Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:52, реферат
Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач [4].
Основные цели интерактивного обучения:
- стимулирование учебно-познавательной мотивации;
развитие самостоятельности и активности;
воспитание аналитического и критического мышления;
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Федоровская средняя
г.п. Федоровский, Сургутский район, ХМАО, Россия.
Физико-математические науки
ИНТЕРАКИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
учитель информатики
Стебакова Ольга Николаевна
2009 г
ИНТЕРАКИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач [4].
Основные цели интерактивного обучения:
- стимулирование учебно-
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.
Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.
Данная методика обучения построена на диалоговом общении между учителем и учеником или между учениками в зависимости от характера используемого метода. Различные интерактивные методы обучения можно использовать в независимости от типа урока и на разных этапах урока (организационный, информационный, смысловой, демонстрационно-дискуссионный, итоговый). Применение интерактивных методов обучения также возможно независимо от уровня подготовленности учащихся.
Существуют различные
«Микрофон» Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Мозговой штурм» Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.
«Обучая – учусь» Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.
«Карусель» Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
«Два, четыре – вместе» Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит общее обговаривание вопроса.
«Выбери позицию» Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия правильного решения.
«Совместный проект» Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.
Интерактивных форм и методов обучения очень много («Мозаика», «Междусобойчик», «Аквариум», «Синтез идей», «Метод ПРЕСС», «Живая линия», «Кластер», «Большой круг» и т.д.), но все они побуждают к творческой познавательной деятельности учащихся, создают атмосферу повышенного интереса.
Так при изучении темы «Моделирование» можно использовать метод «Совместного проекта». Учащиеся делятся на три группы. Каждой группе предлагается составить описание «Планеты Земля»:
- первой группе с точки зрения математики (диаметр, толщина атмосферы и земной коры, длина экватора и меридиана и т.д.);
- второй группе с точки зрения русского языка (сочинение-описание);
- третьей группе с точки зрения изобразительного искусства (рисунок);
После обсуждения полученных результатов учитель знакомит с другими представлениями «Планеты Земля»: глобус, географическая карта.
Учащихся формируют понятие «модели», самостоятельно выделяют некоторые виды материальной модели и информационной.
При подготовке к урокам по теме «Устройство компьютера», следует подготовить задания творческого характера, например:
Используя такие несложные упражнения, учащиеся более точно начинают представлять назначение устройств компьютера.
При изучении темы «Информация. Информационные процессы» удобно применять метод «Синквейн или медленное погружение»». Учащимся объявляется тема урока «Информация. Информационные процессы» и предлагается:
Ребята сначала работают индивидуально, затем совместно обсуждают полученные варианты. Таким образом, у учащихся формируется понятие информации, они сами делают вывод об информационных процессах и о типах информации.
Таким образом, в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.
Основные принципиальные линии интерактивного урока:
- линия переживания опыта в диалоге;
- линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).
Сложным для учителя является не
столько овладение
Необходимо следить, чтобы школьники не нарушали норм поведения в процессе интерактивного обучения.
Были выделены следующие нормы поведения на уроке:
- каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял…? »); только после этого делаются выводы;
- критикуются идеи, а не личности;
- цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.
На этапе рефлексии сложность заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому стоит заранее подготовить следующие подсказки:
Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек).
В интерактивных методах обучения рефлексия один из важных этапов современного урока. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, как можно применить полученные знания в будущем.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
ЧАС СУДА
Урок – ролевая игра по теме «Техника безопасности» 5-6 класс.
Цель: Познакомить учащихся с правилами Техники безопасности. Привить интерес к предмету через игровые моменты. Способствовать воспитанию правовой грамотности у учащихся.
Действующие лица: Ведущий, Судья, Истец - инструктор по технике безопасности, Ответчик – Гаврилов Вовочка, свидетель со стороны Истца, свидетель со стороны Ответчика, присяжные-заседатели.
Ведущий: Рассматривается иск о нарушении инструкции по технике безопасности при работе в кабинете информатике. Истец - инструктор по технике безопасности, обвиняет Гаврилова Владимира ученика 6 класса в систематическом нарушении правил по технике безопасности. Ответчик – Гаврилов Вовочка, с предъявленными обвинениями не согласен и утверждает, что вел себя согласно правилам. Иск рассматривает Судья …(называется Имя, Отчество и Фамилия судьи). В зале суда присутствуют присяжные-заседатели.
Встать Суд идет.
Судья: Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста. (Истец и ответчик представляются). Истец, Вы обвиняете Ответчика в нарушении правил по технике безопасности. Расскажите подробнее.
Истец: Ваша Честь, Гаврилов Вова постоянно игнорирует инструктаж по ТБ. Он бегает в кабинете информатике, самовольно включает и выключает компьютер, его стол больше напоминает свалку, чем рабочее место. Это может привести к поломке компьютера или к несчастному случаю. А недавно, Владимир забежал в кабинет с булочкой и банкой газировки, бухнулся на свое место и начал все это быстро доедать. Рабочее место Гаврилова было все в крошках.
Ответчик (перебивая): А че, я должен был на урок, по вашему, опоздать. Кроме то, после урока я взял веник и все крошки подмел.
Судья: Ответчик, сохраняйте порядок.
Ответчик: Извините, Ваша Честь. У меня есть свидетель Бочкин Слава.
Судья: Пригласите свидетеля Ответчика (входит свидетель). Свидетель вы приглашены в суд для дачи свидетельских показаний. Представьтесь, пожалуйста. (Свидетель представляется). Напоминаю, что Вы должны говорить правду, за дачу ложных показаний вы несете ответственность. Расскажите, как все было в тот день, о котором упоминает Истец.
Бочкин Слава: Мы как всегда на большой перемене отправились в столовую, но там была очередь. Когда мы с Вовкой взяли булочки, прозвенел звонок. А мы с Вовкой на урок ни когда не опаздываем, принцип у нас такой. Вот и пришлось бежать со всех ног. Успели во время, учителя еще не было. Мы дожевали булки и Вовка показал, где включаются компьютеры. Мы их включили. Вовка вообще много че знает, он умный. Вошел учитель и начался урок. Все! Да, а мы после урока взяли веник, и все подмели, мы же не неряхи какие-нибудь.
Информация о работе Интерактивные методы обучения на уроках информации