Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся средней школы, представляющих три этнические группы, а именно, русской, армянской и карачаевской национальности методом анкетирования.

Оглавление

Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 6
1.1. Общая характеристика проблемы мотивационной сферы 6
1.1.1. Психологические теории мотивации 6
1.1.2. Мотив и мотивация 12
1.1.3 Мотивы учения школьников и их формирование 17
1.2. Общая характеристика исследуемых этнических групп 23
1.2.1.Этнос как особая социально-психологическая категория 23
1.2.2. Русские как представители славянского этноса 33
1.2.3. Общая характеристика народов Северного Кавказа 39
1.2.4. Общая характеристика армянского этноса 43
Глава2. Материалы и методы исследования 45
2.1. Объект исследования 45
2.2. Методы исследования 45
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 48
3.1.1. Результаты исследования конструктивности мотивации детей (по данным методики «Конструктивность мотивации») 48
3.1.2. Результаты исследования школьной мотивации детей (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся») 55
3.1.3. Результаты исследования типов мотивов детей (по данным методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой) 56
3.2. Результаты по экспериментальной части исследования 59
Заключение 62
Литература

Файлы: 1 файл

осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп.docx

— 106.35 Кб (Скачать)

Русский народ с первых дней своей истории вынужден был  в жестоких боях с врагами защищать свою землю, отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности  и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие, как готский  историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что  «народ сей отважен до безумия, храбр  и силен».

В более поздние времена  иностранные писатели и путешественники  отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух русского народа, его выносливость и презрение  к смерти. «Русских воинов легче  убить, — сообщали они, — нежели принудить к плену. Во время обороны  городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались  даже тогда, когда от пожаров на них  горела одежда».

Современник храброго и воинственного  киевского князя Святослава византийский историк Лев Диакон писал: «Россы, приобретшие славу победителей  у соседних народов, считая ужасным  бедствием лишиться ее и быть побежденными, сражались отчаянно».

По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у крепости Доростол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой».

Эти слова стали как  бы заветом для всех русских людей  на протяжении более чем тысячелетней истории государства Российского.

Важнейшими чертами русских  являются человеколюбие и терпимость. Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся.

Такие знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, К. М. Симонов, другие российские мыслители и литераторы, подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Ф. Энгельс, сравнивая русских  с представителями западноевропейских стран, писал: «Они никогда не поддаются  панике. Кроме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и  пить почти все и более послушен... чем кто-либо другой в мире. Высокие  морально-политические качества русских  военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюментрит писал, что «русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении».

Испокон веков русский  народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали  и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем  только могут. Эти черты русских  были и остаются практически неизменными.

Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к  окружающему образу жизни, быстро привыкают  к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия  к национальному питанию, одежде. Они успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологического напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.

В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной  жизни, однако в некоторых случаях  чрезмерно романтизируют ее отдельные  стороны, слишком абсолютизируя  их значение. Эта черта часто порождает  у них стремление к излишней и  неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию.

Формирование дружеских  связей у русских основывается в  первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным  критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более  того, их опыт общения и взаимоотношений  с лицами других национальностей  часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном  регионе.

Особенности русского национального  характера подмечали многие как  отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они  выражаются не в принадлежности к  русской нации, а в «особом  состоянии души».

На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказало и оказывает влияние  православие. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душевные устремления  и образ действий не осознав правильно  суть и дух его религиозных  приоритетов, их отличие от других религий  и других конфессий христианства.

Православие всегда воспитывало  у людей смирение, повиновение, подчинение, стремление к избавлению от отрицательных  привычек в поведении. В православии  Господь предстает сострадающим, любящим и милующим, а не карающим и грозным властителем и судьей. Путь спасения для православного  человека состоит прежде всего в  любви — к Богу и ближним, а не в послушании церковной иерархии, как это характерно для католицизма, и не в ужасе перед Страшным судом, как в протестантстве. Спасение для православного человека не сводится лишь к самосовершенствованию и преобразованию окружающего мира, как в буддизме и даосизме, или только к преуспеванию, как в протестантстве, где человек воспитывается буржуазно расчетливым, хладнокровно целеустремленным. Православие всегда наделяло людей мессианским призванием: служением Христу, смиренным и мученическим принятием смерти. Оно осуждает богатство, утверждает равенство всех людей, независимо от того, какое положение в обществе они занимают, какие блага имеют.

Вот почему в психологию русского народа накрепко вошли и  постоянно проявляются в ней  такие психологические качества, как любовь и сострадание, жертвенность и ответственность, солидарность и  взаимная выручка, стойкость в страданиях и отсутствие жесткой регламентации  поведения человека.

Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями  русской национальности требует  определенного контроля, большой  взыскательности, профилактики иногда встречающейся расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин подчеркивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда соответствующее складывающимся обстоятельствам  поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: «Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом».

Кроме того, представители  русской национальности иногда могут  быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным  влияниям, в ряде случаев излишне  легко и быстро перенимают чужие  пороки, бывают чересчур доверчивы  и болтливы. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных отношениях с ними.

 

 

1.2.3. Общая характеристика  народов Северного Кавказа.

Кавказ представляет собой  историко-этнографическую облает очень  сложную по национальному составу. В свое время арабские географы называли Кавказ «Джабельаль-Суни», что дословно означает «Гора языков». На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих на разных языках. Наряду с крупными нациями, насчитывающими миллионы человек, такими, как азербайджанцы, грузины и армяне, здесь живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч, например лакцы, абазины.

Следует различать Северный Кавказ, включая Дагестан, который  остался в составе России, и  Закавказье, где образовались суверенные государства. У представителей различных  этнических общностей, проживающих  в этих больших регионах, есть различия в культуре и психологии, но есть и большое сходство.

Северный Кавказ — наиболее сложный в этническом, религиозном  и языковом отношение регион России, включающей в себя большое количество национально-территориальных образований  и населенный многими народами. Вместе с тем здесь, в частности, прослеживается большое культурное единство между  адыгами (адыгейцами, кабардинцами и черкесами), с одной стороны, и между ними и осетинами, балкарцами, карачаевцами, с другой стороны.

Многочисленные народы Дагестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, ногайцы, рутильцы, агулы и др.) имеют свою самобытную культуру и общие психологические особенности, что позволяет выделить Дагестан в особый регион. К нему примыкают Чечня и Ингушетия, представители которых относятся к вайнахам и имеют много сходного в культуре и психологии.

Определенные общность и  своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий  развития, образа жизни, культуры привели  к формированию типичных черт социального  и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социально-психологических  и социологических исследований показывают, что они наделены:

  • высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;
  • чертами преимущественно холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;
  • большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;
  • подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
  • достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
  • стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.

В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями  других национальностей у жителей  Северного Кавказа заметна тенденция  к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа вообще. Обладая хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.

В данном случае проявляются  особенности воспитания мальчиков  в семьях на Кавказе. С детства  они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых  лет приучают заботиться о сестрах, даже старших, о младших братьях. В семьях культивируется любовь к  младшим, помощь им во всем, что превратилось в национальную особенность и  постоянную потребность. Дети на Кавказе (мальчики в особенности) почти не подвергаются наказаниям, растут самостоятельными в условиях минимума запретов. У  всех народов Кавказа популярны  национальные виды борьбы, бокс. Занятия  этими видами спорта, а также своеобразная народная педагогика с ранних лет  формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность. Такие  качества представителей разных народов  Северного Кавказа позволяют  им довольно быстро адаптироваться к  разнообразным условиям жизни и  деятельности.

Весьма своеобразно и  понимание старшинства на Кавказе. Безоговорочное уважение и подчинение старшим проявляется дифференцированно. Если жители считают, что те или иные распоряжения руководителей других национальностей в многонациональном  коллективе задевают их достоинство  и самолюбие, не учитывают их национальных традиций, то они способны воспротивиться выполнению их указаний. Встречая в  подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность  в действиях своего непосредственного  начальства, представители народов  Кавказа осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются  с трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в  действиях руководителя, его способность  найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными и сослуживцами.

 

 

 

 

 

1.2.4. Общая характеристика  армянского этноса.

Жители Армении обладают острым умом, высокой общеобразовательной  подготовкой, предприимчивы, привержены своей национальной культуре, традициям.

Армянская семья характеризуются  крепостью уз, страстной привязанностью к детям, ко всем родственникам без  исключения. Большим авторитетом  в Армении пользуется не только отец, но и мать, огромен авторитет также  и у бабушки. Женщина здесь  практически освобождается от участия  в других работах, в основном занимается домашним хозяйством, воспитанием детей.

Это приводит к тому, что  мужчины с пренебрежением относятся  к такого рода деятельности, считая ее чисто женской. В Армении проявляют  уважительное отношение ко всем старшим  по возрасту. Молодые люди встают, если в дом входит пожилой человек, и садятся только после его  предложения сесть. При людях, более  старших по возрасту, не принято  курить, громко разговаривать.

Умение относиться с уважением  к другим людям очень высоко ценится  в Армении. Для ее жителя нет человека, после общения с которым он бы «никак» к нему не относился. Мнение составляется полярное: или друг, единомышленник, или чужой, «не наш», «враг» —  и никак иначе. Другу, товарищу выказываются большая душевная щедрость и постоянное внимание, с врагом отношения всегда непримиримые. На эти качества следует  обращать особе внимание во взаимоотношениях с представителями этой нации. Надо помнить и о том, что любое общение армяне стремятся перевести в плоскость неформальных межличностных отношений. Они не терпят грубости, прямого принуждения, давления, любят, чтобы все было по-хорошему.

Армяне коммуникабельны. В профессиональных и личных отношениях они, как правило, придерживаются стиля, который характеризуется большим  дружелюбием и доброжелательностью. Подобного же бережного отношения  они ожидают и от других. Армяне способны быстро устанавливать деловые  контакты с представителями любой  национальности. В личных взаимоотношениях с последними они менее резки, чем азербайджанцы и выходцы  с Северного Кавказа. Вместе с  тем армяне чувствительны к неуважительности, поверхностному отношению, очень обижаются, когда их игнорируют.

Информация о работе Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп