Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся средней школы, представляющих три этнические группы, а именно, русской, армянской и карачаевской национальности методом анкетирования.

Оглавление

Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 6
1.1. Общая характеристика проблемы мотивационной сферы 6
1.1.1. Психологические теории мотивации 6
1.1.2. Мотив и мотивация 12
1.1.3 Мотивы учения школьников и их формирование 17
1.2. Общая характеристика исследуемых этнических групп 23
1.2.1.Этнос как особая социально-психологическая категория 23
1.2.2. Русские как представители славянского этноса 33
1.2.3. Общая характеристика народов Северного Кавказа 39
1.2.4. Общая характеристика армянского этноса 43
Глава2. Материалы и методы исследования 45
2.1. Объект исследования 45
2.2. Методы исследования 45
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 48
3.1.1. Результаты исследования конструктивности мотивации детей (по данным методики «Конструктивность мотивации») 48
3.1.2. Результаты исследования школьной мотивации детей (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся») 55
3.1.3. Результаты исследования типов мотивов детей (по данным методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой) 56
3.2. Результаты по экспериментальной части исследования 59
Заключение 62
Литература

Файлы: 1 файл

осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп.docx

— 106.35 Кб (Скачать)

  Некоторые испытуемые  имеют тип мотивации «пантера».  Их сновной способ (мотив) взаимодействия – «да – нет», то есть мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца.

  Результатом этой  реконструктивной мотивации чаще  всего является «избегание» (по  К.Томасу) сложных ситуаций, где вновь  возникают острые вопросы взаимодействия  внутреннего и внешнего. Духовная  работа над собою, обостренная  рефлексия в самосовершенствовании  в целом представляют «пантеру»  как интернала, но обращенного более вовнутрь,- то есть интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями – более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины и только затем уже, через себя, принимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: он может стать отличником, заниматься творческой деятельностью, не требующей публичных выступлений.

  Обычное личностное  состояние по параметру активности  – меланхолия, причем именно воспитанная,  приобретенная, и не обязательно  в благоприятных обстоятельствах  жизни. 

  Отсюда понятно, что  в случаях стрессовых ситуаций, а еще вероятнее – в благоприятных  обстоятельствах, проявляется не  меланхолия, а естественно-реактивное  состояние человека, в данном  варианте мотивации по нашей  модели личности – состояние,  выраженное темпераментом сангвиника.

В положительном смысле проявления реактивности «пантера» приобретает  необходимое ей чувство творческой независимости и возможность  сотрудничества, а при отрицательном  смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от присущего  интерналам чувства ответственности за себя и других.

Примеры воспитанной меланхолии являли собою А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, А.А.Ухтомский, Г.В.Ф.Гегель и Л.С.Выготский.

  Некоторые испытуемые  принадлежат к типу мотивации  «тигр». Основной способ (мотив) взаимодействия, противоположный мотиву «пантеры»  – «нет-да», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу-норме, цели и т.д. – как инструкции.

  Деструктивное единство  мотивации отношения и мотивации  достижения обнаруживается в  стремлении к «соперничеству»  (по К.Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем.

  Цели и отношения  личности при этом находятся  в дисбалансе: доминируют цели, достижение  которых, по экстернальным представлениям «тигра», мало зависит от рационального и, в частности, психологического стечения обстоятельств.

  «Тигры» часто являются, благодаря своему основному мотиву  «воинами», «поэтами». В отрицательном  плане они являют собою типы  вроде Хлестакова или Ноздрева.

  «Воспитанными» в  той или иной мере «тиграми»  можно назвать Наполеона, А.С.Пушкина,  А.С.Суворова, Э.В.Ильенкова.

Некоторые испытуемые имеют  тип мотивации «медведь». Основной способ взаимодействия и его мотив  – «нет-нет», то есть мотив взаимного  отрицания внутреннего и внешнего, отрицательного отрицания, обусловливающего известную стабильность и равновесность обстоятельного, неспешного развития личности.

  Это единство мотивации  отношения и мотивации достижения  в реальности выражается в  двух взаимодополняющих формах  «приспособления» (по К.Томасу). Первая  из них – это форма подавления, властвования над другими и  над собою во взаимном отрицании  внутреннего мира – как своего, так и мира других людей.  Вторая форма – приспособление  к нравам других людей и  к собственным привычкам, обеспечивающее  известную стабильность существования. 

  Вопросы взаимодействия  внутреннего и внешнего решаются  преимущественно волевым, произвольным  образом,- иногда в буквальном  смысле последнего – совершенно  непредсказуемо.

«Медведь» одновременно и  экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Его флегматия является личностным состоянием, плодом отношения к нему в семье или в ближайшем окружении.

В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей  реактивности, так как по параметру  реактивности личности «медведь» –  меланхолик.

3.2.  Результаты диагностики школьной мотивации (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся»).

  В таблице 2 представлены  результаты тестирования по методике  «Диагностика школьной мотивации  учащихся» детей армянской, русской  и карачаевской национальности  с типом мотивации «лев» (согласно  методике «Конструктивность мотивации»).

Таблица 2.

 

Уровень школьной мотивации

группа

низкий

средний

высокий

армяне

0

55

45

русские

10

35

55

карачаевцы

10

45

45


 

  Анализ таблицы 2 показал,  что наибольшее количество испытуемых  армянской национальности, а именно 55% имеют среднюю школьную мотивацию.  45% испытуемых  имеют высокую школьную  мотивацию. Ни один из испытуемых  с типом мотивации «лев» не  имеет низкой школьной мотивации.

  Наибольшее количество  испытуемых русской национальности, а именно 55% имеют высокий уровень  школьной мотивации.  35%  – средний  уровень. 10%– низкий уровень.

  Число испытуемых  карачаевской национальности со  средним и высоким уровнем  школьной мотивации одинаково  – 45%. 10% имеют низкий уровень школьной мотивации.

  Высокий уровень мотивации  учения необходим для достижения  успеха в учебе и в этом  вклад мотивации в общую успешность  деятельности школьника можно  рассматривать наравне с когнитивными  способностями ученика. Иногда  менее способный ученик, но имеющий  высокий уровень мотивации может  достичь более высоких результатов  в учебе, потому что стремится  к этому и уделяет учению  больше времени и внимания. В  то же время у ученика недостаточно  мотивированного успехи в учебе  могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

  Мотивация учения  может выступить, к тому же  хорошим показателем уровня психического  благополучия ученика, а также  показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся  могут быть весьма прозаическими:  получить желаемые подарки от  родителей, похвалу родителей  и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и  т.п.

  Формирование мотивации  учения школьника должно происходить  на основе четко поставленной  цели — получения хорошего  образования. Очевидно, что не  каждый ребенок с раннего возраста  понимает, что он учится, прежде  всего, для себя, для своих дальнейших  достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой  цели.

  Межличностные отношения  школьников также оказывают существенное  влияние на результаты обучения  детей. Довольно часто неуспевающий  ребенок подвергается остракизму, насмешкам. Часто имеет место  и обратная ситуация — ребенок,  отличающийся от других своим  умом и прочими достоинствами, тоже может быть не принят группой, просто потому, что он не такой как все.

3. 3.  Результаты исследования типов мотивов учения  (данные методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой).

В таблице 3 представлены результаты тестирования детей с типом мотивации  «лев» по методике «Типология мотивов  учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)».

Таблица 3

 

Тип мотивов учения

группа

Социальная

познавательная

сочетание

армяне

18

45

37

русские

37

18

45

карачаевцы

18

64

18


 

  Анализ таблицы 3 показал,  что у наибольшего количества  испытуемых армянской национальности, а именно у 45% доминирует познавательная  мотивация в сфере учебной  деятельности.  У 37% испытуемых  наблюдается гармоничное сочетание  социальных и познавательных  мотивов. У 18% испытуемых доминирует  социальная мотивация.

  У наибольшего количества  испытуемых русской национальности, а именно у 45%  наблюдается  гармоничное сочетание социальных  и познавательных мотивов.  У  37% испытуемых доминирует социальная  мотивация. У 18% испытуемых доминирует  познавательная мотивация.

  У наибольшего количества  испытуемых карачаевской национальности, а именно у 64% доминирует познавательная  мотивация. У 18% доминирует социальная  мотивация, а гармоничное сочетание  социальных и познавательных  мотивов наблюдается также у  18% испытуемых.

  Познавательные мотивы  связаны с содержанием учебной  деятельности и процессом ее  выполнения. Социальные связаны  с различными социальными взаимодействиями  школьника с другими людьми.

  Познавательные мотивы  могут проявляться в реальном  успешном выполнении учебных  заданий; положительной реакции  на повышение учителем трудности  задания; обращении к учителю  за дополнительными сведениями, готовности к их принятию; положительном  отношении к необязательным заданиям; обращении к учебным заданиям  в свободной необязательной обстановке, например на перемене. В другой  форме  это может быть самостоятельное  обращение школьника к поиску  способов работы, решения, к их  сопоставлению; возврат к анализу  способа решения задачи после  получения правильного результата; характер вопросов к учителю  и вопросы, относящиеся к поиску  способов и теоретическому содержанию  курса; интерес при переходе  к новому действию, к введению  нового понятия; интерес к анализу  собственных ошибок; самоконтроль  в ходе работы как условие  внимания и сосредоточенности.  Также проявлением познавательных  мотивов считается обращение  к учителю и другим взрослым  с вопросами о способах рациональной  организации учебного труда и  приемах самообразования, участие  в обсуждении этих способов; все  реальные действия школьников  по осуществлению самообразования  (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление  плана самообразования и т.д.).

  Проявления социальных  мотивов: поступки, свидетельствующие  о понимании школьником общей  значимости учения, о готовности  поступиться личными интересами  ради общественных; стремление к  взаимодействию и контактам со  сверстниками, обращение к товарищу  в ходе учения; намерение выяснить  отношение товарища к своей  работе; инициатива и бескорыстие  при помощи товарищу; количество  и характер попыток передать  товарищу новые знания и способы  работы; отклик на просьбу товарища  о помощи; принятие и внесение  предложений об участии в коллективной  работе; реальное включение в  нее, готовность принять участие  во взаимоконтроле, взаиморецензировании. Также они могут состоять в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.

  При гармоничном сочетании  этих двух типов мотивации  у учеников наблюдаются  проявления  этих типов с равной частотой.

3.4. Результаты по экспериментальной части исследования.

В таблице 4 представлены наиболее типичные для данных групп показатели по результатам обследования с помощью  трех методик. Таблица 4

 

показатели

группа

Тип мотивации

Уровень школьной мотивации

Тип мотивации учения

армяне

«Лев»

Низкий 0%

Средний 55%

Высокий 45%

Познавательная 45%

Сочетание 37%

Социальная 18%

русские

«Лев»

Низкий 10%

Средний 35%

Высокий 55%

Познавательная 18%

Сочетание 45%

Социальная 37%

карачаевцы

«Лев»

Низкий10%

Средний 45%

Высокий 45%

Познавательная 64%

Сочетание 18%

Социальная 18%

Информация о работе Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп