Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:05, доклад
Суть его состоит в ориентации всех этапов исследования на научную новизну, выражаемую конкретными элементами научного вклада (ЭНВ). Поэтому он может быть назван методом ориентации соискателя на конечные результаты исследования.
Настоящий этап работы соискателя самый важный, сложный, трудоемкий.
По каждому ЛЭНВ необходимо:
- дать краткую, но четкую его формулировку. Это в том числе потребуется для написания автореферата, где в одном из его разделов перечисляются элементы новизны исследования (см. тему 9);
- понять степень и характер новизны ЛЭНВ: он разработан впервые в науке, оригинален по сравнению с другими имеющимися решениями или только развивает известные идеи и т. д. (см. тему 4);
- детализировать ЛЭНВ, то есть как можно подробнее представить его, не упустив ничего ценного для науки при его разработке. Иначе говоря, раскрыть всю систему настоящего мини-предмета исследования;
- наконец, и это самое главное, необходимо дать убедительные обоснования, доказательства верности данного ЛЭНВ: справедливости критики общепринятых теоретических и практических позиций; эффективности сделанных выводов и предложений, выполненных разработок и т. д.
Инструментами для таких обоснований служит арсенал существующих научных методов познания и преобразования действительности (см. тему 5). Их много, поэтому соискатель должен из их числа найти те, которые пригодны для данного ЛЭНВ, то есть выполнить своего рода «примерку» – что ему годится, а что нет. Наиболее часто для этого в экономических исследованиях используется метод анализа хозяйственной деятельности, его различные формы, но следует не забывать и многие другие методы познания.
В итоге настоящего пятого этапа нашего Метода соискатель имеет отдельные «текстовые блоки», соответствующие каждому ЛЭНВ. Они являются по существу, как говорят, изюминками диссертационного исследования в его 100-150 страницах.
Наконец еще одна рекомендация: не бойтесь в данном случае пересолить. На разработку и обоснование ЛЭНВ не следует жалеть ни усилий, ни времени, ни текста. Все, что будет здесь написано, – это оригинальный, авторский текст, который отражает собственный труд исследователя, в отличие от компилятивного текста, также обязательно присутствующего в каждой диссертации. Вот в части компилятивного текста пересол уже нежелателен.
Соискатель до сих пор имеет только типовой план диссертации (см. тему 3), который, правда, уже скорректирован, до или в процессе исследования. После разработки ЛЭНВ он должен быть окончательно уточнен и превращен в окончательный план диссертации.
Это делается с помощью выполнения следующего правила: каждый параграф диссертации как научного исследования должен обязательно содержать не менее одного ЛЭНВ. Недопустимы параграфы только с компилятивным текстом.
Для этого в типовом плане следует исключить параграфы без ЛЭНВ или объединить их с другими параграфами, содержащими ЛЭНВ. Наоборот, если этого заслуживает какой-то важный ЛЭНВ, он может быть выделен в новый параграф. Настоящее требование, даже в большей степени, относится и к главам без ЛЭНВ, но они встречаются редко.
Следует помнить, что
самостоятельные разделы
В итоге будет получен окончательный план диссертации.
Имеющиеся «текстовые блоки» с ЛЭНВ включаются в соответствующие им параграфы и дополняются необходимым компилятивным материалом, который соискатель накопил при изучении достигнутого уровня решения исследуемой проблемы. Объем компилятивного текста должен быть минимально необходимым, то есть содержать только материалы, относящиеся к ЛЭНВ: исходные позиции, ценные высказывания специалистов, имеющийся интересный опыт, исторический ракурс и т. п. После этого необходимо написать чистовой текст диссертации, но это уже выходит за рамки специфики нашего Метода.
Диссертация готова для ее предзащиты на заседании кафедры, тем более, что и ее автореферат, проект которого написан на Четвертом этапе, постепенно уточнялся на Шестом и Седьмом этапах нашего Метода.
Предлагаемый Метод ориентации соискателей на конечные результаты научного исследования обладает всеми достоинствами экспериментальной технологии подготовки кандидатов наук, о чем говорилось ранее, но он еще в большей степени:
– с самого начала организует научное исследование;
– усиливает его целенаправленность на достижение научной новизны;
– воспитывает чувство новизны ученого на всю оставшуюся жизнь;
– экономит рабочее время, затрачиваемое на написание диссертации;
– сокращает объем диссертации за счет излишнего компиляционного текста;
– повышает научные результаты диссертационного исследования.
Наш Метод является уникальным не только для России, но и для мировой практики, он является интеллектуальной собственностью автора, а потому может претендовать на патент. К сожалению, такой опыт в нашей стране до сих пор отсутствует применительно к общественным наукам.
Практического применения Метода даже в Школе молодого ученого пока нет. Однако ориентация непосредственного диссертационного исследования на достижение ЭНВ уже реализуется рядом студентов-аспирантов. Впредь, что зависит от доверия к Методу, соискатели могут использовать его в разной степени, не обязательно на все 100 процентов.
Когда слушатели ШМУ, познакомившись с Методом, оценят его неоспоримые достоинства, будет предпринят эксперимент по реализации его в достаточно полной мере в нескольких диссертациях. После этого мы непременно сообщим читателям о результатах настоящего опыта.
Автор уверен, что его Метод ценен не только для кандидатских, но и докторских диссертаций; не только по экономике, но и по другим отраслям науки; не только для диссертаций, но и для сложных научных работ всех других типов.