Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся средней школы, представляющих три этнические группы, а именно, русской, армянской и карачаевской национальности методом анкетирования.
Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы изучения особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 6
1.1. Общая характеристика проблемы мотивационной сферы 6
1.1.1. Психологические теории мотивации 6
1.1.2. Мотив и мотивация 12
1.1.3 Мотивы учения школьников и их формирование 17
1.2. Общая характеристика исследуемых этнических групп 23
1.2.1.Этнос как особая социально-психологическая категория 23
1.2.2. Русские как представители славянского этноса 33
1.2.3. Общая характеристика народов Северного Кавказа 39
1.2.4. Общая характеристика армянского этноса 43
Глава2. Материалы и методы исследования 45
2.1. Объект исследования 45
2.2. Методы исследования 45
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования особенностей мотивационной сферы детей различных этнических групп 48
3.1.1. Результаты исследования конструктивности мотивации детей (по данным методики «Конструктивность мотивации») 48
3.1.2. Результаты исследования школьной мотивации детей (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся») 55
3.1.3. Результаты исследования типов мотивов детей (по данным методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой) 56
3.2. Результаты по экспериментальной части исследования 59
Заключение 62
Литература
Некоторые испытуемые
имеют тип мотивации «пантера».
Результатом этой
реконструктивной мотивации
Обычное личностное
состояние по параметру
Отсюда понятно, что
в случаях стрессовых ситуаций,
а еще вероятнее – в
В положительном смысле проявления реактивности «пантера» приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от присущего интерналам чувства ответственности за себя и других.
Примеры воспитанной меланхолии являли собою А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, А.А.Ухтомский, Г.В.Ф.Гегель и Л.С.Выготский.
Некоторые испытуемые
принадлежат к типу мотивации
«тигр». Основной способ (мотив) взаимодействия,
противоположный мотиву «
Деструктивное единство
мотивации отношения и
Цели и отношения личности при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, по экстернальным представлениям «тигра», мало зависит от рационального и, в частности, психологического стечения обстоятельств.
«Тигры» часто являются,
благодаря своему основному
«Воспитанными» в
той или иной мере «тиграми»
можно назвать Наполеона, А.С.
Некоторые испытуемые имеют
тип мотивации «медведь». Основной
способ взаимодействия и его мотив
– «нет-нет», то есть мотив взаимного
отрицания внутреннего и
Это единство мотивации
отношения и мотивации
Вопросы взаимодействия
внутреннего и внешнего
«Медведь» одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Его флегматия является личностным состоянием, плодом отношения к нему в семье или в ближайшем окружении.
В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности «медведь» – меланхолик.
3.2. Результаты диагностики школьной мотивации (по данным методики «Диагностика школьной мотивации учащихся»).
В таблице 2 представлены
результаты тестирования по
Таблица 2.
Уровень школьной мотивации | |||||||
группа |
низкий |
средний |
высокий | ||||
армяне |
0 |
55 |
45 | ||||
русские |
10 |
35 |
55 | ||||
карачаевцы |
10 |
45 |
45 |
Анализ таблицы 2 показал,
что наибольшее количество
Наибольшее количество
испытуемых русской
Число испытуемых
карачаевской национальности
Высокий уровень мотивации
учения необходим для
Мотивация учения
может выступить, к тому же
хорошим показателем уровня
Формирование мотивации
учения школьника должно
Межличностные отношения
школьников также оказывают
3. 3. Результаты исследования типов мотивов учения (данные методики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» А.И.Божович, И.К.Марковой).
В таблице 3 представлены результаты тестирования детей с типом мотивации «лев» по методике «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)».
Таблица 3
Тип мотивов учения | ||||
группа |
Социальная |
познавательная |
сочетание | |
армяне |
18 |
45 |
37 | |
русские |
37 |
18 |
45 | |
карачаевцы |
18 |
64 |
18 |
Анализ таблицы 3 показал,
что у наибольшего количества
испытуемых армянской
У наибольшего количества
испытуемых русской
У наибольшего количества
испытуемых карачаевской
Познавательные мотивы
связаны с содержанием учебной
деятельности и процессом ее
выполнения. Социальные связаны
с различными социальными
Познавательные мотивы
могут проявляться в реальном
успешном выполнении учебных
заданий; положительной
Проявления социальных
мотивов: поступки, свидетельствующие
о понимании школьником общей
значимости учения, о готовности
поступиться личными
При гармоничном сочетании
этих двух типов мотивации
у учеников наблюдаются
3.4. Результаты по экспериментальной части исследования.
В таблице 4 представлены наиболее типичные для данных групп показатели по результатам обследования с помощью трех методик. Таблица 4
показатели | ||||
группа |
Тип мотивации |
Уровень школьной мотивации |
Тип мотивации учения | |
армяне |
«Лев» |
Низкий 0% Средний 55% Высокий 45% |
Познавательная 45% Сочетание 37% Социальная 18% | |
русские |
«Лев» |
Низкий 10% Средний 35% Высокий 55% |
Познавательная 18% Сочетание 45% Социальная 37% | |
карачаевцы |
«Лев» |
Низкий10% Средний 45% Высокий 45% |
Познавательная 64% Сочетание 18% Социальная 18% |
Информация о работе Осбенности мотавационной сферы детей различных этнических групп