Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных
продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений,
а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При
решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или
создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума,
такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить
связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.
красочной.
Ребята вспоминают первые уроки, когда они были маленькими эльфами и рисовали
сказочные цветы, вспоминают, как при помощи перышка они рисовали с натуры
тонкие веточки рябинки и березки. И сегодня они, как настоящие художники,
которые тоже наблюдали природу, будут придумывать украшения для своих
художественных изделий.
-А какой платок вы бы выбрали для своих мам или бабушек?
Ребята увлеченно спорят, приводят свои доводы. В итоге мы вместе приходим к
выводу, что платок – это настроение. Он может подчеркнуть красоту человека, а
может не соответствовать ей. Темный платок может приглушить молодость, а
яркий и броский – может подчеркнуть старость. Если за каждым предметом ребята
научатся видеть нечто большее, чем сам предмет, в данном случае образ
человека, то творческий процесс на уроке будет наполнен новым содержательным
смыслом.
Украшения. На этот раз мы будем рассматривать их, как украшения выражающие
характер человека – силу, нежность, доброту.
- А как вы думаете, украшения могут рассказать о человеке?
Показываю очередной красивый старинный платок.
- Попробуйте рассказать о том, для кого он предназначен.
Я могла бы и сама это сделать, но сейчас важнее, чтобы это сделали ребята.
Дети говорят, что такой платок, носила молодая девушка, добрая и веселая, как
мама т. к. он яркий и на нем много цветов и завитков.
- А если представить, что на платке не цветы и бабочки, а львы и тигры?
- Кто бы мог надеть такой платок? Наверное, человек, обладающий силой
и мужеством.
Ребята разобрались в том, для кого украшения и почему они так выглядят и
могут передавать характер человека, рассказать, какой он.
- А что бы
вы предложили бы для своих
платков? Дети предлагают
солнышко, бабочек, луну, цветки и листья, грибы и веточки.
-А теперь давайте посмотрим на платок, как на цельную, замкнутую композицию.
В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов. Я
показываю схематично, как можно изобразить один из платков, пользуясь лишь
линиями и геометрическими фигурами. Вместо букета цветов, листьев, стеблей –
схема. Вначале не у всех получается, но постепенно ребята понимают, что от
них требуется, и уже более уверенно справляются с работой.
- Художник, прежде чем начнет изображать листья, веточки, цветы и т. д.,
продумывает композицию, а не располагает их бездумно и хаотично. Точно так
же, как это сейчас я продемонстрировала. А потом эту схему можно заполнить и
конкретными природными элементами. Предлагаю ребятам подумать, где можно
расставить акценты – или в центре платка, или по углам. После
подготовительной работы можно подключать свою фантазию, выполнив роспись
платка. Только ребята не должны забывать, для кого они делают свои платки –
для доброй мамы или строгой бабушки, или веселой сестренки.
Хожу по рядам, смотрю за работой. Подхожу к Алине, она так расстроена, что не
передать. Для нее упавшая клякса на ее чудесном платке для мамы – настоящая
трагедия.
-Что будем делать?! Еще одно мгновение и наша клякса превратится,. Во что бы
ты хотела ее превратить? В бабочку, она красивая, как мама. Легкое движение
кисти и кляксы нет, а есть нарядная бабочка. Показываю ее ребятам и советую –
если случится беда, прибегите к волшебному превращению. Вот и все разрешение
проблемы. А все могло бы случиться по-другому. Можно было бы поругать за
неопрятность и неряшливость. В этом случае ребенок бы пострадал и еще сильнее
расстроился, замкнулся и отошел бы еще дальше от учителя. А сейчас душа его
раскрылась в благодарности, как та бабочка, из кляксы
Состояние, которое испытывают ребята, выполняя эту работу не только –
творческий поиск, но и еще это прекрасный момент, когда они в мыслях о своих
близких и дорогих людях. Сейчас это не бездушное и механическое заполнение
квадрата различными узорами, а работа, наполненная эмоционально – смысловым
содержанием. И чем чаще ребенок будет испытывать подобное состояние души, тем
заметнее будет его рост, как творческой и гармоничной личности.
Здесь использовались наглядный и словесный методы в сочетании с
практическими. Принцип научности, доступности, наглядности, активности детей.
Для таких заданий хорошо подходят темы: «Костюм, который не для всех»,
«Добрые и злые образы», «Наша посуда», «Маски и куклы», «Роспись предметов
нашего быта» «Игрушки» и т. д.
5. Коллективная, творческая работа.
На четвертом, заключительном этапе ребята будут использовать весь арсенал
своих знаний и умений для создания большой коллективной работы.
Конец учебного года. До его завершения осталось несколько встреч. На этом
уроке ребятам
предстоит выполнить очень
усилиями создать коллективное панно «Весна, шум птиц». В нем они творчески
воплотят все знания и весь эмоционально – образный багаж, накопленный за год.
Если им удастся творчески воплотить весь арсенал средств художественной
выразительности, то они сумеют передать образ пробуждающейся природы. А образ
ее складывается из многих компонентов. Это разные по характеру деревья,
стоящие в нежно – голубой дымке, это и звонкие стремительные ручейки – первые
вестники пробуждения, это и первые наполненные радостным щебетом хлопоты
птиц, это и пробуждающаяся земля, палитра которой насыщена богатым
разнообразием оттенков цветов – теплых и холодных, звонких и глухих.
- Ребята, давайте,
еще раз внимательно
увидеть, как они использовали знакомые нам средства художественной
выразительности, для того чтобы наполнить картины чувствами и ощущениями
жизни.
-
Скажите, в картине какого
светлый? От чего это зависит? А если бы в картине И. Левитана «Весна. Большая
вода» вместо нежных, тоненьких стволов были изображены мощные стволы дубов,
изменилось бы настроение, каким бы оно стало?
Обилие вопросов на уроке связано с тем, что перед практической работой ребята
должны осознать и наглядно убедиться какими художественными и выразительными
средствами они должны будут пользоваться. Ребята уже выполняли коллективные
работы, но на этот раз в работу подключится весь класс, и каждый ребенок
сумеет убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести
их с результатами творческих усилий всего коллектива.
На полу расстелены две трехметровые, широкие бумажные ленты, на каждую из
которых предварительно нанесен определенный цветовой фон с определенным
настроением. Его сделали желающие ребята в продленке. Разбиваю класс на
несколько творческих групп. Пока ребята из одной группы рисуют и вырезают
птиц, другая творческая группа рисует разные по характеру деревья с передачей
пространственных планов. Затем новая группа ребят изображает пастелью
струящиеся ручейки или тихие заводи, зеленую дымку вокруг деревьев и первые
подснежники, а группа, работающая до нее, включается в общую работу.
Когда панно ожило, наполнилось весенним дыханием, к нему подходят ребята с
готовыми птицами, раскладывают их и приклеивают в определенном ритме среди
чудесной панорамы весенней природы.
Рассматриваем панно все вместе. В нем были использованы разные, уже знакомые
технические средства, поэтому оно получилось такое интересное. Ребят
переполняет чувство гордости за свою работу.
Теперь этим панно можно украсить школьный коридор или стенд. Коллективная и
творческая работа дает возможность поверить в свои творческие силы и
возможности. Последние минуты урока – кульминационные. В этот момент душа
ребенка совершает открытие той красоты, которую он, может быть, не замечал
ранее. Ребенок начинает ощущать роль и значение творчества и искусства как
одно целое, начинает по-новому ощущать их силу и доброту.
Б. Неменский считал коллективную творческую работу – одним из самых
эффективных методов развития творческих способностей, т. к. в такой работе
нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего рисунка по мере своих
сил. А темы здесь можно использовать самые разные: «Мой город», «Парк» и т.
д.
Содержание.
1. Теоретическая часть.
1.1 Введение.
1.2 Особенности обучения на уроках творчества.
1.3 Пути и способы развития интереса к творчеству на уроках
изобразительного искусства и художественного труда.
1.4 Виды творческой деятельности, используемые на уроках.
2. Практическая часть.
2.1 Методы развития творческих способностей у детей
6-9 лет.
2.2 Методы и приемы, используемые на уроках
художественного труда.
2.3 Методы и приемы, используемые на уроках изобразительного искусства.
3. Заключение.
4. Приложение.
Информация о работе Особенности обучения на уроках творчества