Особенности совладающего поведения
семей, находящихся на разных этапах жизненного
цикла заключаются в том, что связаны с
различными выделенными характеристиками
внутрисемейных отношений.
По результатам исследования был
проведен анализ различий (по критерию
Манна-Уитни), который показал, что
на каждом из этапов жизненного цикла
семьи различия являются значимыми
по уровню стресса и удовлетворенности
браком.
Заключение
В данной работе изучались нарушения
внутрисемейных отношений и совладающее
поведение на разных этапах жизненного
цикла семьи.
Каждый из этапов жизненного цикла
семьи характеризуется специфическими
стрессами и трудностями, возникающими
как следствие нормативных изменений
в семейной структуре. Трудности могут
возникать в любой из сфер семейной жизни
— в сфере супружеских отношений, детско-родительских,
сиблинговых отношений в сфере взаимодействия
семьи с социумом, в хозяйственно бытовой
сфере, в интимно сексуальной и репродуктивной
сфере и т. д.
Чтобы взаимодействовать с трудной,
кризисной ситуацией, необходимы навыки
совпадающего поведения — особого
социального поведения, смысл которого
— овладеть, разрешить или смягчить,
привыкнуть либо уклониться от требований,
предъявляемых кризисной ситуацией, а
также, возможно, предотвратить, своевременно
разгадав ее неразрешимость или опасность.
По итогам проведенной работы можно
заключить, что цель нашего исследования
достигнута: были выявлены и сопоставлены
особенности совладающего поведения в
семьях, находящихся на трех разных этапах
жизненного цикла. В ходе исследования
были выполнены все поставленные задачи:
- Проанализировать исследования зарубежных и отечественных авторов, изучающих семью и семейное совладание с трудностями, возникающими
на разных этапах ее жизнедеятельности.
- Определить спектр нарушений внутрисемейных отношений, возникающих в современных семьях на разных этапах ее жизненного цикла.
- Выявить особенности совладающего поведения семей, находящихся на разных этапах жизненного
цикла.
- Изучить взаимосвязи между выявленными характеристиками внутрисемейных отношений и совпадающим поведением членов семей.
- Исследовать характеристики внутрисемейных отношений на каждом их этапов семейного развития.
- Разработать практические рекомендации,
направленные на разрешение выявленных
нарушений внутрисемейных отношений.
Выдвинутая гипотеза о том, что
на различных этапах жизненного цикла
семьи, избираемые стратегии совладающего
поведения касаются различных нарушений
внутрисемейных отношений, подтвердилась.
Практическая значимость данного
исследования заключается в следующем.
На основании полученных результатов
возможно создание программ поддержки
и помощи семьям в ситуациях существенных
изменений, обусловленных переходом на
новый этап семейного развития. Необходимость
создания обучающих, тренинговых, психокоррекционных
программ, направленных на помощь в формировании
модели общего семейного совладания, на
актуализацию и развитие устойчивых семейных
ресурсов конструктивного, эффективного
совладания с трудными ситуациями.
Список литературы
- Абабков В.Л.. Перре М., Планшерел Б. Систематическое исследование семейного стресса и копинга//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1999. – № 2. – С. 4-8.
- Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. – 1987. – №2. – С. 15-25.
- Андреева Т.В. Особенности и тенденции развития современной семьи //Ананьевские чтения, 2002. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002. – 375 с.
- Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. – 1994. – № 1. – Т.15. – С. 3-19.
- Билъгильдеева Т. Ю., Крюкова Т. Л. О возрастных аспектах копинг-поведения.
Личность и общество: актуальные проблемы
современной психологии. Кострома: РЦОИ
«ЭКСПЕРТ - ЕГЭ», 2000. – 190 с.
- Бинева А. Про семейную психотерапию//Семья и школа. – 2008. – №1. – С. 10-11.
- Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - № 4. - с. 64-74.
- Браун Дж, Кристеисен Дана Теория и практика семейной психотерапии. – СПб: Питер, 2001 — 352 с.
