Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся средней школы, представляющих три этнические группы, а именно, русской, армянской и карачаевской национальности методом анкетирования.

Оглавление

Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 6
1.1. Общая характеристика проблемы мотивационной сферы 6
1.1.1. Психологические теории мотивации 6
1.1.2. Мотив и мотивация 12
1.1.3 Мотивы учения школьников и их формирование 17
1.2. Общая характеристика исследуемых этнических групп 23
1.2.1.Этнос как особая социально-психологическая категория 23
1.2.2. Русские как представители славянского этноса 33
1.2.3. Общая характеристика народов Северного Кавказа 39
1.2.4. Общая характеристика армянского этноса 43
Глава2. Материалы и методы исследования 45
2.1. Объект исследования 45
2.2. Методы исследования 45
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 48
3.1.1. Результаты исследования конструктивности мотивации детей (по данным методики «Конструктивность мотивации») 48
3.1.2. Результаты исследования школьной мотивации детей (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся») 55
3.1.3. Результаты исследования типов мотивов детей (по данным методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой) 56
3.2. Результаты по экспериментальной части исследования 59
Заключение 62
Литература

Файлы: 1 файл

осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп.docx

— 106.35 Кб (Скачать)

 

  Проанализировав таблицу  4, можно сделать вывод, что  различий по наиболее типичному  типу мотивации не выявлено.

  Наиболее типичный  уровень школьной мотивации в  группе детей армянской национальности  средний, русской – высокий,  в группе детей карачаевской  национальности одинаково типичен  как средний, так и высокий  уровень. Однако это может свидетельствовать  о специфике образования в  различных школах (т.к. дети обучаются  в разных городах, а следовательно,  в различных условиях). Наиболее  распространенный тип мотивации  учения для группы детей армянской  и карачаевской национальности  – познавательный, для детей русской  национальности – гармоничное  сочетание социальных и познавательных  мотивов, что, опять-таки, свидетельствует  скорее о различиях специфики  обучения.

  После анализа полученных  данных мы предположили, что тип  мотивации зависит в большей  степени от возраста испытуемых, чем от их этнической принадлежности. Для проверки данного предположения,  а также в качестве основы для дальнейших исследований было проведено дополнительное исследование по методике «Конструктивность мотивации» с учащимися 8 класса.

   Результаты данного  исследования приводятся в таблице  5.

  Из таблицы видно,  что различные типы мотивации  представлены практически в равном  количестве, что свидетельствует  о повышении дифференциации и  индивидуализации с возрастом. 

Таблица 5.

 

Тип мотивации

«лев»

«тигр»

«медведь»

«пантера»

Процент испытуемых с данным результатом

32

21

26

21


 

  Проанализировав таблицу  6, можно сделать вывод, что  чаще всего встречается тип  мотивации «лев», т. е. 32%, однако  другие типы мотивации также  присутствуют, причем в большем,  чем у пятиклассников, количестве. Так, тип «медведь» выявлен  у 26% испытуемых, а к типам «тигр»  и «пантера»  принадлежат по 21% испытуемых.

   Полученные данные  подтверждают предположение о  зависимости наиболее распространенного  в группе типа мотивации от  возраста испытуемых.

 

 

 

Заключение.

  В данной работе  были исследованы особенности  мотивационной сферы школьников  с различной этнической принадлежностью.  Анализ литературы показал, что  проблема изучения мотивационной  сферы была актуальна еще в  древности, т. к. мотивация является  ядром личности и играет определяющую  роль в ее развитии. Представления  о мотивах и мотивации изменялись  вместе с развитием науки в  течение многих веков. Современные  представления о мотивах сформировались  относительно недавно. Особенности  мотивационной сферы детей зависят   от многих факторов, определяющими  являются школа и семья. Были  подробно рассмотрены категории   мотива, мотивации, различные виды  мотивов, связанных с учебной  деятельностью. 

   Были рассмотрены  проблемы формирования этнической  идентичности, взгляды на проблему  этничности отечественных и зарубежных  ученых, а также специфические  особенности изучаемых этносов.  Было выявлено, что этническая  принадлежность детей определяет  некоторые особенности их поведения,  убеждения, ценности и установки.

Было проведено дополнительное исследование, показавшее, что возрастной фактор оказывает большое влияние  на особенности мотивационной сферы  учащихся, а именно, в младшем  возрасте определяющим фактором мотивации  выступает сотрудничество, а в  старшем происходит дифференциация типов мотивации.

Наши исследования показали, что этническая принадлежность детей  не имеет определяющего значения для формирования мотивационной  сферы. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что о том, что этнический фактор не имеет определяющего влияния на мотивационную сферу детей, подтвердилась.

 

Литература

 

  1. Баронин А.С. Этническая психология. – Курск, 2000.

 

  1. Булгаков С.Н. Размышления о национальности//Сочинения в 2-х т. Том 2. 1993

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:

Педагогика, 1968.

 

  1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. –

М.: Наука, 1984

 

  1. Гумилев Л. Психологическое несходство этносов//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998

 

  1. Кон И. С. Нужна помощь психологов // Советская этнография. 1983. № 3.

 

  1. Крысько В. Г.   Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

  1. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999

 

  1. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993

 

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982

 

  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.

 

  1. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. –М.: Просвещение,1990

 

  1. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и

педагогика, №2, 1979г.

 

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

 

 

 

  1. Нургалиева У.С. О влиянии этнических стереотипов и предубеждений на деятельность человека // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: сборник научных трудов. Вып. 3. Минск, 2002

 

  1. Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков, 1993

 

  1. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 2005.

 

  1. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики. М.,2004

 

  1. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. Санкт-Петербург, 1993

 

  1. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966

 

  1. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998

 

  1. Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства// Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998

 

  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999

 

  1. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М., 1999 .

 

 

  1. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

 

  1. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.

 

  1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

 

  1. Toward understanding Crosscultural relations. — Cambridge, 1998.

 

  1. Lemelin R. Pathway to the national character. — London, 1974.

 

  1. Duijker H., Freida N. National charaeter and national stereotypes. - N.Y., 1980.

Интернет-источники:

      1. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13839/
      2. http://psi.webzone.ru/intro/intro13.htm
      3. http://www.inventech.ru/lib/management/management-0027/
      4. http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnos_ili_.html
      5. http://www.rus-crisis.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2579:2579&catid=41:2009-07-27-17-56-33&Itemid=69

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Бланки и ключи  к методикам.

Конструктивность мотивации

Шкалы: типы мотивации - "лев", "пантера", "тигр", "медведь"

Инструкция к тесту

"Представьте себе, что  вы – экзаменатор, оценивающий  предлагаемые ниже суждения так,  что:

• неудовлетворяющие из них лично вас оцениваются  единицей или двойкой;

• совпадающие с вашим  личным мнением или близкие к  нему – четверкой или пятеркой;

• оценка «3» не должна использоваться вовсе.

Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы  не затягивать процедуру экзамена.

За советами, будучи в  положении экзаменатора, вам обращаться не рекомендуется – оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений"

Тест

1. Первый блин – всегда  комом. 

2. Чья земля – того  и хлеб.

3. Мягко стелет – жестко  спать. 

4. Ум хорошо, а два лучше. 

5. Руби дерево по себе.

6. Худую траву с поля  вон. 

7. Не подмажешь – не  поедешь. 

8. На вкус да на цвет  товарищей нет. 

9. Чужая душа – потемки. 

10. Загнанных лошадей следует  пристреливать. 

11. Лучше поздно, чем никогда. 

12. Ни у кого нет полного  ответа, но у каждого есть что  добавить.

13. На языке мед, а  на сердце лед. 

14. Кто смел, тот и съел.

15. Цыплят по осени считают. 

16. Правда в огне не  горит и в воде не тонет. 

17. Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут.

18. Волков бояться –  в лес не ходить.

19. Лучший способ разрешать  споры – вовсе избегать их.

20. Выноси заботы на  свет и держи с друзьями  совет. 

21. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.

22. Всяк сверчок знай  свой шесток; в чужие сани не  садись.

23. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора. 

24. Дружно – не грузно; согласного стада и волк не  берет. 

25. И мутную воду пьют  в невзгоду.

26. Не зря, что Фоме  огороды копать, а Ереме над  ним воеводой стоять.

27. Дружба дружбой, а  служба службой. 

28. В конечном счете  справедливость торжествует, а  зло наказывается.

Обработка и интерпретация  результатов теста

Ключ к тесту

Сложить количество баллов отдельно по четырем группам вопросов:

• «Медведь» – вопросы  №: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.

• «Тигр» – вопросы №: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26.

• «Пантера» – вопросы  №: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27.

• «Лев» – вопросы  №: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28.

 

Инструкция для респондентов при совпадении значений сумм: "Рекомендуем  вам вновь обратиться к вопросам соответствующих столбцов, по которым  вы, как экзаменатор, проявили избыточную доброжелательность и тем самым  невольно уравняли различное. Исправить  достаточно две-три оценки. Спасибо".

Диагностика школьной мотивации  учащихся начальных классов

Шкалы: школьная мотивация

Инструкция к тесту

В каждом из вопросов выбери один ответ.

Тест

1. Тебе нравится в школе  или не очень? 

   1. не очень 

   2. нравится 

   3. не нравится 

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь  в школу или тебе часто хочется  остаться дома?

   1. чаще хочется  остаться дома 

   2. бывает по-разному 

   3. иду с радостью 

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно  приходить всем ученикам, ты пошел  бы в школу или остался дома?

   1. не знаю 

   2. остался бы дома 

   3. пошел бы в  школу 

4. Тебе нравится, когда  у вас отменяют какие-нибудь  уроки? 

   1. не нравится 

   2. бывает по-разному 

   3. нравится 

5. Ты хотел бы, чтобы  тебе не задавали домашних  заданий? 

Информация о работе Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп