Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся средней школы, представляющих три этнические группы, а именно, русской, армянской и карачаевской национальности методом анкетирования.

Оглавление

Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 6
1.1. Общая характеристика проблемы мотивационной сферы 6
1.1.1. Психологические теории мотивации 6
1.1.2. Мотив и мотивация 12
1.1.3 Мотивы учения школьников и их формирование 17
1.2. Общая характеристика исследуемых этнических групп 23
1.2.1.Этнос как особая социально-психологическая категория 23
1.2.2. Русские как представители славянского этноса 33
1.2.3. Общая характеристика народов Северного Кавказа 39
1.2.4. Общая характеристика армянского этноса 43
Глава2. Материалы и методы исследования 45
2.1. Объект исследования 45
2.2. Методы исследования 45
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 48
3.1.1. Результаты исследования конструктивности мотивации детей (по данным методики «Конструктивность мотивации») 48
3.1.2. Результаты исследования школьной мотивации детей (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся») 55
3.1.3. Результаты исследования типов мотивов детей (по данным методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой) 56
3.2. Результаты по экспериментальной части исследования 59
Заключение 62
Литература

Файлы: 1 файл

осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп.docx

— 106.35 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                          3

Глава1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп                           6

1.1. Общая характеристика  проблемы мотивационной сферы                  6

1.1.1. Психологические теории мотивации                                                  6

1.1.2.  Мотив и мотивация                                                                          12

1.1.3 Мотивы учения школьников  и их формирование                            17

1.2. Общая характеристика  исследуемых этнических групп                    23

1.2.1.Этнос как особая социально-психологическая категория                 23

1.2.2.  Русские как представители  славянского этноса                               33

1.2.3. Общая характеристика  народов Северного Кавказа                      39

1.2.4. Общая характеристика армянского этноса                                  43

Глава2. Материалы и методы исследования                                             45

2.1. Объект исследования                                                                           45

2.2. Методы исследования                                                                           45

Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной  сферы детей различных этнических групп                                                                                       48

3.1.1. Результаты исследования  конструктивности мотивации детей (по данным методики «Конструктивность мотивации»)                                  48

3.1.2.  Результаты исследования школьной мотивации детей (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся»)                        55

3.1.3.  Результаты исследования типов мотивов детей (по данным методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой)                                                                     56

3.2. Результаты по экспериментальной  части исследования                  59

Заключение                                                                                                   62

Литература                                                                                                  63

Приложения                                                                                                   66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Актуальность данного исследования продиктована следующими двумя факторами. Первым фактором является необходимость психологического изучения мотивации детей. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

  Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме – с другой.

  Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.

   При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

  Второй фактор – это полиэтничность нашего региона. Учитывая многонациональность и поликультурность нашего региона, очень важно не забывать об особенностях культуры, а следовательно, и воспитания детей разных национальностей. Только с учетом этнического фактора в нашем регионе возможно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрыть в полной мере его потенциал и дать ему проявить все свои возможности. В частности, важно определить, есть ли связь между этнической принадлежностью и особенностями мотивационной сферы детей.

  Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся средней школы, представляющих три этнические группы, а именно, русской, армянской и карачаевской национальности методом анкетирования.

Объектом данного исследования являются дети различных этнических групп.

Предметом – мотивационная  сфера детей различных этнических групп.

Организация исследования. Исследование проходило на базе школы  №4 города Кисловодска, а также на базу школы №15 города Ставрополя с  марта по апрель 2011 года. С помощью  психодиагностических методик были обследованы дети 11-13 лет, учащиеся пятых классов, а также учащиеся 8 класса, возраст которых 13-14 лет.

Были использованы следующие  методы: Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова), Конструктивность мотивации, Диагностика школьной мотивации учащихся.

Структура работы: в целом  работа состоит из введения, трех глав, заключения. Также работа включает 5 таблиц и приложения. Общий объем составляет 65 печатных страницх. Было использовано 35 источников литературы и интернет ресурсов.

 

  Гипотезой данного  исследования послужило утверждение  о том, что этнический фактор  не имеет определяющего влияния  на мотивационную сферу детей.

  Были поставлены следующие задачи:

-         изучить литературу по темам  «Мотивация учения и ее формирование»,  «Этнопсихология»

-         подготовить методики изучения  мотивации учащихся

-         провести исследование

-         опираясь на знания и практический  опыт, проанализировать полученные  результаты и сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп.

1.1. Общая характеристика  проблемы мотивационной сферы.

1.1.1. Психологические  теории мотивации

 

Многочисленные теории мотивации  стали появляться ещё в работах  древних философов. В настоящее  время таких теорий насчитывается  уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и  историю их возникновения. Истоки современных  теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания. Взгляды  на сущность и происхождение мотивации  человека на протяжении всего времени  исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались  между двумя философскими течениями  рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала  в работах древних философов  и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее  ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого  поведения усматривается исключительно  в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение  животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется  темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII—XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата,  объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII-XVIII вв., далее соединилось с  идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование  двух мотивационных теорий одной - для  человека, другой - для животных, поддержанное теологией и разделением философий  на два противоборствующих лагеря - материализм и идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX в.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии - появлением эволюционной теории Ч. Дарвина  Она оказала значительное влияние  не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Ч. Дарвин как  бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявшей человека и животных на два несовместимых  в анатомо-физиологическом и психологическом  отношениях лагеря. Он же сделал первый решительный шаг вперед в поведенческом  и мотивационном сближении этих живых существ, показав, что у  человека и животных имеется немало общих форм поведения, в частности  эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов. Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Maкдауголл, И. П. Павлов и др.).

Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животных, то теперь его  стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно  к нему состав самих потребностей. Принципиальные отличия человек  от животных на этом этапе развития психологических знаний и мотивационной  теории старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных  факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том  числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов  З. Фрейда и У. Макдауголла, предложенные в конце XIХ и разработанные в начале XX в.

Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с  поведением животных, примирить это  понимание с привлекавший в то время многих ученых открытиями в  области сравнительных исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, З. Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале XX в., ни к чему позитивному для дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли дать научно удовлетворительного ответа. В конце концов, дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие которые включали в анализ психических явлений.

В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические  потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие  органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности  ведет к снижению (редукции) напряжения. Принципиальных различий между понятиями  инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты  являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться  и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Кроме теорий биологических  потребностей человека, инстинктов и  влечений, в эти же годы (начало XX в) возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Ч. Дарвина, но также открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы. В более современном ее варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э. Толменом и К. Халлом) рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения. Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А. Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е. И. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги. Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей. Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др. В отечественной психологии после революции 1917 г. также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы, более или менее продуманных и доведенных до определенного уровня завершенных концепций мотивации можно, пожалуй, назвать только теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А. Н. Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и исследователей.

Информация о работе Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп