Организация научной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:05, доклад

Краткое описание

Суть его состоит в ориентации всех этапов исследования на научную новизну, выражаемую конкретными элементами научного вклада (ЭНВ). Поэтому он может быть назван методом ориентации соискателя на конечные результаты исследования.

Файлы: 1 файл

Метод Веселкова.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Суть его состоит  в ориентации всех этапов исследования на научную новизну, выражаемую конкретными  элементами научного вклада (ЭНВ). Поэтому  он может быть назван методом ориентации соискателя на конечные результаты исследования.

Обоснованием верности настоящего методологического подхода служит следующее. Во-первых, главной задачей науки является приращение новых научных знаний. Во-вторых, главным требованием Положения ВАК к диссертациям является обеспечение личного вклада автора в науку. В-третьих, главным условием принятия диссертационным советом Заключения по диссертации являются наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем. В-четвертых, ориентация на конечные результаты является одним из определяющих принципов любой деятельности, в том числе научной.

После этих исходных позиций рассмотрим содержание предлагаемого  Метода.

Предлагаемый Метод  держится на трех китах, поэтому он может быть применен только при определенных условиях, а именно лишь после обучения соискателей:

1. Знаниям типовой структуры научного исследования (см. тему 3). Это первый кит.

2. Знаниям системы  элементов научного вклада в  решение исследуемой проблемы (см. тему 4). Это второй кит.

3. Знаниям системы  методов познания и преобразования  действительности (см. тему 5). Это третий кит.

При этом решающим условием является знание системы ЭНВ, без  чего применение Метода вообще невозможно.

Как уже известно читателю, только слушатели Школы  молодого ученого «Студент – аспирант»  обладают всеми этими знаниями. Этого  не скажешь об общепринятой технологии обучения аспирантов, которая таких знаний не дает. Таким образом, предлагаемый Метод – это детище нашей ШМУ. Таков первый ограничительный вывод его использования.

Далее рассмотрим особенности  предлагаемого Метода. Суть его, поскольку  он ориентирует на конечные результаты научного исследования, заключается в том, что каждый этап Метода подчинен достижению соискателем новизны исследования, которая выражается конкретными элементами научного вклада – ЭНВ. При этом, в интересах лучшего понимания нашего Метода, мы выделяем:

ВЭНВ – возможные  ЭНВ, которые соответствуют решению  любой экономической проблемы на 100 процентов (см. тему 4);

РЭНВ – решенные ЭНВ, то есть те, которые уже разработаны наукой, а потому не могут составлять научную новизну исследования;

НЭНВ – нерешенные, неразработанные ЭНВ, часть из которых  может составить научную новизну  исследования, то есть ЛЭНВ соискателя;

ЛЭНВ – личные ЭНВ, решить, разработать которые  намечает соискатель в своей диссертации.

Итак: ВЭНВ = РЭНВ + НЭНВ, в том числе ЛЭНВ.

Таблица 
Этапы Метода и особенности их выполнения

Этапы метода Особенности их выполнения
1 Выбор темы диссертации Чем раньше разработана наукой тема, тем легче  дать личные элементы научного вклада – ЛЭНВ
2 Изучение достигнутого уровня решения исследуемой проблемы Познается не только то, что уже решено наукой, а главное неразработанные элементы научного вклада – НЭНВ
3 Определение намечаемых ЛЭНВ из числа обнаруженных НЭНВ Намечается  для разработки 5 – 10 ЛЭНВ из обнаруженных НЭНВ
4 Начало написания автореферата диссертации Автореферат начинает составляться до написания  диссертации, а не после ее завершения
5 Определение последовательности решения ЛЭНВ Разработка  ЛЭНВ в последовательности, удобной для соискателя
6 Непосредственная разработка отдельных ЛЭНВ Использование методов познания, соответствующих  этапам научного исследования и данному ЛЭНВ
7 Уточнение типового плана диссертации Каждый  параграф окончательного плана диссертации  должен содержать ЛЭНВ
8 Завершение написания текста диссертации Дополнение  авторского текста каждого параграфа  диссертации компилятивным материалом
 
Первый  этап. Выбор темы диссертации

Бывают темы диссертаций, которые исследуются по заданию  отдела НИР вуза или кафедры. Хорошо, когда человек поступает в аспирантуру с темой, которая интересна ему и кафедре, тем более, когда по ней уже имеется задел. В таких случаях вопрос о выборе темы перед соискателем не стоит. Однако чаще аспирант с помощью научного руководителя должен решить настоящий вопрос.

Существуют разные критерии выбора проблемы предстоящего исследования (см. тему 1). Одним из них является степень научной разработанности проблемы. Здесь аспирант должен различать:

1. Темы, по которым уже защищены диссертации, имеются десятки книг и сотни научных статей. Такие темы, с точки зрения новизны исследования, не могут не иметь специфических трудностей: НЭНВ осталось мало, а массив литературы, который необходимо изучить, велик.

Например, когда-то тема «Экономическая эффективность сборно-панельного жилищного строительства» была мало разработана, сегодня же едва ли что  здесь можно сказать нового.

2. Новые темы, которые до сих пор не ставились наукой, а значит и не исследованы учеными. Тут разработанность проблемы практически нулевая, следовательно, возможности дать ЛЭНВ очень велики. Может быть даже выбор части из них, поскольку, как показывает опыт, одна кандидатская диссертация до конца проблему не решает.

Приведу здесь пример, скажем, диссертации на тему «Влияние ритмичности работы машиностроительного  предприятия на его финансовое положение». Проблема разрабатывалась впервые, поэтому автор не испытывал трудности  в части новизны исследования.

3. Темы промежуточного характера, которые встречаются чаще всего и обладают своими специфическими особенностями: разработки по ним уже начаты, поэтому легче войти в суть будущего исследования, да и дать ЛЭНВ, значительная часть которых еще не решена, также легче.

Сегодня, например, к  таким темам можно отнести  проблемы, связанные с реструктуризацией  производства предприятий различных  отраслей и типов. Решение настоящей  проблемы в современных условиях переходной экономики еще немало лет останется актуальной.

Таким образом, если учитывать критерий степени разработанности  проблемы, то предпочтительными следует  считать темы второго и третьего типа.

 

 

Второй  этап. Изучение достигнутого уровня решения исследуемой проблемы

Настоящий этап имеет  принципиальное значение для предлагаемого  Метода, потому что в традиционных научных исследованиях он не применяется  так, как у нас.

Изучение достигнутого уровня решения проблемы при общепринятой и экспериментальной технологиях написания диссертаций происходит по-разному.

При экспериментальной  технологии соискатель знает всю  систему ВЭНВ, поэтому его задача заключается в том, чтобы выявить  НЭНВ. Последние – по существу хлеб будущего исследования, именно среди них находятся ЛЭНВ, за которые и будет соискателю присуждена степень кандидата наук.

Иное дело общепринятая технология написания диссертации  – при ней соискатель, вообще не знающий системы элементов  научного вклада, не имеет и хлеба будущего исследования. Научная новизна диссертации для него – «кот в мешке». Вопрос об обнаружении новизны обычно встает только при написании автореферата, где обязательно есть раздел «Научная новизна исследования», который и нужно заполнить.

Таким образом, соискатель, применяющий наш Метод, в результате изучения достигнутого уровня решения исследуемой проблемы должен решить две задачи: с одной стороны, познать то, что уже известно науке; с другой стороны, выявить НЭНВ.

 

 

Третий  этап. Определение  намечаемых ЛЭНВ из числа обнаруженных НЭНВ

Предположим, что  в результате изучения достигнутого уровня решения исследуемой проблемы соискатель обнаружил 15 НЭНВ. Из них  необходимо наметить ЛЭНВ. Сколько?

Как показывает практика уже защищенных диссертаций (см. задачу 2), их авторы выносят на защиту 5-10 ЛЭНВ. Учитывая этот опыт, соискатель намечает к разработке из 15 НЭНВ, скажем, 7 ЛЭНВ:

1. Впервые дать определение понятия ...

2. Дополнить существующую классификацию ...

3. Создать систему требований к эффективной организации ...

4. Предложить свой метод исследования проблемы ...

5. Улучшить действующий порядок измерения показателя ...

6. Разработать оригинальный метод управления ...

7. Усовершенствовать методические рекомендации в части ...

При этом необходимо обеспечить «наиболее существенные научные результаты, полученные лично  соискателем», чего требует Заключение диссертационного совета (см. тему 10).

В ходе дальнейшего  исследования число и состав ЛЭНВ, разумеется, могут быть уточнены: включены новые, некоторые исключены.

Таким образом, диссертация для соискателя уже не «кот в мешке», он знает, на что надо концентрировать внимание, имеет целенаправленность будущего исследования.

 

 

Четвертый этап. Начало написания автореферата диссертации

Обычно аспирант сначала  заканчивает диссертацию и только после этого, а именно перед ее обсуждением на кафедре, пишет автореферат  – краткое изложение выполненного исследования. При нашем Методе последовательность иная: есть возможность начать написание автореферата уже после изучения достигнутого наукой уровня решения исследуемой проблемы и определения намечаемых ЛЭНВ. Точнее сказать, составляется проект первой части автореферата «Общая характеристика будущей работы», который в процессе дальнейшего исследования последовательно уточняется, конкретизируется.

Для этого уже известны актуальность темы (иначе ее не утвердили  бы), в основном предмет и объект исследования, типовой план диссертации, а главное намечаемые  ЛЭНВ.

Что это дает соискателю? Во-первых, он уже представляет организацию  предстоящей работы. Во-вторых, обеспечивается целенаправленность исследования на разработку намеченных ЛЭНВ. Иначе говоря, наш  соискатель с самого начала видит  не только свет в конце тоннеля, но и основные ориентиры достижения конечной цели. Ничего подобного не имеет аспирант при общепринятом порядке написания диссертации. Для него будущее исследование окутано густым туманом, а то и представляется полной мглою.

 

 

Пятый этап. Определение  последовательности решения ЛЭНВ

Каждый ЛЭНВ разрабатывается  соискателем в удобной для  него последовательности: сначала, что  проще, имеет достаточный практический материал, к чему больше душа лежит и т. п.; на конец работы можно оставить наиболее сложные ЛЭНВ.

При этом, решая отдельные  ЛЭНВ, можно забыть обо всем другом, как бы абстрагироваться от груза  всего диссертационного исследования, сосредоточить свое внимание именно и только на конкретном частном вопросе.

Такая последовательность, точечность и целеустремленность служит повышению своего рода комфортности процесса мышления, что немаловажно  для соискателя, особенно для молодого ученого.

Информация о работе Организация научной работы