Особенности адаптации студентов к обучению в вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:41, реферат

Краткое описание

Подходы к определению понятия адаптации имеют разные характеристики:
а) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;
б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ.docx

— 14.81 Кб (Скачать)

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ  СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ

В ВУЗЕ

Подходы к определению  понятия адаптации имеют разные характеристики:

а) состояние, в  котором потребности индивида, с  одной стороны, и потребности  среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между  индивидом и природой или социальной средой;

б) процесс, посредством  которого это гармоничное состояние  достигается.

Социальная адаптация  – процесс (или состояние, достигающееся  как результат этого процесса) физических, социально-экономических  или организационных изменений  в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических  отношений между людьми, приспособление к социальной среде.

Адаптированность выражается как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Адаптационное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Основными признаками эффективной адаптированности:

-адаптированность в сфере “внеличности” социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетенции и мастерства;

-адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Адаптация студентов  к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в  систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса  студента требуют от них выработки  новых способов поведения, позволяющих  им в наибольшей степени соответствовать  своему новому статусу. Такой процесс  приспособления может проходить  достаточно длительное время, что может  вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней  и высшей школах, что порождает  своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе. Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе – явление весьма сложное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса.

Выделяют две  стороны социальной адаптации студентов:

-профессиональную  адаптацию, под которой понимается  приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного  процесса, выработка навыков самостоятельности  в учебной и научной работе;

-социально-психологическую  адаптацию – приспособление индивида  к группе, взаимоотношениям в  ней, выработка собственного стиля  поведения.

Профессиональная  адаптация – предпосылка активной деятельности и необходимое условие  ее эффективности. В этом заключено  положительное значение адаптации  для успешного функционирования индивида (студента) в той или  иной социальной роли.

Различают три  формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

-адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного  приспособления студентов к новому  окружению, к структуре высшей  школы, к содержанию обучения  в ней, ее требованиям к своим  обязанностям;

-адаптация общественная, то есть процесс внутренней  интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников  и интеграция этих же групп  со студенческим окружением в  целом;

-адаптация дидактическая,  касающаяся подготовки студентов  к новым формам и методам  учебной работы в высшей школе.

Для успешной адаптации  необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и  выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной  цели, а преподаватель – создавать  для этого условия.

Именно на первом курсе формируется отношение  молодого человека к учебе, к будущей  профессиональной деятельности, продолжается “активный поиск себя”. Даже отлично  окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.

Замечено, что  чем лучше студент понимает, зачем  и для чего ему могут понадобиться знания для будущей работы, тем  лучше он учится. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень  представления студента о профессии (адекватно – неадекватно) непосредственно  соотносится с уровнем его  отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем  ниже у него положительное отношение  к учебе.

Информация о работе Особенности адаптации студентов к обучению в вузе