беседа);
- словесно – наглядные (презентация, демонстрация лекарственных препаратов);
- словесно – наглядно – практические (самостоятельная работа обучающихся, работа с книгой, записи в тетради).
Оборудование: учебник Д.В. Колесова, рабочая тетрадь к учебнику Д. В.Колесова, презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации и слайдов.
План урока:
1. Организация начала урока (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (6 мин)
3. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала (актуализация знаний) (2 мин)
4. Изучение нового материала (20 мин)
5. Закрепление и контроль знаний, полученных на данном уроке (7 мин)
6. Подведение итогов и результатов урока (2 мин)
7. Сообщение и комментирование домашнего задания (2 мин)
Литература: