Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся средней школы, представляющих три этнические группы, а именно, русской, армянской и карачаевской национальности методом анкетирования.

Оглавление

Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 6
1.1. Общая характеристика проблемы мотивационной сферы 6
1.1.1. Психологические теории мотивации 6
1.1.2. Мотив и мотивация 12
1.1.3 Мотивы учения школьников и их формирование 17
1.2. Общая характеристика исследуемых этнических групп 23
1.2.1.Этнос как особая социально-психологическая категория 23
1.2.2. Русские как представители славянского этноса 33
1.2.3. Общая характеристика народов Северного Кавказа 39
1.2.4. Общая характеристика армянского этноса 43
Глава2. Материалы и методы исследования 45
2.1. Объект исследования 45
2.2. Методы исследования 45
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 48
3.1.1. Результаты исследования конструктивности мотивации детей (по данным методики «Конструктивность мотивации») 48
3.1.2. Результаты исследования школьной мотивации детей (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся») 55
3.1.3. Результаты исследования типов мотивов детей (по данным методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой) 56
3.2. Результаты по экспериментальной части исследования 59
Заключение 62
Литература

Файлы: 1 файл

осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп.docx

— 106.35 Кб (Скачать)

Они умеют в различных  ситуациях сдерживать чувства, но вместе с тем очень самолюбивы, болезненно переживают просчеты и упущения при  достижении поставленных целей, падение  своего авторитета. Вот почему во взаимодействии с армянами необходимо всегда разъяснять, для чего нужно выполнить ту или  иную задачу и почему ее решение  поручается именно им. В противном  случае, даже выполнив то, что от него требуется, армянин остается при  своем мнении и часто бывает неудовлетворен выполненным делом, что неизбежно  приводит к дискомфорту во взаимоотношениях с ним в будущем.

Анализ литературы показал, что данных по изучению особенностей мотивационной сферы детей различных этносов недостаточно. Проблема требует дальнейшей разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Материалы  и методы исследования.

2.1. Объект исследования.

Для изучения мотивационной  сферы детей различных этносов  нами было проведено исследование. Исследование проводилось на базе лицея  № 4 г. Кисловодска в классах 5 Б, 5А. Школа многонациональна. В выбранных  классах учатся дети армянской, русской  и карачаевской национальности. Всего  для проведения исследования отобрано 26 учащихся лицея №4

 Также исследование  проводилось на базе школы  №15 г. Ставрополя в классах  5 Б, 5 Д. Возраст испытуемых 11-13 лет.  Всего для проведения исследования  отобрано 26 учащихся пятых классов  школы  №15.

С целью проверки полученных данных и в качестве базы для последующих  исследований, было проведено дополнительное исследование на базе школы №15 г. Ставрополя в 8 Б классе (возраст испытуемых 14-15 лет). Участвовало 19 учащихся 8 класса.

 

2.2. Методы исследования.

  Нами было использовано  три методики изучения мотивационной  сферы.

  Первая методика: «Конструктивность  мотивации».

  Шкалы: типы мотивации  - "лев", "пантера", "тигр", "медведь"

  Назначение теста:  выявление основного типа мотивации  (мотивационной стратегии).

  Методика конструктивность  мотивации может быть использована  для непосредственного диагностирования  индивидуальных различий людей  по отношению к четырем основным  типам мотивации, различающимся  качеством (характером) конструктивной  мотивации человека, индуцируемой  особенностями его взаимодействия  с внешним миром. 

  Методика конструктивность  мотивации является специальным  психодиагностическим инструментом, позволяющим вскрыть сущность  индивидуальных различий мотивации  и активности человека и построить  на этом теоретически опосредованном  основании причинные типологии.  Причинная типология мотивации  отличается от собирательных  или описательных типологий тем,  что не только упорядочивает  отношения индивидуального к  типологическому, но и объясняет  эти отношения существенными  различиями способов взаимодействия  внутреннего и внешнего, которые  одновременно являются ведущими, глубинными мотивами этого взаимодействия. Эти четыре ведущих мотива, воплощающие  собою четыре основные подструктуры  внутреннего и внешнего взаимодействия, разворачиваются в соответствующие  мотивационные стратегии. 

  Вторая методика:  «Типология мотивов учения «Лесенка  побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)».

  Шкалы:  познавательные  мотивы, социальные мотивы

Назначение теста:  определение  доминирующего типа учения.

Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются  в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными  сведениями; учебно-познавательные —  самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.

   Социальные мотивы  проявляются в поступках, свидетельствующих  о понимании учеником долга  и ответственности; позиционные  мотивы — в стремлении к  контактам со сверстниками и  в получении их оценок, в инициативе  и помощи товарищам: мотивы  социального сотрудничества —  стремление к коллективной работе  и к осознанию рациональных  способов ее осуществления. Осознанные  мотивы выражаются в умении  школьника рассказать о том,  что его побуждает, выстроить  мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются  в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности  и в формах ухода от нее,  в выполнении дополнительных  заданий или отказе от них,  в стремлении к заданиям повышенной  или повышенной трудности.

Третья методика: «Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов».

Шкалы: школьная мотивация

Назначение теста: определить уровень школьной мотивации.

Мотивация учения может выступить  хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем  уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки  от родителей, похвалу родителей  и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и  т.п. Очевидно, что не каждый ребенок  с раннего возраста понимает, что  он учится, прежде всего, для себя, для  своих дальнейших достижений. Поэтому  цель взрослых (родителей, педагогов  и психологов) помочь им в осознании  этой цели.

Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной сферы  детей различных этнических групп.

3.1.1. Результаты  исследования конструктивности мотивации (данные методики «Конструктивность мотивации»)

   По результатам  обследования детей с помощью  методики «Конструктивность мотивации»  были получены следующие результаты, приведенные в таблице 1. В таблице   приводятся результаты тестирования  детей армянской, русской, карачаевской  национальности.

  Анализ таблицы 1 показал,  что наибольшее количество испытуемых  армянской национальности, а именно 65% имеют тип мотивации «лев».  На втором месте по количеству  испытуемых – тип мотивации  «пантера», выявленный у  24%  испытуемых. На третьем месте  – тип мотивации «тигр», который  выявлен у 11 % испытуемых.  Тип  мотивации «медведь» в данной  группе не выявлен ни у одного  человека.

  Наибольшее количество  испытуемых русской национальности, а именно 65% имеют тип мотивации  «лев».  На втором месте по  количеству испытуемых – тип  мотивации «пантера», выявленный  у  18%  испытуемых. На третьем  месте – тип мотивации «тигр», который выявлен у 11 % испытуемых. И, наконец, на последнем месте  тип мотивации «медведь», который  имеет 6% испытуемых.

  Наибольшее количество  испытуемых карачаевской национальности, а именно 65% имеют тип мотивации  «лев».  На втором месте по  количеству испытуемых – тип  мотивации  «тигр», выявленный  у  18%  испытуемых. На третьем  месте – тип мотивации «медведь»,  который выявлен у 11 % испытуемых. И, наконец, на последнем месте  тип мотивации «пантера», который  имеет 6% испытуемых.

                                                                              Таблица 1

 

Тип мотивации

группа

«лев»

«пантера»

«тигр»

«медведь»

армяне

65

24

11

0

русские

65

18

11

6

карачаевцы

65

6

18

11


 

   По результатам  исследования, наибольшее количество  испытуемых в каждой группе  имеет тип мотивации «лев»,  следовательно, их основной способ (мотив) взаимодействия – «да-да»,  то есть мотив взаимного принятия  внутреннего и внешнего, их взаимного  положительного отрицания, обусловливающего  возможность саморазвития личности. Им присуще конструктивное единство  мотивации достижения и мотивации  отношения, результатом которого  является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и  внешнего во взаимодействии является  основой баланса целей и отношений  как во внешнем, так и во  внутреннем планах личности. В  идеале «лев» на основе интернальности и экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К.Томасу – стремление к сотрудничеству).

  Могут быть организаторами  игр, лидерами в компании. Хорошо  приспособлены ко всем видам  совместной деятельности, успешно  реализуют себя в общении со  сверстниками. Но при нетребовательном  к себе отношении и общественной  невостребованности могут проявлять себя как безобидные весельчаки, мечтатели, болельщики в спортивных соревнованиях.

  В случаях крайнего  напряжения душевных и физических  сил обнаруживается по параметру  личностной реактивности в темпераменте  холерика, то есть, находясь под  влиянием страстей, обнаруживает  замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, которые  быстро воспламеняются от малейшего препятствия. Сила его чувств - гордость, мстительность, честолюбие - не знают пределов, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

  Холерик - это человек,  нервная система которого определяется  преобладанием возбуждения над  торможением. Он отличается большой  жизненной энергией, но ему недостаёт  самообладания, поэтому он вспыльчив  и несдержан. Такой человек  приступает к делу с полной  отдачей, со всей страстностью, увлечённо, но сил ему хватает  ненадолго, и как только они  истощаются, у него появляется  апатия. Неуравновешенность его  нервной системы предопределяет  его цикличность в смене его  активности и бодрости. Увлёкшись  каким-нибудь делом, он чересчур  налегает на свои силы и  в конце концов истощается  больше, чем следует. Холерику  трудно даётся деятельность, требующая  плавных движений, спокойного, медленного  темпа, он неизбежно будет проявлять  нетерпение, резкость движений, порывистость  и т.д. В общении он вспыльчив,  необуздан, нетерпелив, несдержан. 

Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает  над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее  пластичен и более инертен, чем  сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая  настойчивость, возможны затруднения  в переключении внимания. Он скорее экстраверт, чем интроверт.

  Такой человек одержим  стремлением к полному совершенству, к прогрессивности и полноте  всего. Переделывает уже переделанное  и не доделывает недоделанное.

  Обычное личностное  состояние по параметру  конструктивной  активности «льва» – сангвиния. Сангвиник в качестве основного стремления имеет импульс к наслаждению, соединённый с лёгкой возбудимостью чувств и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и на них нельзя слишком полагаться.   Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

Это человек быстрый, легко  приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует  высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он в высшей степени подвижный, общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у  него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении  и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном  случае он становится скучным и вялым.

  Человек с повышенной  реактивностью, при этом активность  и реактивность у него уравновешены. Он живо и с большим возбуждением  откликается на всё, привлекающее  его внимание. У него живая  мимика и выразительные движения. По незначительному поводу он  громко хохочет, а несущественный  факт может его сильно рассердить. По его лицу легко угадать,  какого его настроение, отношение  к предмету или человеку. Энергичный, активный и работоспособный - может работать не утомляясь.

Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый  темп речи, быстрое включение в  новую работу. Среди сангвиников  существенно больше экстравертов, чем  интровертов.

  Сангвиники быстро  устанавливают социальный контакт.  Они совершенно не способны  долго предаваться мрачным мыслям  и страху из-за дурных предзнаменований. Поэтому они почти всегда инициаторы  в общении. Когда надо установить  тесные неформальные контакты  с новыми людьми, сангвиник делает  это с интересом и удовольствием,  легко включается в компании  и способен даже занять в  них лидерскую позицию. В то  же время вынужденный к изоляции, лишенный широкого круга контактов да еще обреченный на безделье, способен на бурную аффективную реакцию.

Сангвиник необыкновенно  быстро реагирует на окружение, немедленно откликается на желание пообщаться со стороны другого человека. В  компании незнакомых людей он чувствует  себя как рыба в воде, новая необычная  обстановка его только возбуждает, но его отношения к людям могут  быть изменчивы и непостоянны.

  Это следует понимать  так, что «львом» не рождаются,  им становятся. Причем, скорее всего  это происходит либо в сфере  общения, либо в познавательной  деятельности, где для этого имеются  специфические, собственно человеческие, родовые для человека разумного  «тепличные» условия. 

  Особенно часто тип  «льва» диагностируется в научной  среде, в выборках школьников  и студентов, в благополучных  семьях и производственных объединениях. В различной мере эффект самовоспитания  демонстрируют такие, например, «львы», как Сергий Радонежский, Д.И.Менделеев,  В.И.Вернадский, И.П.Павлов.

Информация о работе Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп