Организация психопрофилактической работы с подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является рассмотрение подростка в аспекте социально-негативных проявлений, определение сущности негативного поведения и принципов по психопрофилактической работе по предупреждению негативного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков
Предмет исследования: деятельность психолога, направленная на профилактику девиантного поведения подростков.
Гипотеза: Если выявить склонности к девиантному поведению и провести диагностику, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.

Оглавление

Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема….…3
1.1 Девиантное поведение: определение, характеристика, причины……3
1.2 Факторы, условия и причины возникновения девиантного поведения подростков…………………………………………………………….16
1.3 Причины девиантного поведения подростков………………...…….20
Глава II. Организация психопрофилактической работы с подростками….....27
2.1 Диагностика девиантного поведения подростков………………...….27
2.2 Профилактика отклоняющегося поведения…………………………..33
2.3 Коррекция девиантного поведения подростков……………………..37
Заключение……………………………………………………………………...43
Литература………

Файлы: 1 файл

kursovaya_.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Принципы организации работы в группе

Недирективность позиции ведущего группы.

Принцип учёта психофизиологических особенностей подростков.

Принцип доверительного стиля и искренности в общении.

Принцип безоценочного отношения участников друг к другу.

Принцип стимулирования самостоятельных выводов и выборов.

Принцип «обратной связи».

Принцип «здесь и сейчас» (позволяет ограничить групповую дискуссию событиями, происходящими в данной группе и в данный момент).

Принцип высказывания от своего лица (исключение речевых форм, типа: «мы», «по нашему мнению» и т. п.).

Принцип акцентирования языка чувств (описание собственного эмоционального состояния).

Принцип доверительности.

Принцип конфиденциальности (не обсуждать происходящее в группе за её пределами).

Принцип «Стоп!» (даёт право члену группы не отвечать на какой-либо вопрос или не участвовать в работе).

Предлагаемая программа предназначена для работы с девиантными подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из которых - основные.

1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.

Основные:

2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное.

А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является «дефективность» сознания, возникшая в

результате социальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать» .

Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен:

3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.

После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности. Это:

4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.

5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.

Основные этапы организации работы:

1. Предварительный этап:

- ознакомление  с запросом учителя, родителя  на реабилитационную и абилитационную  работу;

- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.

2. Этап первичной  диагностики:

- диагностика  по методикам ПДО, СОП, проективная  методика «Несуществующее животное»;

3. Этап коррекции  типового плана и содержания работы.

4. Этап реализации  коррекционно-развивающих мероприятий:

- беседы;

- проблемно-ориентированные  тренинги;

- упражнения  по саморегуляции;

5. Заключительный  этап:

- итоговая  диагностика подростков;

- выработка  рекомендаций педагогам школы  и родителям;

- индивидуальное  консультирование подростков по их запросу;

- индивидуальная  работа с родителями;

- выступление  психолога на педсовете школы;

- подведение  итогов, выделение задач психолого-педагогического сопровождения проблемных школьников.

Структура тренингового занятия

Каждое занятие имеет 3 этапа.

Первый этап – разминка 10 минут.

Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.

Второй этап – основной. Его продолжительность - 30-40 минут.

Цель: данный этап занятия направлена на решение задач, поставленных в данной программе.

Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.

Третий этап – заключительный – 10-15 минут.

Цель последнего этапа: подведение итогов работы.

Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного на занятии, закрепление позитивного состояния и ритуал прощания. Получение домашнего задания.

Состав группы

В тренинговую группу могут входить подростки от 14 до 17 лет в количестве от 8 до 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой.

Продолжительность занятий от 45 до 60 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Общее в организации занятий

Из-за необходимости адаптации тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие имело логически завершённую структуру. Это даёт возможность делать значительные перерывы между встречами.

Каждая встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что интересного произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оценка своего настроения по пятибалльной шкале.

Затем ведущий объявляет цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.

В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему).

Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на занятии.

Во время занятия, с целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рекомендуется использовать игры-разминки.

Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором описывать всё то, что происходит с ним в группе, свои чувства, мысли,

анализировать причины возникновения тех или иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

Требования к ведущему группы.

Очень важно, чтобы подобные занятия в школе проводились опытным психологом (тренером), который сам прошёл специальную подготовку и сам был в роли рядового участника.

В ходе проведения занятий ведущий должен чётко осознавать свою основную задачу – оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении .

Прежде чем приступать непосредственно к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встретиться с будущими участниками. В ходе предварительной беседы психолог разъясняет задачи предстоящей работы, принципы, на которых она будет базироваться. В доступной для учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече нужно у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к эмоциональным нагрузкам.

Оговаривается и периодичность дальнейших встреч.

Взаимодействие с администрацией школы заключается в необходимости оказания материальной помощи: выделение помещения, музыкальное оснащение, снабжение канцелярскими принадлежностями и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Организация психопрофилактической работы с подростками