- Дементай, Л.И. К проблеме диагностики социального
контекста и стратегий копинг-поведения
/ Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии.
— 2004. — № 3. — С. 20-25.
- Диагностика семьи/ Под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2004. – 667 с.
- Дружинин Б. Н. Психология семьи. – Екатеринбург:
Деловая книга, 2000. – 546 с.
- Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы/ отв. редактор Антонов А.М. – М, 1999. – 128 с.
- Змановская. Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. —
М.: Академия, 2003. — 288 с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
- Китаев-Смык Л. Л. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
- с. 153-156.
- Ковалев С. В. Психология семейных отношений.— М.: Педагогика, 1987.— 159
с.
- Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В., Замышляева М. С. Адаптация методик, изучение совладающего поведения Way of Coping Questionnaire (Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана) // Психология и практика. Сборник научных трудов. Выпуск 4 / Под ред.
Крюковой Т. Л., Хазовой С. А. - Кострома:
РЦОИ «ЭКСПЕРТ - ЕГЭ», 2005. - с. 171-190.
- Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с.
- Кочюнас Р. Основы психологического
консультирования. – М.: «Академический
проект», 2000. – 250 с.
- Куфтяк Е. В. Социально-психологический подход к исследованию совпадающего поведения в деструктивной семье// Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совпадающего поведения в семейном
контексте Отв. ред. Т. Л. Крюкова.
М. В. Сапоровская. – Кострома: Изд-во КГУ
им. Н. А. Некрасова, 2003. – с. 125-137.
- Куфтяк Е. В. Стрессы родительства и стратегии совладания в семье// Ежегодник Российского Психологического Общества: всероссийского съезда
психологов 25-28 июня 2003 года. – С. 586-588.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. /Эмоциональный стресс. – СПб.: Медицина, 1970. - С. 178-208.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейской, российской
и американской традиций. - М.: Смысл, 1999.-
532 с.
- Леви Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика. - СПб.: Питер, 1993. – 237 с.
- Методы социальной психологии: учеб. пособие
для вузов / Н.С. Минаева, Д.В. Пивоваров,
Э.Л. Бондар и др,; под общ. ред. Н.С. Минаевой.
— М.: Академический Проект, 2007. — 351 с.
- Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов.- СПб.: Изд-во Речь, 2006. – 260 с.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений/ Под общ.
ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2004. – 328 с.
- Прокофьев Л.М. Жизненный цикл семьи: демографический и экономический аспекты// Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. – М, 2001. – С. 62-68.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др.; Под ред. Силяевой Е.Г.. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
- Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара:
Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. – 752 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса./ Общ. ред. Е.М. Крепса; Предисп. Ю.М.Саарма – М.: Прогресс,1979 – 174 с.
- Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте. / Отв.
ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская. – Кострома:
КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – 170 с.
- Сирота Н.А. Копинг - поведение в подростковом возрасте: Автореф. Док. Дис. – 1994 г. – С. 47-59.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых
групп. - М., Изд-во Института Психотерапии.
2002. - 490 с.
- Хилл Р. Семейные
решения и общественные мероприятия. -
Доклад на XII Международном семинаре по
исследованию семьи. М.,1972. – с. 9-10.
- Холмогорова А.Б. Семейные факторы депрессии / А.Б. Холмогорова, С.В. Воликова, Е.В. Полкунова// Вопросы психологии. – 2005. – №6. – С. 63-71.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 652 с.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академический
проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
– 734 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003. – 464 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб: Питер, 2002. – 656 с.
- Абабкова Л.В., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории,
диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004.
– 166 с. Режим просмотра: http://www.bookle.ru/author/8566/
- Абульханова
К.А., Березина Т.Н. Время личности и время
жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с. Режим
просмотра: http://www.koob.ru/abulhanova_k_a/
- Белорукова Н. О. Семейные трудности и психологическое
совладание с ними на разных этапах жизненного
цикла семьи / Семья: стресс, копинг.
адаптация: Проблемы психологии совпадающего
поведения в семейном контексте
Отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская.
– Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова,
2003. Режим просмотра: http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2008/theses/18_9.pdf
- Васильева Э. К. Семья и ее функции в СССР. — М., 1975 г. Режим просмотра: http://libpsy.ru/txt.php?str=10&ch=208
- Варга А.Я. Семьи с нарушением внутрисемейных
отношений. Режим просмотра: http://www.gestaltlife.ru/publications/11/view/52
- Гребенников И.В., Ковинько Л.В. (сост.) Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни.
Режим просмотра: http://www.khschool.ru/load_files/sobranie-disput.doc
- Джеймс М. Брак и любовь. – М., 1985. Режим просмотра: http://www.koob.ru/m_james/brak_i_lubov
- Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (coping) поведения // Психологическая диагностика. – 2005. – № 2. Режим просмотра: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20011207
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей. — Л.: Медицина, 1979. Режим просмотра: http://www.koob.ru/lichko_a_e/
- Олдвин К. Стресс, копинг и развитие. Режим просмотра:
http://psihologiasemyi.ru/tag/resursy/
- Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности. // Психологический журнал. – 2000. – №6. Режим просмотра: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/minisajty_/postylyako.html
- Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение. Режим просмотра: http://imhonet.ru/person/31512/
- Русина Н.А. Болезнь, смыслы
жизни и акме. Режим просмотра:
http://hpsy.ru/authors/x981.htm
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. режим просмотра: http://www.koob.ru/satir_virginia/psychotherapy_of_family
- Сапоровская М.В. Психологическое совладение в системах семейных отношений.
http://www.mirknig.com/psihologiya
- Черников А.В. Системная семейная
терапия. – 2001, 208 с. Режим просмотра:
http://www.koob.ru/chernikov_a_v/
- Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков //обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1993. – № 1. Режим просмотра: http://bookmix.ru, http://www.bookmate.ru/authors/3357
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Различия нормативного и экстремального стресса
Параметры |
Нормативный стресс |
Экстремальный стресс |
Время для подготовки |
Какое-то |
Мало — нет |
Предвидение |
Большое |
Нет |
Прежний опыт |
Некоторый |
Нет |
Параметры |
Нормативный стресс |
Экстремальный стресс |
Помощники |
Много |
Мало — нет |
Чувство контроля |
Среднее — высокое |
Низкое — нет |
Беспомощность |
Небольшая — нет |
Средняя — высокая |
Потеря |
Некоторая |
Большая |
Степень опасности |
Нет |
Высокая |
Эмоциональные нарушения |
Некоторые |
Много |
Проблемы со здоровьем |
Некоторые |
Много |
Приложение 2
Копинг-поведение в стрессовых
ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А.
Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант
Т. А, Крюковой)
- Стараюсь тщательно распределить свое время.
- Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.
- Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.
- Стараюсь быть на людях.
- Виню себя за нерешительность.
- Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.
- Погружаюсь в свою боль и страдания.
- Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.
- Хожу по магазинам, ничего не покупая.
- Думаю о том, что для меня самое главное.
- Стараюсь больше спать.
- Балую себя любимой едой.
- Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
- Испытываю нервное напряжение.
- Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
- Говорю себе, что это происходит не со мной.
- Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
- Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
- Испытываю эмоциональный шок.
- Покупаю себе какую-нибудь вещь.
- Определяю курс действий и придерживаюсь его.
- Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.
- Иду на вечеринку.
- Стараюсь вникнуть в ситуацию.
- Застываю, замораживаюсь - и не знаю, что делать.
- Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
- Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.
- Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.
- Иду в гости к другу.
- Беспокоюсь о том, что я буду делать.
- Провожу время с дорогим человеком.
- Иду на прогулку.
- Говорю себе, что это никогда не случится вновь.
- Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.
- Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
- Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.
- Звоню другу.
- Испытываю раздражение.
- Решаю, что теперь важнее всего делать.
- Смотрю кинофильм.
- Контролирую ситуацию.
- Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
- Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
- Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.
- Отыгрываюсь на других.
- Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
- Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.
- Смотрю телевизор.
Приложение 3
Бланк ответов к методике «Копинг-поведение
в стрессовых ситуациях»
ФИО_________________________________________________________
Возраст__________
Кол-во и возраст детей__________________________________________
№ |
Никогда |
Редко |
Иногда |
Чаще всего |
Очень часто |
№ |
Никогда |
Редко |
Иногда |
Чаще всего |
Очень часто |
1 |
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
27 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
28 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
31 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
32 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
33 |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
34 |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
35 |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
37 |
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
38 |
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
39 |
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
41 |
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
42 |
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
43 |
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
44 |
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
45 |
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
46 |
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
47 |
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
48 |
|
|
|
|
|
Приложение 4
Бланк ответов к методике
определения стрессоустойчивости и социальной
адаптации Холмса и Раге
№ |
Жизненные события |
Баллы |
1. |
Смерть супруга (супруги). |
100 |
2. |
Развод. |
73 |
3. |
Разъезд супругов (без
оформления развода), разрыв с партнером. |
65 |
4. |
Тюремное заключение. |
63 |
5. |
Смерть близкого члена
семьи» |
63 |
6. |
Травма или болезнь. |
53 |
7. |
Женитьба, свадьба. |
50 |
8. |
Увольнение с работы. |
47 |
9. |
Примирение супругов. |
45 |
10. |
Уход на пенсию. |
45 |
11. |
Изменение в состоянии
здоровья членов семьи. |
44 |
12. |
Беременность партнерши. |
40 |
13. |
Сексуальные проблемы. |
39 |
14. |
Появление нового члена
семьи, рождение ребенка. |
39 |
15. |
Реорганизация на работе. |
39 |
16. |
Изменение финансового
положения. |
38 |
17. |
Смерть близкого друга. |
37 |
18. |
Изменение профессиональной
ориентации, смена места работы. |
36 |
19. |
Усиление конфликтности
отношений с супругом. |
35 |
20. |
Ссуда или заем на крупную
покупку (например, дома). |
31 |
21. |
Окончание срока выплаты
ссуды или займа, растущие долги. |
30 |
22. |
Изменение должности, повышение
служебной ответственности. |
29 |
23. |
Сын или дочь покидают дом. |
29 |
24. |
Проблемы с родственниками
мужа (жены). |
29 |
25. |
Выдающееся личное достижение,
успех. |
28 |
26. |
Супруг бросает работу
(или приступает к работе). |
26 |
27. |
Начало или окончание
обучениям учебном заведении. |
26 |
28. |
Изменение условий жизни. |
25 |
29. |
Отказ от каких-то индивидуальных
привычек, изменение стереотипов
поведения. |
24 |
30. |
Проблемы с начальством,
конфликты. |
23 |
31. |
Изменение условий или
часов работы. |
20 |
32. |
Перемена места жительства. |
20 |
33. |
Смена места обучения. |
20 |
34. |
Изменение привычек, связанных с проведением досуга
или отпуска. |
19 |
35. |
Изменение привычек, связанных
с вероисповеданием. |
19 |
36. |
Изменение социальной активности. |
18 |
37. |
Ссуда или заем для
покупки менее крупных вещей (машины,
телевизора). |
17 |
38. |
Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение
сна. |
16 |
39. |
Изменение числа живущих
вместе членов семьи, изменение характера
и частоты встреч с другими
членами семьи. |
15 |
40. |
Изменение привычек, связанных
с питанием (количество потребляемой
пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.). |
15 |
41. |
Отпуск. |
13 |
42. |
Рождество, встреча Нового
года, день рождения. |
12 |
43. |
Незначительное нарушение
правопорядка (штраф за нарушение
правил уличного движения). |
11 |