Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:19, реферат
Цель работы: выяснить значение домашней работы и ее организации для успешного обучения младших школьников.
Задачи: 1. Проанализировать литературу по данной теме;
2. Выделить основные параметры успешности домашней работы для учащихся;
Введение ..........................................................................................................3
1 Значение домашней работы учащихся .....................................................4
2 Виды и формы домашней работы ..............................................................6
3 Правила организация домашней работы ...................................................9
Заключение .....................................................................................................13
Список литературы ........................
Введение ..............................
1 Значение домашней работы учащихся ..............................
2 Виды и формы домашней работы ..............................
3 Правила организация домашней работы ..............................
Заключение ..............................
Список литературы ..............................
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней учебной работой учащихся.
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.
В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания.
Цель работы: выяснить значение домашней работы и ее организации для успешного обучения младших школьников.
Задачи: 1. Проанализировать литературу по данной теме;
2. Выделить основные параметры успешности домашней работы для учащихся;
3. Рассмотреть основные виды и формы домашней работы.
1 Значение домашней работы учащихся
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.
На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.
Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками — наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.
Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки.
Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.
Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях. Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.
Поэтому педагогу необходимо продумать организацию домашней работы учащимися, кроме того, необходимо информировать родителей о правилах выполнения домашней работы по тому или иному предмету.
2 Виды и формы домашней работы
В соответствии с различными целями, стоящими перед обучением, домашнее задание может выполнять различные дидактические функции. Оно может служить в первую очередь для закрепления полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения полученных знаний и умений на практике, а также для самостоятельной проработки нового материала. Оно используется также для устранения пробелов в знаниях, подготовки к контрольным мероприятиям или к работе над новым материалом и т. п.
Постановка непродуманных, формальных домашних заданий может оказать отрицательное влияние на отношение учащихся к учебе, на их отношение к предмету и к учителю. Это проявляется особенно тогда, когда ученики не понимают смысла домашнего задания, рассматривают его как простую трату времени, когда его объем, а в соответствии с этим и время на его выполнение неоправданно велики, когда учитель задает его непосредственно перед звонком на перемену, и особенно тогда, когда основная учебная работа делается не на уроке, а при выполнении домашнего задания, т. е. на домашнее задание перекладывается все то, что не успели сделать на уроке.
Поэтому опытные учителя стараются в течение урока планомерно готовить ученика к выполнению домашнего задания. Они обращают внимание на ясность, однозначность и понятность при объяснении задания, проверяют, все ли ученики действительно поняли задание и точно знают, что от них хотят. Опытные учителя обязательно проверяют домашнее задание, так как хорошо знают, что лучше отказаться от него, чем оставить его непроверенным.
Каково же содержание и характер учебных заданий, задаваемых учащимся на дом? Домашние задания включают в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику;
б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости данных чисел по математике, заучивание терминов по познанию мира и др.);
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике и другим предметам;
г) выполнение творческих работ;
д) подготовку докладов по изученному материалу;
е) проведение наблюдений по познанию мира;
ж) выполнение практических работ;
з) изготовление таблиц и схем по изучаемому материалу и т. д.
Цели заданий, которые учитель задает на дом, могут быть различными. Одни задания рассчитаны на выполнение тренировочных упражнений для ускоренной выработки практических умений и навыков, другие - на определение и преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным, уже пройденным темам. Третьи включают в себя задания повышенной трудности для развития и творческих способностей.
В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы:
• индивидуальная и групповая;
• творческая;
• дифференцированная домашняя работа;
• одна на весь класс;
• составление домашней работы, для соседа по парте (пары постоянного состава).
Индивидуальная домашняя учебная работа задается, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетради на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью классного общего задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнает цены па учебные принадлежности, другая - цены на продукты, третья _ на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Творческая работа как отдельный вид домашней работы не выделен, но она должна объединять все виды домашней работы. Подобные домашние задания нужно задавать не на следующий день, а на несколько дней вперед.
Домашняя работа одна на весь класс - самый распространенный вил домашней работы, берущий начало с дореволюционных времен и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у многих учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте (пары постоянного состава) - новаторский вид домашней работы, и, к сожалению, применяется он не во всех программах. Но учителя-практики уже сейчас говорят, что этот способ задавания уроков на дом прочно войдет в систему образования. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Дифференцированная домашняя работа — такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством различных приемов и видов дифференцированных заданий.
3 Правила организация домашней работы
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
Культура учебного труда школьников по выполнению домашних заданий включает в себя соблюдение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом.
Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени.
Второе: Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа — только 28%.
Третье: Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое — когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала.