Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:38, реферат

Краткое описание

В настоящее время выбор будущей профессии происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни собственных родителей, напоминающими "гонки на выживание", - постоянной усталостью, раздраженностью, безразличием к проблемам детей, переживанием своей беспомощности, тревоги за завтрашний день. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

Оглавление

Введение
Глава I. Профессиональное самоопределение учащихся в теории и практике образования
1.1 Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся
1.2 Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения
1.3 Методы оказания психологической помощи при выборе профессии
Вывод к главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование старшеклассников, обучающихся в профильных и общеобразовательных классах
2.1 Организация и проведение методов исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Вывод к главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

bestref-182925.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

По табл. XII. Приложения 1 определяем величины φ, соответствующие процентным долям в каждой из групп.

 

φ1 (68%) =1,939, φ1 (48%) = 1,531

 

Теперь подсчитаем эмпирическое значение φ* по формуле:

 

φ* = (φ1 - φ2) · √ (n1· n2): (n1+ n2)

 

где φ1 - угол, соответствующий большей % доле;

φ2 - угол, соответствующий меньшей % доле;

n1 - количество наблюдений в выборке 1;

n2 - количество наблюдений в выборке 2;

В данном случае:

 

φ*эмп. = (1, 939 - 1,531) · √ (25·25): (25+25) = 0,408·√12,5=0,408·3,5=1,428

 

По табл. XIII Приложения 1 определяем, какому уровню значимости соответствует

 

φ*эмп.=1,428:

p=0,07

 

Можно установить и критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости:

 

1,64 (p ≤ 0,05)

φ* кр.=

2,31 (p ≤ 0,01)

φ*эмп. = 1,42

φэмп. < φкр.

 

 

Построим "ось значимости".

                                                         φ*0,03                  φ*0,01

       …    


                                 φ*эмп                              ?

     Зона    значимости                                             Зона незначимости

                                                                                      


                               


                                      1,42             1,64                            2,31

 

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.

Ответ: Но принимается. У старшеклассников, обучающихся в профильных классах, не возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах. Таким образом гипотеза подтверждается.

По результатам математической обработки получилось, что доля лиц, определившихся с выбором профессии в общеобразовательных классах не больше, чем в профильных классах.

Т.о. гипотеза нашей курсовой работы, у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах, подтвердилась.

Вывод к главе 2

 

В основу курсовой работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах.

По результатам исследования старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном и профильных классах с физико-математическим и гуманитарным уклоном, получились следующие результаты.

Все 3 класса учащихся в основном предпочитают такие предметы и сферы, как математика, физика, инженерия, машиностроение, авиация, экономика, и еще небольшой процент учащихся проявляют интерес к биологии и геологии. Почти все учащиеся в свободное время предпочитают играть в компьютерные игры, гулять и смотреть телевизор и совсем небольшой процент в свободное время предпочитает дополнительно заниматься по нужным для них предметам.

Большинство старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе, относятся к самым различным типам профессии. При этом половина учащихся общеобразовательного класса хотели бы обучаться в профильных классах для того, чтобы углубленно изучать только те предметы, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Многие учащиеся, обучающиеся в общеобразовательном классе, выбирают профессии, не учитывая свои способности и склонности, при выборе будущей профессии ориентируются на престижность профессии, их желания расходятся с их возможностями.

Среди учащихся старших классов, обучающихся в профильном физико - математическом классе, большинство относятся к типу профессий человек-техника, эти учащиеся, довольны тем, что обучаются в профильном классе.

И по результатам учащихся, обучающихся в профильном гуманитарном классе, большее количество учащихся относятся к типу человек-человек. Большее количество этих старшеклассников не довольны тем, что обучаются в данном профильном классе, желают, чтобы их учебный план был пересмотрен.

Учащиеся, обучающиеся в профильных классах выбирают профессии связанные с их профилем. Эти учащиеся знают свои склонности и способности, и учитывают их при выборе профессии. У многих учащихся совпадают результаты, полученные по проведенным методикам, с их желанием получить определенную профессию.

На основе результатов исследования выявилось, что большинство старшеклассников, обучающихся в профильных классах, определились с выбором будущей профессии, а большинство учащихся общеобразовательного класса еще не сделали свой выбор. Также была определена корреляция многофункциональным критерием Фишера, получилось значение 0,07. По этому результату мы можем говорить, что гипотеза подтвердилась: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах.

