Особенности обучения на уроках творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных
продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений,
а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При
решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или
создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума,
такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить
связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 84.40 Кб (Скачать)

красочной.

Ребята вспоминают первые уроки, когда они были маленькими эльфами и рисовали

сказочные цветы, вспоминают, как при помощи перышка  они рисовали  с натуры

тонкие веточки  рябинки и березки. И сегодня  они, как настоящие художники,

которые тоже наблюдали  природу, будут придумывать украшения  для своих

художественных  изделий.

-А какой платок  вы бы выбрали для своих  мам или бабушек?

Ребята увлеченно  спорят, приводят свои доводы. В итоге  мы вместе приходим к

выводу, что платок – это настроение. Он может подчеркнуть  красоту человека, а

может не соответствовать  ей. Темный платок может приглушить молодость, а

яркий и броский  – может подчеркнуть старость. Если за каждым предметом ребята

научатся видеть нечто большее, чем сам предмет, в данном случае образ

человека, то творческий процесс на уроке будет наполнен новым содержательным

смыслом.

Украшения. На этот раз мы будем рассматривать их, как украшения выражающие

характер человека – силу, нежность, доброту.

-         А как вы думаете, украшения  могут рассказать о человеке?

Показываю очередной  красивый старинный платок.

-         Попробуйте рассказать о том,  для кого он предназначен.

Я могла бы и  сама это сделать, но сейчас важнее, чтобы это сделали ребята.

Дети говорят, что  такой платок, носила молодая девушка, добрая и веселая, как

мама   т. к. он яркий и на нем много цветов и завитков.

-         А если представить, что на  платке не цветы и бабочки,  а львы и тигры?

-         Кто бы мог надеть такой  платок? Наверное, человек, обладающий  силой

и мужеством.

Ребята разобрались  в том, для кого украшения и  почему они так выглядят и

могут передавать характер человека, рассказать, какой  он.

- А что бы  вы предложили бы для своих  платков? Дети предлагают звезды,

солнышко, бабочек, луну, цветки и листья, грибы и  веточки.

-А теперь давайте  посмотрим на платок, как на  цельную, замкнутую композицию.

В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов. Я

показываю схематично, как можно изобразить один из платков, пользуясь лишь

линиями и геометрическими  фигурами. Вместо букета цветов, листьев, стеблей –

схема. Вначале  не у всех получается, но постепенно ребята понимают, что от

них требуется, и  уже более уверенно справляются  с работой.

- Художник, прежде  чем начнет изображать листья, веточки, цветы и т. д.,

продумывает композицию, а не располагает их бездумно и  хаотично. Точно так

же, как это сейчас я продемонстрировала. А потом  эту схему можно заполнить  и

конкретными природными элементами. Предлагаю ребятам подумать, где можно

расставить акценты  – или в центре платка, или  по углам. После

подготовительной  работы можно подключать свою фантазию, выполнив роспись

платка. Только ребята не должны забывать, для кого они  делают свои платки –

для доброй мамы или  строгой бабушки, или веселой  сестренки.

Хожу по рядам, смотрю за работой. Подхожу к Алине, она так расстроена, что не

передать. Для нее  упавшая клякса на ее чудесном платке для мамы – настоящая

трагедия.

-Что будем делать?! Еще одно мгновение и наша  клякса превратится,. Во что бы

ты хотела ее превратить? В бабочку, она красивая, как мама. Легкое движение

кисти и кляксы нет, а есть нарядная бабочка. Показываю  ее ребятам и советую –

если случится беда, прибегите к волшебному превращению. Вот и все разрешение

проблемы. А все  могло бы случиться по-другому. Можно  было бы поругать за

неопрятность и  неряшливость. В этом случае ребенок  бы пострадал и еще сильнее

расстроился, замкнулся  и отошел бы еще дальше от учителя. А сейчас душа его

раскрылась в  благодарности, как та бабочка, из кляксы

Состояние, которое  испытывают ребята, выполняя эту работу не только –

творческий поиск, но и еще это прекрасный момент, когда они в мыслях о своих

близких и дорогих  людях. Сейчас это не бездушное и  механическое заполнение

квадрата различными узорами, а работа, наполненная эмоционально – смысловым

содержанием. И  чем чаще ребенок будет испытывать подобное состояние души, тем

заметнее будет  его рост, как творческой и гармоничной  личности.

Здесь использовались наглядный и словесный методы в сочетании с

практическими. Принцип  научности, доступности, наглядности, активности детей.

Для таких заданий  хорошо подходят темы: «Костюм, который  не для всех»,

«Добрые и злые образы», «Наша посуда», «Маски и  куклы», «Роспись предметов

нашего быта»  «Игрушки» и т. д.

5.      Коллективная, творческая работа.

На четвертом, заключительном этапе ребята будут использовать весь арсенал

своих знаний и  умений для создания большой коллективной работы.

Конец учебного года. До его завершения осталось несколько  встреч. На этом

уроке ребятам  предстоит выполнить очень серьезную  коллективную работу. Общими

усилиями создать  коллективное панно «Весна, шум птиц». В нем они творчески

воплотят все  знания и весь эмоционально – образный багаж, накопленный за год.

Если им удастся  творчески воплотить весь арсенал  средств художественной

выразительности, то они сумеют передать образ пробуждающейся природы. А образ

ее складывается из многих компонентов. Это разные по характеру деревья,

стоящие в нежно  – голубой дымке, это и звонкие  стремительные ручейки – первые

вестники пробуждения, это и первые наполненные радостным  щебетом хлопоты

птиц, это и пробуждающаяся земля, палитра которой насыщена богатым

разнообразием оттенков цветов – теплых и холодных, звонких  и глухих.

- Ребята, давайте,  еще раз внимательно всмотримся  в картины художников, чтобы

увидеть, как они  использовали знакомые нам средства художественной

выразительности, для того чтобы наполнить картины  чувствами и ощущениями

жизни.

-         Скажите, в картине какого художника  образ весны более нежный,

светлый? От чего это  зависит? А если бы в картине И. Левитана «Весна. Большая

вода» вместо нежных, тоненьких стволов были изображены мощные стволы дубов,

изменилось бы настроение, каким бы оно стало?

Обилие вопросов на уроке связано с тем, что  перед практической работой ребята

должны осознать и наглядно убедиться какими художественными  и выразительными

средствами они  должны будут пользоваться. Ребята уже выполняли коллективные

работы, но на этот раз в работу подключится весь класс, и каждый ребенок

сумеет убедиться  в реальности результатов своей  творческой работы и соотнести

их с результатами творческих усилий всего коллектива.

На полу расстелены две трехметровые, широкие бумажные ленты, на каждую из

которых предварительно нанесен определенный цветовой фон  с определенным

настроением. Его  сделали желающие ребята в продленке. Разбиваю класс на

несколько творческих групп. Пока ребята из одной группы рисуют и вырезают

птиц, другая творческая группа рисует разные по характеру  деревья с передачей

пространственных  планов. Затем новая группа ребят  изображает пастелью

струящиеся ручейки  или тихие заводи, зеленую дымку  вокруг деревьев и первые

подснежники, а  группа, работающая до нее, включается в общую работу.

Когда панно ожило, наполнилось весенним дыханием, к  нему подходят ребята с

готовыми птицами, раскладывают их и приклеивают в  определенном ритме среди

чудесной панорамы весенней природы.

Рассматриваем панно  все вместе. В нем были использованы разные, уже знакомые

технические средства, поэтому оно получилось такое  интересное. Ребят

переполняет чувство  гордости за свою работу.

Теперь этим панно  можно украсить школьный коридор  или стенд. Коллективная и

творческая работа  дает возможность поверить в свои творческие силы и

возможности. Последние  минуты урока – кульминационные. В этот момент душа

ребенка совершает  открытие той красоты, которую он, может быть, не замечал

ранее. Ребенок  начинает ощущать роль и значение творчества и искусства как

одно целое, начинает по-новому ощущать их силу и доброту.

Б. Неменский считал коллективную творческую работу –  одним из самых

эффективных  методов  развития творческих способностей, т. к. в такой работе

нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего рисунка по мере своих

сил. А темы здесь  можно использовать самые разные: «Мой город», «Парк» и т.

д.

     Содержание.

    

     1.    Теоретическая часть.

     1.1   Введение.

     1.2   Особенности обучения  на уроках творчества.

     1.3   Пути и способы  развития интереса  к творчеству на  уроках

изобразительного  искусства и художественного  труда.

     1.4   Виды творческой  деятельности, используемые  на уроках.

     2.    Практическая часть.

    

     2.1   Методы развития  творческих способностей  у детей 

     6-9 лет.

     2.2   Методы и приемы, используемые на  уроках  

     художественного  труда.

     2.3   Методы и приемы, используемые на  уроках  изобразительного  искусства.

     3.    Заключение.

     4.    Приложение.

    

    

Информация о работе Особенности обучения на уроках творчества