Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:39, реферат
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. Приоритетное место в трудовой мотивации в современной России занимает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.
В 14— 15 лет крайне
сложно выбрать профессию. Профессиональные
намерения диффузны, неопределенны.
Профессионально
Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.
На основе оценки
своих способностей и возможностей,
престижа профессии и ее содержания,
а также социально-
Таким образом, для
старших подростков и для девушек
и юношей актуальным является учебно-
Юность. В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.
Общеобразовательная
школа с ее романтическими устремлениями
и профессионально
(вынужденно или
по желанию) выборе учебно-
У большинства же
девушек и юношей в ходе профессионального
обучения укрепляется уверенность
в оправданности сделанного выбора.
Идет неосознаваемый процесс кристаллизации
профессиональной направленности
личности. Постепенное усвоение будущей
социально-профессиональной роли способствует
конструированию себя как представителя
определенного профессионального сообщества.
Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора, Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.
Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции».
Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.
Перечислим некоторые из них:
■ совершенствование и повышение профессиональной квалификации;
■ инициирование повышения в должности и смена работы;
■ выбор смежной специальности или новой профессии.
Очевидно одно: для
многих молодых людей к 30 годам
вновь актуальной становится проблема
профессионального
Зрелость. Это наиболее
продуктивный возраст — период реализации
себя как личности, использования своего
профессионально-
Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной
профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния — профессионального оптимизма.
Все эти профессионально обусловленные изменения способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду.
Наряду с этими
психологически позитивными изменениями
происходят и деструктивные. Часть
профессионалов, в большей мере сориентированных
на признание своего профессионально-
Пожилой возраст. Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. К 55 ~ 60 годам личность не успевает полностью исчерпать свой профессиональный потенциал. Все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию. Наступает тревожное время, в одночасье разрушаются десятилетиями складывавшиеся стереотипы, образ жизни. Профессионально важные качества, профессиональные знания и умения, опыт и мастерство — все становится невостребованным. Эти негативные моменты ускоряют социальное старение. Профессиональная жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, которые находят в себе силы продолжать активную профессиональную деятельность в форме менторинга — наставничества, передачи профессионального опыта. Для большинства пенсионеров характерны психологическая растерянность, ощущение «профессиональной беспризорности», дезинтеграция из профессиональной среды, вызывающие тягостные переживания своей ненужности и бесполезности.
Вновь возникает
проблема самоопределения, но уже не
в профессиональной жизни, а в
социальной, общественно-полезной. Одни
пенсионеры найдут себя в общественно-политической
жизни, другие погрузятся в семейно-бытовые
проблемы, третьи займутся всерьез садоводством,
а кое-кто продолжит трудовую жизнь в сфере
мелкого частного бизнеса. Это период
активного социально-трудового
самоопределения и продолжения себя
как личности.
Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.
Самоопределение может
быть адекватным профессионально важной
проблеме — и тогда происходит
развитие личности, а может быть
и неадекватным — тогда оною.
порождает внутренний конфликт, активизируя
защитные механизмы вместо процессов
развития.
Этапы
и задачи профессионального
Этап | Задачи |
1 – 4 классы | Развитие трудолюбия и интереса к выбору профессии; ознакомление с наиболее доступными профессиями. |
5 – 7 классы | Формирование
потребности в |
8 – 9 классы | Формирование профсамосознания, осознанного намерения и пути продолжение образования. |
10 – 11 классы | Развитие убежденности в адекватности сделанного выбора профессии; подготовка к реализации профнамерения. |
Литература:
СПБ.:
прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
Государственный Университет
по Землеустройству
по психологии профессиональное деятельности
«Профессиональное
самоопределение»