 

Заключение

 

В нашей курсовой работе, посвященной особенностям профессионального самоопределения в классах с профильным обучением, были рассмотрены понятия самоопределения, профессиональное самоопределение, профессия, и профильная подготовка. Изложены и раскрыты темы, касающиеся различных областей профориентологии и профильного обучения. Изложение материала сосредоточено на общих вопросах профессионального самоопределения, профильного обучения, и методах оказания психологической помощи при выборе профессии. В частности, были представлены определения профессионального самоопределения Климова Е.А., Ананьева Б.Г., Рубинштейна С.Л., Божович Л.И. Также были рассмотрены определения с точки зрения педагогических позиций. Выделены структура профессиональной деятельности, классификации, состоящая из четырех ярусов - типы, классы, отделы, группы профессий, принципы профессиональной деятельности. Приведен отечественный опыт профильного обучения, выделены цель, главные задачи профильного обучения, этапы профориентационной работы. Рассмотрены возможные направления профилизации и структуры профилией.

Подробно описаны методы оказания психологической помощи старшекласснику при выборе профессии. Рассмотрены восемь углов ситуации выбора профессии, примерная схема решения задач о выборе профессии, этапы планирования профессионального пути Ли и Лейбовиц, факторы профессиональной зрелости, а также план для профконсультационной беседы, разработанная Климовым Е.А.

Нами была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах.

В данной работе были использованы 3 методики: "Карта интересов" (модифицированная методика Голомштока Л. Е.), дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту", анкета оптанта.

Сопоставив полученные результаты и определив корреляцию многофункциональным критерием Фишера, получилось значение 0,07. Это говорит о том, что наша гипотеза подтвердилась. У старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах.

 

Список литературы

 

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.

2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Дидактические основы конструирования профильной школы. - Москва., 2006.

3. Жафяров А.Ж., Ким А.М. Концепция и учебные планы профильного обучения в 11-летней (12-летней) школе. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.

4.3еер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - Спб: Издательство "Питер", 2000.: ил. - (Серия "Мастера психологии").

6. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.

7. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие/ Е.А. Климов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

9. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.

10. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЕК", 2002.

11. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики - М., 1992.

12. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1989.

13. Ломов Б.Ф. Человек и техника. - Л., 1963.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 2000.

15. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ "Перспектива", 2002.

16. Мир профессий. Человек - художественный образ / Сост.А.И. Смирнов - М., 1998.

17. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. - Улан - Удэ, 1999.

18. Мир профессий. Человек - природа / Сост. С.Н. Левиева. - М., 1995.

19. Орлов А.Б. Склонность и профессия. - М., 1998.

20. Пан СМ. Профильное обучение: проблемы формирования содержания и организация учебной деятельности. - Курган, 2007.

21. "Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения" / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 2001.

22. "Профессиональная ориентация молодежи"/ А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков и др. - М.: Высшая школа, 2000. -С.112.

23. Прихожан A.M. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.

24. Пряжников Н.С. Комплект из четырех методических пособий "Методы активизации профессионального и личностного самоопределения". Методическое пособие - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.

25. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996.

26. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр "Академия", 2003.

27. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М, 1998.

28. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. - М., 2002.

29. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И.В. - Екатеринбург, 1998.

30. Румянцев А.И. Профильная правовая школа как фактор формирования образовательной среды. www.airlex2007@yandex.ru

31. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М: Ассоцияция авторов и издателей ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС. 1999.

32. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху, ООО "Феникс", 2000.

33. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. - М, 2002.

34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2007.

35. Степанов А.Н. Бендюков М.А. Азбука профориентации - Санкт - Петербург, 1995.

36. Соловьева Ю.Н. Актуальность проблемы профильного обучения // Дополнительное образование и воспитание/ Туризм: наука и образование - 2007. - № 1.

37. Соловьева Юлия Николаевна Методические рекомендации по профессиональному самоопределению учащихся профильных туристских классов. - М.: РМАТ, 2006.

38. Таранова М.В. Технология повышения эффективности обучения, ориентированной на формирование учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.

39. Ускова Н.П. Проектирование и организация профориентационного пространства в средней школе // Научный журнал "Аспирантский вестник РГУ имени С.А. Есенина, 2006. №7.

40. Ускова Н.П. Профориентационная работа с учащимися в условиях профилизации школы // Объединенный научный журнал. - №25. - Москва. - 2006.

41. Ускова Н.П. Исторические аспекты профильной дифференциации в школах России // "Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы международной научной конференции - Рязань. РГУ имени С.А. Есенина-2007.

42. Ускова Н.П. Предпрофильная подготовка в системе профилизации школы // Мир образования - образование в мире. - 2007, № 2.

43. Цукерман Г.А. Мастеров Б. М.Психология саморазвития - Москва, 1998.9 Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.

44. Чистякова С. Н.Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи - Москва, 1998.

45. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.

46. Чистякова С. Н.Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи - Москва, 2000.

47. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1990.

48. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопр. психологии. - М., 1998.

49. Энциклопедический справочник: 2000 профессий - Минск, 2000г.

50. Энциклопедия профессионального образования в трех томах. Научн. Ред. С.Я. Батышев. - М., 1998.


Информация о работе Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением