Профессиональное самоопределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:39, реферат

Краткое описание

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. Приоритетное место в трудовой мотивации в современной России занимает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.

Файлы: 1 файл

Профессиональное самоопределение.docx

— 33.85 Кб (Скачать)
 
 

              Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.  

В последние годы на фоне экономической и политической стабилизации российского общества постепенно восполняется «пробел» в  области трудовой мотивации, который  был характерен для состояния  экономической и хозяйственной  жизни России начала - 90-х годов. Приоритетное место в трудовой мотивации в  современной России занимает стремление к профессиональному совершенствованию  и профессиональному росту. Существует огромная  потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.

Проблема становления  профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального  развития будущего специалиста как  субъекта социального действия. Современный  профессионал должен видеть свою профессию  во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к  ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику  своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать  их в меняющихся социальных условиях [1, С.6].

К выбору профессии  следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий. Выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий.  

как образовательный  уровень родителей, социальное окружение  и др.

Понятие «самоопределение»  вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»...При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса  человека) [2, С.120]

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции...

Понятие профессиональное становление личности понимается как  процесс прогрессивного изменения  личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной  активности, направленной на самосовершенствование. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и  подчас противоречивый процесс, в котором  отчетливо выделяются четыре стадии:

  1. Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.
  2. Вторая стадия - это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.
  3. Третья стадия - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности - к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей.
  4. Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде.

Практически на всем протяжении процесса профессионального  становления и развития переход  от одной стадии к другой часто  может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и  кризисных ситуаций. Существенным при  этом является то, что смена одних  стадий процесса профессионального  становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному  возрастному этапу, биографическому  периоду. Она отражает психологический  возраст профессионально - личностного  становления, развития и зрелости человека. Сходные проблемы и кризисы могут  возникать и часто реально  возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального  становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса.

Исследования показывают, что точные  возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить, так как существуют большие индивидуальные различия в сроках социального взросления - одни определяются с выбором профессии еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. Кроме индивидуально-личностных особенностей, влияющих на сроки профессионального самоопределения, к факторам, детерминирующим такой выбор, относят принадлежность к той или иной социальной группе, а также гендерные отличия в профессиональном самоопределении. По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности [2, С.124].

Среди субъективных факторов, влияющих на выбор профессии, особо отмечают уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов. Ряд специалистов считает, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низкими  умственными показателями не могут  успешно справляться с функциональным содержанием данной профессии. Кроме  того, развитый интеллект позволяет  человеку критично и реалистично  соотносить себя с предъявляемыми требованиями, успешно обучаться, учитывая опыт своей  профессиональной деятельности. Известно, что выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой  активности субъекта и зависят от степени развития его контрольно - оценочной сферы.

Е.А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный  акт принятия решения, а постоянно  чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в  отрочестве и ранней юности, но и  в последующие годы возникает  проблема ревизии и коррекции  профессиональной жизни человека [2, С.138].

Первичная профессионализация (включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для  успешного начала профессиональной деятельности, т. е. приобретение специальности) личности начинается в детском возрасте, в рамках дошкольной и школьной подготовки. Ее сущность состоит в усвоении общезначимых социальных и профессиональных ценностей, таких как престиж той или  иной профессии, ее общественная значимость.

Профессионализация  личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом  общей социализации личности. Социальный характер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного  разделения труда и носящей институциональный  характер.

Профессиональная  социализация - это процесс, посредством  которого человек приобщается к  определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно  готовится для профессиональной деятельности [6, С.78].

В силу своего социального  характера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и  социальных институтов. Социальными  агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.

Так как, на современном  этапе, проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Развитие личности (ее направленности, компетентности, гибкости, самосознания) определяет выбор и подготовку к профессии, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяет стратегию развития личности.

Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно  прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном  мире 

Профессиональное  самоопределение  на разных стадиях становления личности. 

Дошкольное  детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др.

Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых.

Положительное влияние  на дальнейшее профессиональное самоопределение  имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда.

Результатом профессионально-ролевых  игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и  сравнения разных профессий  

Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция.

Вторая важная особенность  детей этого возраста — мотивация  достижений, и, конечно, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.

Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.

Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения  детей как воссоздающего, так  и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.  
 

Подростковый  возраст — это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению:

Дифференцированное  отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного  и технического творчества формируют  у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Образцы желаемого  будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального  самоопределения. 

Ранняя  юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности.

Информация о работе Профессиональное самоопределение