Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:38, реферат
В настоящее время выбор будущей профессии происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни собственных родителей, напоминающими "гонки на выживание", - постоянной усталостью, раздраженностью, безразличием к проблемам детей, переживанием своей беспомощности, тревоги за завтрашний день. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.
Введение
Глава I. Профессиональное самоопределение учащихся в теории и практике образования
1.1 Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся
1.2 Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения
1.3 Методы оказания психологической помощи при выборе профессии
Вывод к главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование старшеклассников, обучающихся в профильных и общеобразовательных классах
2.1 Организация и проведение методов исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Вывод к главе 2
Заключение
Список литературы
"Карта интересов" предназначена для изучения интересов и склонностей личности в различных сферах деятельности. Нами была использована для изучения и выявления различий интересов и склонностей учащихся общеобразовательных и профильных классов. В данной методике насчитывается 29 сфер деятельности. "Карта интересов" насчитывает 174 вопроса, на каждую сферу деятельности приходится по 6 вопросов.
Испытуемым дается опросник, состоящий из 174 вопросов, с вариантами степени своего согласия или не согласия с каждым из них (см. приложение 1).
2. Дифференциально-
Методика, разработанная Климовым Е.А., предназначена для выявления склонностей к тому или иному типу профессии, в соответствии с разработанной им классификацией типов. Климов выделил 5 типов профессии:
1) человек-человек
2) человек-природа
3) человек-техника
4) человек-художественный образ
5) человек-знак
Каждому типу соответствует определенные профессии. Испытуемым дается опросник, состоящий из двадцати пар предлагаемых видов деятельности, необходимо выбрать только один вид (см. приложение 2).
3. Анкета оптанта.
Анкета используется для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся. Она предназначена для того, чтобы выяснить, определились ли учащиеся общеобразовательных и профильных классов с выбором профессии, учитывали ли они при этом свои способности и интересы.
Испытуемым дается анкета, состоящая из 5 вопросов, на которые учащиеся дают ответы в письменном виде.
Анализ ответов учащихся дает первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях, и о том состоялся ли выбор профессии у учащихся старших классов (см. приложение 3).
На основании ответов учащихся, определившихся с выбором профессии, было выявлено следующее.
1. По результатам методики "Карта интересов" интересы и склонности учащихся в различных сферах деятельности распределились следующим образом:
выбор старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе:
20% (5 человек) предпочли рабочие специальности;
24% (6 человека) предпочитают технику и математику;
16% (4 человека) химия, биология
по 8% (по 2 человека) медицина, право, физкультура
по 4% (по 1 человеку) - педагогика, сценическое искусство, журналистика, общественная деятельность (см. рис.1).
рис.1
где, 1 - техника и математика; 2 - рабочие специальности; 3 - химия, биология; 4 - медицина, право, физкультура; 5 – другое выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическим уклоном:
61% (8 человека) предпочитают технику и математику;
23% (3 человек) предпочли рабочие специальности;
8% (1 человека) биология, геология
8% (1 человеку) - пищевая промышленность (см. рис.2)
рис.2
где, 1 - техника и математика; 2 - рабочие специальности; 3 - пищевая промышленность; 4 - физкультура и спорт;
выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарным уклоном:
33% (4 человека) предпочитают технику и математику;
25% (3 человека) биология, геология
17% (2 человек) предпочли рабочие специальности;
17% (2 человеку) - педагогика
8% (1 человек) - общественная деятельность (см. рис.3)
рис.3
где, 1 - техника и математика; 2 - биология, геология; 3 - рабочие специальности; 4 - педагогика; 5 - общественная деятельность
Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательном классе, и учащиеся, обучающиеся в профильном физико-математическом классе, в основном, предпочли технику, математику и рабочие специальности, старшеклассники, обучающиеся в гуманитарном классе, выбрали технику и математику, а также биологию и геологию в равной степени. Таким образом, все 3 класса учащихся в основном выбрали математику, физику, инженерию, машиностроение, авиацию, экономику и еще небольшой процент учащихся проявляют интерес к биологии, геологии. Возможно, это связано с тем, что в данной школе работают сильные и требовательные учителя по физике и математике, а у мальчиков, вместо уроков труда, проходит урок автодело, на котором они изучают не только строение и механизм автомашин, но еще и по желанию их направляют в кружок авиамоделирования, где мальчики своими руками конструируют мини-самолеты. А также, в связи с тем, что данный район находится близко к аэропорту, работодатели аэропорта привлекают выпускников школ к дальнейшему поступлению в авиационный университет с тем, чтобы продолжить свой профессиональный путь именно у них, проводят экскурсии в аэропорту.
