Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся средней школы, представляющих три этнические группы, а именно, русской, армянской и карачаевской национальности методом анкетирования.
Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 6
1.1. Общая характеристика проблемы мотивационной сферы 6
1.1.1. Психологические теории мотивации 6
1.1.2. Мотив и мотивация 12
1.1.3 Мотивы учения школьников и их формирование 17
1.2. Общая характеристика исследуемых этнических групп 23
1.2.1.Этнос как особая социально-психологическая категория 23
1.2.2. Русские как представители славянского этноса 33
1.2.3. Общая характеристика народов Северного Кавказа 39
1.2.4. Общая характеристика армянского этноса 43
Глава2. Материалы и методы исследования 45
2.1. Объект исследования 45
2.2. Методы исследования 45
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 48
3.1.1. Результаты исследования конструктивности мотивации детей (по данным методики «Конструктивность мотивации») 48
3.1.2. Результаты исследования школьной мотивации детей (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся») 55
3.1.3. Результаты исследования типов мотивов детей (по данным методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой) 56
3.2. Результаты по экспериментальной части исследования 59
Заключение 62
Литература
Проанализировав таблицу
4, можно сделать вывод, что
различий по наиболее
Наиболее типичный
уровень школьной мотивации в
группе детей армянской
После анализа полученных
данных мы предположили, что тип
мотивации зависит в большей
степени от возраста
Результаты данного
исследования приводятся в
Из таблицы видно,
что различные типы мотивации
представлены практически в
Таблица 5.
Тип мотивации |
«лев» |
«тигр» |
«медведь» |
«пантера» |
Процент испытуемых с данным результатом |
32 |
21 |
26 |
21 |
Проанализировав таблицу 6, можно сделать вывод, что чаще всего встречается тип мотивации «лев», т. е. 32%, однако другие типы мотивации также присутствуют, причем в большем, чем у пятиклассников, количестве. Так, тип «медведь» выявлен у 26% испытуемых, а к типам «тигр» и «пантера» принадлежат по 21% испытуемых.
Полученные данные
подтверждают предположение о
зависимости наиболее
Заключение.
В данной работе
были исследованы особенности
мотивационной сферы
Были рассмотрены
проблемы формирования
Было проведено дополнительное
исследование, показавшее, что возрастной
фактор оказывает большое влияние
на особенности мотивационной
Наши исследования показали, что этническая принадлежность детей не имеет определяющего значения для формирования мотивационной сферы. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что о том, что этнический фактор не имеет определяющего влияния на мотивационную сферу детей, подтвердилась.
Литература
Педагогика, 1968.
М.: Наука, 1984
педагогика, №2, 1979г.
Интернет-источники:
Приложения
Бланки и ключи к методикам.
Конструктивность мотивации
Шкалы: типы мотивации - "лев", "пантера", "тигр", "медведь"
Инструкция к тесту
"Представьте себе, что
вы – экзаменатор, оценивающий
предлагаемые ниже суждения
• неудовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой;
• совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему – четверкой или пятеркой;
• оценка «3» не должна использоваться вовсе.
Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру экзамена.
За советами, будучи в положении экзаменатора, вам обращаться не рекомендуется – оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений"
Тест
1. Первый блин – всегда комом.
2. Чья земля – того и хлеб.
3. Мягко стелет – жестко спать.
4. Ум хорошо, а два лучше.
5. Руби дерево по себе.
6. Худую траву с поля вон.
7. Не подмажешь – не поедешь.
8. На вкус да на цвет товарищей нет.
9. Чужая душа – потемки.
10. Загнанных лошадей следует пристреливать.
11. Лучше поздно, чем никогда.
12. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
13. На языке мед, а на сердце лед.
14. Кто смел, тот и съел.
15. Цыплят по осени считают.
16. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
17. Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут.
18. Волков бояться – в лес не ходить.
19. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.
20. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.
21. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.
22. Всяк сверчок знай свой шесток; в чужие сани не садись.
23. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
24. Дружно – не грузно; согласного стада и волк не берет.
25. И мутную воду пьют в невзгоду.
26. Не зря, что Фоме огороды копать, а Ереме над ним воеводой стоять.
27. Дружба дружбой, а служба службой.
28. В конечном счете справедливость торжествует, а зло наказывается.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Сложить количество баллов отдельно по четырем группам вопросов:
• «Медведь» – вопросы №: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.
• «Тигр» – вопросы №: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26.
• «Пантера» – вопросы №: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27.
• «Лев» – вопросы №: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28.
Инструкция для респондентов при совпадении значений сумм: "Рекомендуем вам вновь обратиться к вопросам соответствующих столбцов, по которым вы, как экзаменатор, проявили избыточную доброжелательность и тем самым невольно уравняли различное. Исправить достаточно две-три оценки. Спасибо".
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Шкалы: школьная мотивация
Инструкция к тесту
В каждом из вопросов выбери один ответ.
Тест
1. Тебе нравится в школе или не очень?
1. не очень
2. нравится
3. не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься,
ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе часто
1. чаще хочется остаться дома
2. бывает по-разному
3. иду с радостью
3. Если бы учитель сказал,
что завтра в школу не
1. не знаю
2. остался бы дома
3. пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
1. не нравится
2. бывает по-разному
3. нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Информация о работе Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп