Организация психопрофилактической работы с подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является рассмотрение подростка в аспекте социально-негативных проявлений, определение сущности негативного поведения и принципов по психопрофилактической работе по предупреждению негативного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков
Предмет исследования: деятельность психолога, направленная на профилактику девиантного поведения подростков.
Гипотеза: Если выявить склонности к девиантному поведению и провести диагностику, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.

Оглавление

Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема….…3
1.1 Девиантное поведение: определение, характеристика, причины……3
1.2 Факторы, условия и причины возникновения девиантного поведения подростков…………………………………………………………….16
1.3 Причины девиантного поведения подростков………………...…….20
Глава II. Организация психопрофилактической работы с подростками….....27
2.1 Диагностика девиантного поведения подростков………………...….27
2.2 Профилактика отклоняющегося поведения…………………………..33
2.3 Коррекция девиантного поведения подростков……………………..37
Заключение……………………………………………………………………...43
Литература………

Файлы: 1 файл

kursovaya_.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

78.  Я часто не могу сдержать  свои чувства.

79.  Бывало, что я опаздывал на  уроки.

80.  Мне нравятся компании, где все  подшучивают друг над другом.

81.  Секс должен занимать в жизни  молодежи одно из главных мест.

82.  Часто я не могу удержаться  от спора, если кто-то не согласен  со мной.

83.  Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.

84. Я  часто совершаю поступки под  влиянием минутного настроения.

85.  Мне кажется, что я не способен  ударить человека.

86.  Люди справедливо возмущаются, когда  узнают, что преступник остался  безнаказанным.

87.  Бывает, что мне приходится скрывать  от взрослых некоторые свои  поступки.

88.  Наивные простаки сами заслуживают  того, чтобы их обманывали.

89.  Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

90.  Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

91.  Я бы попробовал какое-нибудь  одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92.  Когда я стою на мосту, то  меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

93.  Всякая грязь меня пугает или  вызывает сильное отвращение.

94.  Когда я злюсь, то мне хочется  кого-нибудь ударить.

95.  Я считаю, что люди должны отказаться  от всякого употребления спиртных  напитков.

96.  Я мог бы на спор влезть  на высокую фабричную трубу.

97.  Временами я не могу справиться  с желанием причинить боль  другим людям.

98. Я  мог бы после небольших предварительных  объяснений управлять вертолетом.

Подсчет баллов

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными далее. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше на IS измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на IS, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквентной» популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «делинквентной» подвыборки.

Ключи

1.  Шкала установки на      2 (пет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет),

социачьно желательные    30 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет),

ответы.                             79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

 

2.  Шкала склонности к      1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34(да), 41 (да), 44 (да), 50 (да),

нарушению  норм и             53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61  (нет), 80 (да),

правил.                            86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет)

 

3.  Шкала склонности к      14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31  (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да),

аддиктивному поведению        60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

 

4.  Шкала склонности к амоповреждающему  3 (да), 6 (да), 9 (да),  12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да),

с и  саморазрушающему по ведению 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да),

                                                                92(да), 96 (па), 98 (да)

 

5.  Шкала склонности к      3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да),

агрессии и насилию.        49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да),

                                          82 (да), 85 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).

6. Шкала волевого кон-      7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет),

троля эмоциональных    36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да),

реакций.                           69 (да), 70 (да), 71  (да), 78 (да), 84 (да). 89 (да), 94 (да).

 

7. Шкала склонности к 18 (да), 26 (да), 3( (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да),

Делинквентному поведе- 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет),

нию.                                  62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

 

Примечание. Некоторые пункты входят одновременно в несколько шкал опросника.

 

 

 

 

 

 

Тестовые нормы

Шкала (вопросы)

п в 229 человек

п = 229 человек

«Нормальная» выборка

«Делинквентам» выборка

М

S

М

S

1(15)

2,27

2.06

2,49

2,13

2(17)

7,73

2,88

10,97

2,42

3(20)

9,23

4,59

15,17

3,04

4(21)

10,36

3,4 S

10,98

2.76

5(25)

12,47

4,23

14,64

3,94

6(15)

8,04

3,20

9,37

3,01

7(20)

7,17

4,05

14,38

3,22


 

Методика выявления причин отклонений в поведении и развитии подростка

Учителю, классному руководителю предлагается заполнить таблицу «Основные причины отклонений в поведении и развитии», где перечислены возможные причины, формирующие педагогическую запущенность школьника. Респондент, заполняющий таблицу-анкету, фиксирует установленные причины; если они не отражены в таблице, то заносятся в раздел «Другие причины».

 

Основные причины отклонении в поведении и развитии

Влияние семьи

Причины

Да +; нет -

1 . Родители подвержены алкоголю

 

 

2. Халатное отношение к воспитанию  детей

 

 

3. Нездоровая моральная обстановка  в семье

 

 

4. Полное непослушание детей родителям

 

 

5. Судимость родителей

 

 

6. Культ физической силы в семье

 

 

7. Алкоголизм

 

 

8. Культ денег, вещизм, карьеризм, чванство, барства в семье

 

 

9. Культ ребенка в семье, вседозволенность. Отсутствие наказаний, удовлетворение всех запросов

 

 

10. Мелочная опека

 

 

1 1. Непосильные требования

 

 

12. Физические наказания, насилие, недоверие

 

 

13. Пресечение всякого рода активности

 

 

14. Нет постоянного трудового поручения

 

 

15. Нет навыков самообслуживания

 

 

16. Нет участия в коллективном труде семьи

 

 

17. Не знает бюджета семьи, ее  трудовых доходов

 

 

1 8. Нет совместного чтения книг  и их обсуждения

 

 

1 9. Нет дружбы между детьми и  родителями

 

 

20. Нет коллективных походов в  кино и театр, на природу

 

 

21, Нет чувства ответственности перед семьей

 

 

 

Влияние среды

Причины

Да +; нет -

1. Дружба с подростками из групп  с отрицательной общественной  направленностью

 

 

2. Влияние взрослых с антиобщественными  склонностями

 

 

3. Бесконтрольный не дозированный  просмотр фильмов

 

 

4. Частое посещение дискотеки, видеосалонов, просмотр фильмов ужасов, жестокости, насилия, эротики

 

 

5. Чрезмерное увлечение детективной  литературой

 

 

6 Другие причины (дописать)

 

 

Пробелы в воспитательной работе школы

Причины

Да+; нет-

]  Отсутствие систематической связи  с семьей

 

 

2 Незнание индивидуальных и возрастных  особенностей подростка

 

 

3. Неучет в воспитании степени  педагогической запушенности ученика

 

 

4 Незнание потенциальных возможностей  школьника

 

 

Ч Неправильное построение отношений ученика и коллектива

 

 

б Нет доверительных отношений педагогов с учащимся

 

 

7 Недостатки индивидуальной работы  с подростком

 

 

8. Неумение организовать успешную  учебу и общественно-трудовую  деятельность школьника

 

 

9. Отсутствие индивидуальной работы по пробуждению у ученика познавателыгого интереса а учении

 

 

10 Плохо организована работа по  ликвидации пробелов в знаниях  школьника

 

 

1 1 Другие (дописать)

 

 

Пробелы е работе общественности

Причины

Да +; нет -

1  Формализм в работе советов содействия семье и школе

 

 

2. Доминирование вербальных форм  воздействия

 

 

3 Отсутствие должной материальной  базы в клубах по месту жительства

 

 

4 Отсутствие квалифицированных  кадров в клубах по месту  жительства

 

 

5 Отсутствие системы в работе общественных воспитательных учреждении

 

 

6 Отсутствие форм работы по  вовлечению педагогически запушенных  школьников в спортивные клубы, секции

 

 

7 Эпизодичность в работе шефов -общественников

 

 

8 Отсутствие интересных дел. способных увлечь подростка

 

 

9 Доминирование карательной функции  инспекции и комиссий по делам  несовершеннолетних

 

 

10 Преобладание контрольных форм  работы в ущерб воспитательной  и инспекциях по делам несовершеннолетних

 

 

1 1 Другие причины (дописать)

 

 

Анализ всего материала даст возможность сделать выводы о причинах педагогической запущенности данного подростка.

Результаты обследования личности трудного подростка  заносятся в Карту обследования. В ней представлено несколько разделов: общие сведения, семейное воспитание, учение, дисциплина, общественно-трудовая деятельность, ночное отношение к коллективу, асоциальные отклонения, причины отклонений, свойства личности, заключение, педагогические рекомендации.

 

Анкетирование учащихся

для определения актуальности профилактики употребления

табака, алкоголя, наркотиков

Условно анкетирование может быть разделено на диагностирующее и аналитическое. Диагностирующее предполагает изучение конкретных характеристик складывающейся ситуации в детском коллективе (общий уровень подверженности, распространенность тех или иных форм одурманивания, источники, из которых учащиеся получают одурманивающие вещества и т.п.). Такое анкетирование позволяет определить актуальность профилактики того или иного явления (предупреждение курения, использования токсических веществ, наркотиков). Это должно стать начальным этапом при организации профилактической работы.

 

Анкетирование бывает закрытым (варианты ответов предлагаются заранее); полуоткрытым (респондент может выбрать уже готовый вариант ответа или предложить свой); открытым (респондент предлагает свои варианты ответа). У всех опрашиваемых должны быть одинаковые бланки, на которых напечатана инструкция по заполнению анкеты. Перед началом работы правила и последовательность ответов на вопросы анкеты объясняет инструктор, он подчеркивает, что будет соблюдена конфиденциальность, анализируются не индивидуальные ответы, а особенности оценок, отношение к проблеме всей аудитории в целом.

 

 

 

 

 

Диагностика суицидального поведения подростков

Пакет диагностических методик достаточно велик (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга и др.), предпочтительнее опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», | адаптированный нами к подростковому возрасту.

Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 предложений.

Инструкция. «Напротив каждого утверждения стоят три, цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит — цифру 1; 1 если не подходит — 0.

Вопросы

1. Часто я не уверен в своих  силах.

2 1 0

2. Нередко мне кажется безысходным положение из которого можно было бы найти выход.

2 1 0

3. Я часто оставляю за собой  последнее слово.

2 1 0

4. Мне трудно менять свои привычки.

2 1 0

5. Я часто из-за пустяков краснею.

2 1 0

6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом.

2 1 0

7. Нередко о разговоре я перебиваю  собеседника.

2 1 0

8. Я с трудом переключаюсь с  одного дела на другое.

2 1 0

9. Я часто просыпаюсь ночью.

2 1 0

10. При крупных неприятностях я  обычно виню только себя.

2 1 0

11. Меня легко рассердить.

2 1 0

12. Я очень осторожен по отношению к переменам r моей жизни.

2 1 0

13. Я легко впадаю в уныние.

2 1 0

14. Несчастья и неудачи ничему  меня не учат.

2 1 0

15. Мне приходится часто делать  замечания другим.

2 1 0

16. В споре меня трудно переубедить.

2 1 0

17. Меня волнуют даже воображаемые  неприятности

2 1 0

18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной.

2 1 0

19. Я хочу быть авторитетом для  окружающих.

2 1 0

20. Нередко у меня не выходят  из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.

2 1 0

21. Меня пугают трудности, с которыми  мне предстоит встретиться в жизни.

2 1 0

22. Нередко я чувствую себя беззащитным.

2 1 0

23. В любом деле я не довольствуюсь  малым, а хочу добиться максимального успеха.

2 1 0

24. Я легко сближаюсь с людьми.

2 1 0

25. Я часто копаюсь в своих  недостатках.

2 1 0

26. Иногда у меня бывают состояния  отчаяния.

2 1 0

27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.

2 1 0

28. Я сильно переживаю, если в  моей жизни что-то неожиданно меняется.

2 1 0

29. Меня легко убедить.

2 1 0

30. Я чувствую растерянность, когда  у меня возникают трудности.

2 1 0

31. Предпочитаю руководить, а не  подчиняться.

2 1 0

32. Нередко я проявляю упрямство.

2 1 0

33. Меня беспокоит состояние моего здоровья.

2 1 0

34. В трудные минуты я иногда  веду себя по-детски.

2 1 0

35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

2 1 0

36. Я неохотно иду на риск.

2 1 0

37. Я с трудом переношу время  ожидания.

2 1 0

38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.

2 1 0

39. Я мстителен.

2 I 0

40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

2 1 0

Информация о работе Организация психопрофилактической работы с подростками