2. По результатам дифференциально-
среди старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе:
32% (8 человек) - человек - человек
28% (7 человек) - человек - техника
16% (4 человека) - человек - знаковая система
12% (3 человека) - человек - природа
12% (3 человека) - человек - художественный образ (см. рис.7)
рис.7
где, 1 - человек - человек; 2 - человек - техника; 3 - человек - природа; 4 - человек - знаковая система; 5 - человек - художественный образ
среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическим уклоном:
54% (7 человек) - человек - техника
23% (3 человек) - человек-человек
15% (2 человека) - человек - природа
8% (1 человека) - человек - художественный образ (рис.8)
рис.8
где, 1 - человек - техника; 2 - человек - человек; 3 - человек - природа; 4 - человек - художественный образ
среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарным уклоном:
42% (5 человек) - человек-человек
25% (3 человек) - человек - техника
17% (2 человека) - человек - знаковая система
8% (1 человека) - человек - природа
8% (1 человека) - человек - художественный образ (см. рис.9)
рис.9
где, 1 - человек - человек; 2 - человек - техника; 3 - человек - знаковая система; 4 - человек - природа; 5 - человек - художественный образ
Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательном классе, относятся к самым различным типам профессии, преобладающим является тип профессий человек-человек, но этот процент совсем незначителен. Это можно объяснить тем, что в общеобразовательных классах не делается акцент на какой-то определенный предмет. Предметы преподаются в равной степени, этот класс специально не делили на какой-либо профиль, в данном классе обучаются учащиеся с разными склонностями, способностями и интересами, поэтому по результатам типов профессий, данные учащихся могут различаться. Старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическим уклоном, в основном относятся к типу профессий человек-техника, старшеклассники, обучающиеся в профильном классе с гуманитарным уклоном, в основном относятся к типу человек-человек. Значит, учащиеся профильных классов учатся в тех классах, которые соответствуют их склонностям и способностям.
3. По результатам анкеты получились следующие результаты:
среди старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе:
48% (12 человек) - определились с выбором профессии (см. рис.10)
52% (13 человек) - хотели бы обучаться в профильном классе
84% (21 человек) - в свободное время смотрят телевизор, гуляют, играют в компьютерные игры
рис.10
где, 1 - определились с выбором профессии; 2 - не определились с выбором профессии
среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико - математическим уклоном:
62% (8 человек) - определились с выбором профессии (см. рис.11)
62% (8 человек) - довольны тем, что обучаются в профильном классе
84% (11 человек) - в свободное время смотрят телевизор, гуляют, играют в компьютерные игры
53% (7 человек) - нравятся профессии соответствующие их профилю обучения
рис.11
где, 1 - определились с выбором профессии; 2 - не определились с выбором профессии
среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарном уклоном:
75% (9 человек) - определились с выбором профессии (см. рис.12)
41% (5 человек) - довольны тем, что обучаются в профильном классе
75% (9 человек) - в свободное время смотрят телевизор, гуляют, играют в компьютерные игры
50% (6 человек) - нравятся профессии соответствующие их профилю обучения
рис.12
где, 1 - определились с выбором профессии; 2 - не определились с выбором профессии
Большее количество старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе, не определились с выбором профессии, это они объясняют тем, что у них недостаточно знаний о рынке труда, учащиеся, которые определились с выбором профессии, в основном выбрали престижные профессии. В каждом из профильных классов, большее количество обучающихся, определились с выбором профессии и объясняют они тем, что данная программа позволяет изучить свои склонности и интересы, и, учитывая их можно выбрать подходящие профессии, а также более углубленно изучать предметы, соответствующие их способностям.
При этом половина учащихся общеобразовательного класса хотели бы обучаться в профильных классах для того, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Учащиеся, обучающиеся в профильном физико-математическом классе довольны тем, что обучаются в профильном классе. Большее количество старшеклассников, обучающихся в гуманитарном классе не довольны тем, что обучаются в данном профильном классе, т.к. по их мнению, у них есть ненужные предметы, такие как мировая художественная литература, много часов по родным языкам, чего нет в профильном физико-математическом и общеобразовательном классе. Старшеклассники, обучающиеся в профильном гуманитарном классе, желают, чтобы их учебный план был пересмотрен. Почти все учащиеся в свободное время предпочитают играть в компьютерные игры, гулять и смотреть телевизор и совсем небольшой процент в свободное время предпочитает дополнительно заниматься по нужным для них предметам.
По результатам исследования, можно сделать вывод, что учащиеся обучающиеся в профильных классах выбирают профессии связанные с их профилем т.е. учащиеся обучающиеся в физико-математическом классе выбирают такие профессии как инженер, экономист, бухгалтер, старшеклассники обучающиеся в гуманитарном классе выбирают такие профессии как врач, переводчик, юрист и т.д. У многих учащихся совпадают результаты, полученные по проведенным методикам, с их желанием получить определенную профессию. Эти учащиеся знают свои склонности и способности, и учитывают их при выборе профессии.
Многие учащиеся, обучающиеся в общеобразовательном классе, выбирают профессии не учитывая свои способности и склонности, при выборе будущей профессии ориентируются на высокую оплату и престижность профессии, их желания расходятся с их возможностями.
По результатам анкеты проводился расчет критерия φ* - угловое преобразование Фишера. Нас интересует различаются ли классы по выбору профессии.
среди старшеклассников, обучающихся в общеобразовательных классах:
48% (12 человек) - определились с выбором профессии
52% (13 человек) - не определились с выбором профессии
среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико - математическим уклоном:
62% (8 человек) - определились с выбором профессии
38% (5 человек) - не определились с выбором профессии
среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарном уклоном:
75% (9 человек) - определились с выбором профессии
25% (3 человека) - не определились с выбором профессии
Таким образом, в профильных классах из 25 человек 17 человек определились с выбором профессии, 8 еще не определились, а в общеобразовательном классе из 25 человек определились с выбором 12 человек, 13 еще не определились. В первом случае процентная доля определившихся с выбором профессии составляет (17·100%): 25= 68%, а во втором (12·100%): 25=48%. Нам необходимо выяснить достоверно ли различаются эти процентные доли. В основу исследования были положены гипотезы:
Но: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, не возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах
H1: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, возникают трудности при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах
Теперь построим таблицу, которая фактически представляет собой таблицу эмпирических частот по двум значениям признак: "определились с выбором профессии" - "не определились с выбором профессии".
Табл.4. Таблица для расчета критерия при сопоставления двух групп испытуемых по процентной доле определившихся с выбором профессии.
Группа |
Определились с выбором профессии |
Не определились с выбором профессии |
Сумма | |||||
Кол - во испытуемых |
% Доля |
Кол - во испытуемых |
% доля |
|||||
1 группа |
17 |
68% |
А |
8 |
32% |
Б |
25 | |
2 группа |
12 |
48% |
В |
13 |
52% |
Г |
25 | |
Суммы |
29 |
21 |
50 |
В таблице, сверху размещаются столбцы, "определились с выбором профессии" "и не определились с выбором профессии", а слева "1 группа" и "2 группа", где, 1 группа - старшеклассники обучающиеся в профильных классах, а 2 группа - старшеклассники обучающиеся в общеобразовательных классах. Участвуют в сопоставлениях, собственно, только ячейки А и В, то есть процентные доли по столбцу "определились с выбором профессии".
Информация о работе Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением