Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:19, реферат
Цель работы: выяснить значение домашней работы и ее организации для успешного обучения младших школьников.
Задачи: 1. Проанализировать литературу по данной теме;
2. Выделить основные параметры успешности домашней работы для учащихся;
Введение ..........................................................................................................3
1 Значение домашней работы учащихся .....................................................4
2 Виды и формы домашней работы ..............................................................6
3 Правила организация домашней работы ...................................................9
Заключение .....................................................................................................13
Список литературы ........................
Четвертое: Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала.
Пятое правило. Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
В первом классе – до 1 часа;
Во втором классе – до 1,5 часа;
В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
В седьмом классе – до 3 часов;
В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.
Шестое правило: во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным учебным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, смотреть телевизор, петь, вступать в споры и т. д.
В это время лучше всего совершить спокойную прогулку на свежем воздухе, выполнить легкую домашнюю работу. Это объясняется физиологическими закономерностями и, в частности, законом нервной индукции. Суть его заключается в том, что последующее за восприятием изучаемого материала сильное раздражение вызывает торможение только что сформировавшихся нервных связей.
Седьмое правило: очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте.
Это правило при всей кажущейся простоте имеет существенное значение для успеха домашней работы. Оно содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса учения.
Восьмое правило: после подготовки домашних заданий по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 20—30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля, осуществляя, таким образом, рассредоточенное усвоение знаний.
Девятое правило: весьма полезно, чтобы учащийся непосредственно перед сном уделил 15— 20 мин беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложился спать.
Это создает условия для дальнейшего протекания во сне внутримолекулярных процессов в нейронах головного мозга, связанных с более глубоким усвоением изучаемого материала и способствует более прочному усвоению (запоминанию) изучаемого материала.
Таковы наиболее существенные правила, которые следует знать всем учащимся и которых они должны придерживаться при выполнении домашней работы. Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.
В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.
Заключение
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
Список литературы
1 Михеева О.А. Домашняя работа и ее организация – М., 2009
2 Педагогика // под ред. А.И. Самохиной – С-П., 2007
3 Домашняя работа в начальных классах // Начальное образование., №4, 2001
3