Организация психопрофилактической работы с подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является рассмотрение подростка в аспекте социально-негативных проявлений, определение сущности негативного поведения и принципов по психопрофилактической работе по предупреждению негативного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков
Предмет исследования: деятельность психолога, направленная на профилактику девиантного поведения подростков.
Гипотеза: Если выявить склонности к девиантному поведению и провести диагностику, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.

Оглавление

Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема….…3
1.1 Девиантное поведение: определение, характеристика, причины……3
1.2 Факторы, условия и причины возникновения девиантного поведения подростков…………………………………………………………….16
1.3 Причины девиантного поведения подростков………………...…….20
Глава II. Организация психопрофилактической работы с подростками….....27
2.1 Диагностика девиантного поведения подростков………………...….27
2.2 Профилактика отклоняющегося поведения…………………………..33
2.3 Коррекция девиантного поведения подростков……………………..37
Заключение……………………………………………………………………...43
Литература………

Файлы: 1 файл

kursovaya_.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Коррекция девиантного поведения подростков

Что понимается под психологической коррекцией?

«Коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio).

Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их «переделку». Основная же задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

В то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребёнка. Рассмотрим некоторые аспекты педагогического воздействия более подробно.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а так же на развитие его интересов и склонностей. Следует отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков.

Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в коррекционной работе с молодыми «девиантами», необходимо учитывать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной системы подростков.

А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: [12].

- метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера);

- метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогнозирования отрицательного поведения;

- метод перестройки жизненного опыта:

а) предписания;

б) ограничения;

в) переучивания;

г) переключения;

д) регламентации образа жизни;

- метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

а) поощрения и наказания;

б) соревнования;

в) положительной перспективы.

А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи поформированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми [12].

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы педагогические и психотерапевтические [17].

Педагогические методы:

- метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, метод культуры здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).

- специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

- метод коррекции через труд.

- метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива

           Психотерапевтические методы:

    • внушение и самовнушение
    • гипноз
    • метод убеждения
    • психоанализ

 

Коррекционная работа в подростковых и девиантных группах включает следующие этапы:

    • формулировка социально-педагогической и психологической

проблемы выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения

    • диагностический этап
    • выбор методов и технологий коррекционной работы
    • использование методов, методик и технологий коррекционной работы
    • разработка программы
    • осуществление этой программы
    • контроль за ходом и эффективностью программы

В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:

    • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
    • единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;
    • единство возрастно-психологического и индивидуального в развитии;
    • принцип коррекции «сверху вниз» (создание зоны ближайшего развития);
    • принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей); - деятельностный принцип осуществления коррекции;
    • нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
    • понимание и сочувствие;
    • прагматизм психолого-педагогического воздействия;
    • своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
    • принцип возрастания сложности;
    • учёт объёма и степени разнообразия материала и др.

Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.

           Опыт в работе с девиантными подростками в системе образования, обобщение опыта, привели к попытке создания целостной коррекционной программы. Предлагаемая программа ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска. Выделенные компоненты, с одной стороны являются общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены в зависимости от возраста подростка и условий реализации программы.

(См. Приложение 3)

Таким образом, выявив склонности к девиантному поведению подростков,  проведя диагностику, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий, можно избежать формирования отклоняющегося поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, делая вывод из вышесказанного, можно выделить, что подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:

психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика);

психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Проанализировав психолого-педагогические труды по вопросам девиантного поведения мы можем выявить основные причины, приводящие к девиантному поведению подростков. Это - потребность в самоуважении; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; наличие акцентуации характера; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватная самооценка и др.

Основными видами девиантного поведения являются следующие варианты социальной дезадаптации:

1) дезадаптивное  поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.

2) асоциальное  поведение: агрессивное, делинквентное  и криминогенное. В основе - нарушение  социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения.

     Основными формами девиантного поведения среди подростков являются алкоголизм, проституция, суицид, побеги из дома, бродяжничество, страхи и навязчивость, вандализм и граффити.

             Задача практического школьного психолога    состоит в выявлении 

причин отклонений в поведении детей, начиная  с  младшего школьного возраста и на протяжении всего периода обучения в школе.  В работе по исследованию причин девиантного поведения школьников используются методы анкетирования и опросов, анализ которых, дает психологу возможность для применения дифференцированного подхода по коррекции, как к отдельному индивиду, так и к отдельным группам путем использования тренингов и психологических игр.   
    Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия. 
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Беличева, С. А.   Основы превентивной психологии [Текст] : научное издание / С. А. Беличева. - М. : Ред.- изд. Центр консорциума "Социал. здоровье России", 1993. - 198 с 
  2. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара, 1995.
  3. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков // Психол. журнал. 1991. Том 12.
  4. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.
  5. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.П. Практическая патопсихология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  6. Боголюбова Т. А, Наркотизм в России. Состояние и меры борьбы // Состояние и тенденции насильственной преступности в Российской Федерации.М., 1993.
  7. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 1989.
  8. Выготский Л.С. Педология подростка //Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. Т.5 Трудное детство
  9. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., 1994.
  10. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий. Их динамика, статистика, систематика. – М.: Медицинская книга, 2007. – 124 с.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.
  12. Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н.      Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.
  13. Гришко А.Я. О наркомании среди подростков // Социологические исследования. 1990. № 2.
  14. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория и практика. М.: Независ. фирма "Класс", 1997.
  15. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.
  16. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.
  17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
  18. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.
  19. Леонгард, К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
  20. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. –Л.: Речь, 1983. - 125 с.
  21. Максимова Н.Ю. О Склонности подростков к аддиктивному поведению // Психол. журнал. 1996. Т.17. № 3.
  22. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.
  23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996
  24. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.
  25. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
  26. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: 1997.
  27. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Академия, 1997. – 320 с.
  28. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  29. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс / Е. Б. Усова ;  Минск, 2010. - 180 с
  30. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.:    Академический проект; Трикста, 2005. - 336с.

Информация о работе Организация психопрофилактической работы с подростками