Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся средней школы, представляющих три этнические группы, а именно, русской, армянской и карачаевской национальности методом анкетирования.
Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 6
1.1. Общая характеристика проблемы мотивационной сферы 6
1.1.1. Психологические теории мотивации 6
1.1.2. Мотив и мотивация 12
1.1.3 Мотивы учения школьников и их формирование 17
1.2. Общая характеристика исследуемых этнических групп 23
1.2.1.Этнос как особая социально-психологическая категория 23
1.2.2. Русские как представители славянского этноса 33
1.2.3. Общая характеристика народов Северного Кавказа 39
1.2.4. Общая характеристика армянского этноса 43
Глава2. Материалы и методы исследования 45
2.1. Объект исследования 45
2.2. Методы исследования 45
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 48
3.1.1. Результаты исследования конструктивности мотивации детей (по данным методики «Конструктивность мотивации») 48
3.1.2. Результаты исследования школьной мотивации детей (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся») 55
3.1.3. Результаты исследования типов мотивов детей (по данным методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой) 56
3.2. Результаты по экспериментальной части исследования 59
Заключение 62
Литература
1. хотел бы
2. не хотел бы
3. не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы
в школе остались одни
1. не знаю
2. не хотел бы
3. хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
1. часто
2. редко
3. не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
1. точно не знаю
2. хотел бы
3. не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
1. мало
2. много
3. нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
1. нравятся
2. не очень
3. не нравятся
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Уровни мотивации № вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Высокий b c c a b b a b b a
Средний a b a b c a b a a b
Низкий c a b c a c c c c c
Обработка и интерпретация результатов теста
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:
• «высокий уровень», оценивается в 2 балла;
• «средний уровень» – в 1 балл;
• «низкий уровень» – 0 баллов.
Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:
• 14- 20 баллов – высокий уровень;
• 7-13 баллов – средний уровень;
• 1-6 – низкий уровень.
Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)
Шкалы: познавательные мотивы, социальные мотивы
Инструкция к тесту
Давай построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Прочитай, что написано на карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное.
Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.
Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам:
Тест
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
1. Я учусь, чтобы быть полезным людям.
2. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.
3. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.
4. Я учусь, чтобы за
мои успехи меня уважали
Обработка и интерпретация результатов теста
Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном сочетании. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.
Информация о работе Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп