Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся средней школы, представляющих три этнические группы, а именно, русской, армянской и карачаевской национальности методом анкетирования.
Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 6
1.1. Общая характеристика проблемы мотивационной сферы 6
1.1.1. Психологические теории мотивации 6
1.1.2. Мотив и мотивация 12
1.1.3 Мотивы учения школьников и их формирование 17
1.2. Общая характеристика исследуемых этнических групп 23
1.2.1.Этнос как особая социально-психологическая категория 23
1.2.2. Русские как представители славянского этноса 33
1.2.3. Общая характеристика народов Северного Кавказа 39
1.2.4. Общая характеристика армянского этноса 43
Глава2. Материалы и методы исследования 45
2.1. Объект исследования 45
2.2. Методы исследования 45
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 48
3.1.1. Результаты исследования конструктивности мотивации детей (по данным методики «Конструктивность мотивации») 48
3.1.2. Результаты исследования школьной мотивации детей (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся») 55
3.1.3. Результаты исследования типов мотивов детей (по данным методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой) 56
3.2. Результаты по экспериментальной части исследования 59
Заключение 62
Литература
Они умеют в различных ситуациях сдерживать чувства, но вместе с тем очень самолюбивы, болезненно переживают просчеты и упущения при достижении поставленных целей, падение своего авторитета. Вот почему во взаимодействии с армянами необходимо всегда разъяснять, для чего нужно выполнить ту или иную задачу и почему ее решение поручается именно им. В противном случае, даже выполнив то, что от него требуется, армянин остается при своем мнении и часто бывает неудовлетворен выполненным делом, что неизбежно приводит к дискомфорту во взаимоотношениях с ним в будущем.
Анализ литературы показал, что данных по изучению особенностей мотивационной сферы детей различных этносов недостаточно. Проблема требует дальнейшей разработки.
Глава 2. Материалы и методы исследования.
2.1. Объект исследования.
Для изучения мотивационной сферы детей различных этносов нами было проведено исследование. Исследование проводилось на базе лицея № 4 г. Кисловодска в классах 5 Б, 5А. Школа многонациональна. В выбранных классах учатся дети армянской, русской и карачаевской национальности. Всего для проведения исследования отобрано 26 учащихся лицея №4
Также исследование
проводилось на базе школы
№15 г. Ставрополя в классах
5 Б, 5 Д. Возраст испытуемых 11-13 лет.
Всего для проведения
С целью проверки полученных данных и в качестве базы для последующих исследований, было проведено дополнительное исследование на базе школы №15 г. Ставрополя в 8 Б классе (возраст испытуемых 14-15 лет). Участвовало 19 учащихся 8 класса.
2.2. Методы исследования.
Нами было использовано
три методики изучения
Первая методика: «Конструктивность мотивации».
Шкалы: типы мотивации - "лев", "пантера", "тигр", "медведь"
Назначение теста:
выявление основного типа
Методика конструктивность
мотивации может быть
Методика конструктивность
мотивации является
Вторая методика:
«Типология мотивов учения «
Шкалы: познавательные мотивы, социальные мотивы
Назначение теста: определение доминирующего типа учения.
Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.
Социальные мотивы
проявляются в поступках,
Третья методика: «Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов».
Шкалы: школьная мотивация
Назначение теста: определить уровень школьной мотивации.
Мотивация учения может выступить хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
Глава 3. Результаты
экспериментально-
3.1.1. Результаты исследования конструктивности мотивации (данные методики «Конструктивность мотивации»)
По результатам
обследования детей с помощью
методики «Конструктивность
Анализ таблицы 1 показал,
что наибольшее количество
Наибольшее количество
испытуемых русской
Наибольшее количество
испытуемых карачаевской
Тип мотивации | |||||
группа |
«лев» |
«пантера» |
«тигр» |
«медведь» | |
армяне |
65 |
24 |
11 |
0 | |
русские |
65 |
18 |
11 |
6 | |
карачаевцы |
65 |
6 |
18 |
11 |
По результатам
исследования, наибольшее количество
испытуемых в каждой группе
имеет тип мотивации «лев»,
следовательно, их основной
Могут быть организаторами
игр, лидерами в компании. Хорошо
приспособлены ко всем видам
совместной деятельности, успешно
реализуют себя в общении со
сверстниками. Но при нетребовательном
к себе отношении и
В случаях крайнего
напряжения душевных и
Холерик - это человек,
нервная система которого
Отличается малой
Такой человек одержим
стремлением к полному
Обычное личностное
состояние по параметру
Это человек быстрый, легко
приспосабливающийся к
Человек с повышенной
реактивностью, при этом
Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Среди сангвиников существенно больше экстравертов, чем интровертов.
Сангвиники быстро
устанавливают социальный
Сангвиник необыкновенно быстро реагирует на окружение, немедленно откликается на желание пообщаться со стороны другого человека. В компании незнакомых людей он чувствует себя как рыба в воде, новая необычная обстановка его только возбуждает, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны.
Это следует понимать
так, что «львом» не рождаются,
Особенно часто тип
«льва» диагностируется в
Информация о работе Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп