Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

На протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различными трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Проблема совладающего со стрессом поведения интенсивно разрабатывается в зарубежной психологической науке [23; 46; 49; 58]. В отечественной психологии изучение совладающего поведения начинается с 90-х годов, исследуются копинг-стили и стратегии, особенности совладания у людей группы риска, у лиц с хроническими заболеваниями, изучается детерминация совладающего поведения личностными, индивидуально-психологическими и ситуационными факторами [1; 5; 16; 18; 24; 57; 59]. О

Файлы: 1 файл

Диплом (теория).doc

— 2.40 Мб (Скачать)

Особенности совладающего поведения семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла заключаются в том, что связаны с различными выделенными характеристиками внутрисемейных отношений.

По результатам исследования был  проведен анализ различий (по критерию Манна-Уитни), который показал, что  на каждом из этапов жизненного цикла  семьи различия являются значимыми  по уровню стресса и удовлетворенности  браком.

 

Заключение

В данной работе изучались нарушения внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи.

Каждый из этапов жизненного цикла  семьи характеризуется специфическими стрессами и трудностями, возникающими как следствие нормативных изменений в семейной структуре. Трудности могут возникать в любой из сфер семейной жизни — в сфере супружеских отношений, детско-родительских, сиблинговых отношений в сфере взаимодействия семьи с социумом, в хозяйственно бытовой сфере, в интимно сексуальной и репродуктивной сфере и т. д.

Чтобы взаимодействовать с трудной, кризисной ситуацией, необходимы навыки совпадающего поведения — особого  социального поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность.

По итогам проведенной работы можно  заключить, что цель нашего исследования достигнута: были выявлены и сопоставлены особенности совладающего поведения в семьях, находящихся на трех разных этапах жизненного цикла. В ходе исследования были выполнены все поставленные задачи:

  1. Проанализировать исследования зарубежных и отечественных авторов, изучающих семью и семейное совладание с трудностями, возникающими на разных этапах ее жизнедеятельности.
  2. Определить спектр нарушений внутрисемейных отношений, возникающих в современных семьях на разных этапах ее жизненного цикла.
  3. Выявить особенности совладающего поведения семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла.
  4. Изучить взаимосвязи между выявленными характеристиками внутрисемейных отношений и совпадающим поведением членов семей.
  5. Исследовать характеристики внутрисемейных отношений на каждом их этапов семейного развития.
  6. Разработать практические рекомендации, направленные на разрешение выявленных нарушений внутрисемейных отношений.

Выдвинутая гипотеза о том, что на различных этапах жизненного цикла семьи, избираемые стратегии совладающего поведения касаются различных нарушений внутрисемейных отношений, подтвердилась.

Практическая значимость данного исследования заключается в следующем. На основании полученных результатов возможно создание программ поддержки и помощи семьям в ситуациях существенных изменений, обусловленных переходом на новый этап семейного развития. Необходимость создания обучающих, тренинговых, психокоррекционных программ, направленных на помощь в формировании модели общего семейного совладания, на актуализацию и развитие устойчивых семейных ресурсов конструктивного, эффективного совладания с трудными ситуациями.

 

 

Список литературы

  1. Абабков В.Л.. Перре М., Планшерел Б. Систематическое исследование семейного стресса и копинга//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1999. – № 2. – С. 4-8.
  2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. – 1987. – №2. – С. 15-25.
  3. Андреева Т.В. Особенности и тенденции развития современной семьи //Ананьевские чтения, 2002. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002. – 375 с.
  4. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
  5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. – 1994. – № 1. – Т.15. – С. 3-19.
  6. Билъгильдеева Т. Ю., Крюкова Т. Л. О возрастных аспектах копинг-поведения.   Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома: РЦОИ «ЭКСПЕРТ - ЕГЭ», 2000. – 190 с.
  7. Бинева А. Про семейную психотерапию//Семья и школа. – 2008. – №1. – С. 10-11.
  8. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - № 4. - с. 64-74.
  9. Браун Дж, Кристеисен Дана Теория и практика семейной психотерапии. – СПб: Питер, 2001 — 352 с.
  10. Дементай, Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 3. — С. 20-25.
  11. Диагностика семьи/ Под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2004. – 667 с.
  12. Дружинин Б. Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 546 с.
  13. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы/ отв. редактор Антонов А.М. – М, 1999. – 128 с.
  14. Змановская. Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. — М.: Академия, 2003. — 288 с.
  15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
  16. Китаев-Смык Л. Л. Психология стресса. М.: Наука, 1983. - с. 153-156.
  17. Ковалев С. В. Психология семейных отношений.— М.: Педагогика, 1987.— 159 с.
  18. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В., Замышляева М. С. Адаптация методик, изучение совладающего поведения Way of Coping Questionnaire (Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана) // Психология и практика. Сборник научных трудов. Выпуск 4 / Под ред. Крюковой Т. Л., Хазовой С. А. - Кострома: РЦОИ «ЭКСПЕРТ - ЕГЭ», 2005. - с. 171-190.
  19. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с.
  20. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: «Академический проект», 2000. – 250 с.
  21. Куфтяк Е. В. Социально-психологический подход к исследованию совпадающего поведения в деструктивной семье// Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совпадающего поведения в семейном контексте   Отв. ред. Т. Л. Крюкова. М. В. Сапоровская. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. – с. 125-137.
  22. Куфтяк Е. В. Стрессы родительства и стратегии совладания в семье// Ежегодник Российского Психологического Общества: всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. – С. 586-588.
  23. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. /Эмоциональный стресс. – СПб.: Медицина, 1970. - С. 178-208.
  24. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейской, российской и американской традиций. - М.: Смысл, 1999.- 532 с.
  25. Леви Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика. - СПб.: Питер, 1993. – 237 с.
  26. Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов / Н.С. Минаева, Д.В. Пивоваров, Э.Л. Бондар и др,; под общ. ред. Н.С. Минаевой. — М.: Академический Проект, 2007. — 351 с.
  27. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов.- СПб.: Изд-во Речь, 2006. – 260 с.
  28. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
  29. Прокофьев Л.М. Жизненный цикл семьи: демографический и экономический аспекты// Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. – М, 2001. – С. 62-68.
  30. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др.; Под ред. Силяевой Е.Г.. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
  31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
  32. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. – 752 с.
  33. Селье Г. Стресс без дистресса./ Общ. ред. Е.М. Крепса; Предисп. Ю.М.Саарма – М.: Прогресс,1979 – 174 с.
  34. Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте. / Отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – 170 с.
  35. Сирота Н.А. Копинг - поведение в подростковом возрасте: Автореф. Док. Дис. – 1994 г. – С. 47-59.
  36. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
  37. Хилл Р. Семейные решения и общественные мероприятия. - Доклад на XII Международном семинаре по исследованию семьи. М.,1972. – с. 9-10.
  38. Холмогорова А.Б. Семейные факторы депрессии / А.Б. Холмогорова, С.В. Воликова, Е.В. Полкунова// Вопросы психологии. – 2005. – №6. – С. 63-71.
  39. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 652 с.
  40. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – 734 с.
  41. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003. – 464 с.
  42. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб: Питер, 2002. – 656 с.
  43. Абабкова Л.В., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.  Режим просмотра: http://www.bookle.ru/author/8566/
  44. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с. Режим просмотра: http://www.koob.ru/abulhanova_k_a/
  45. Белорукова Н. О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи /   Семья: стресс, копинг. адаптация: Проблемы психологии совпадающего поведения в семейном контексте   Отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. Режим просмотра: http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2008/theses/18_9.pdf
  46. Васильева Э. К. Семья и ее функции в СССР. — М., 1975 г. Режим просмотра: http://libpsy.ru/txt.php?str=10&ch=208
  47. Варга А.Я. Семьи с нарушением внутрисемейных отношений. Режим просмотра: http://www.gestaltlife.ru/publications/11/view/52
  48. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. (сост.) Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. Режим просмотра: http://www.khschool.ru/load_files/sobranie-disput.doc
  49. Джеймс М. Брак и любовь. – М., 1985. Режим просмотра:  http://www.koob.ru/m_james/brak_i_lubov
  50. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (coping) поведения // Психологическая диагностика. – 2005. – № 2. Режим просмотра: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20011207
  51. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей. — Л.: Медицина, 1979. Режим просмотра: http://www.koob.ru/lichko_a_e/
  52. Олдвин К. Стресс, копинг и развитие. Режим просмотра: http://psihologiasemyi.ru/tag/resursy/
  53. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности. // Психологический журнал. – 2000. – №6. Режим просмотра: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/minisajty_/postylyako.html
  54. Регуш Л.А.  Проблемы психического развития и их предупреждение. Режим просмотра: http://imhonet.ru/person/31512/
  55. Русина Н.А. Болезнь, смыслы жизни и акме. Режим просмотра:  http://hpsy.ru/authors/x981.htm
  56. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. режим просмотра: http://www.koob.ru/satir_virginia/psychotherapy_of_family
  57. Сапоровская М.В. Психологическое совладение в системах семейных отношений. http://www.mirknig.com/psihologiya
  58. Черников А.В. Системная семейная терапия. – 2001, 208 с. Режим просмотра: http://www.koob.ru/chernikov_a_v/
  59. Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков //обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1993. – № 1. Режим просмотра: http://bookmix.ru, http://www.bookmate.ru/authors/3357

 

Приложения

 

Приложение 1

Таблица 1

Различия нормативного и экстремального стресса

Параметры

Нормативный стресс

Экстремальный стресс

Время для подготовки

Какое-то

Мало — нет

Предвидение

Большое

Нет

Прежний опыт

Некоторый

Нет

Параметры

Нормативный стресс

Экстремальный стресс

Помощники

Много

Мало — нет

Чувство контроля

Среднее — высокое

Низкое — нет

Беспомощность

Небольшая — нет

Средняя — высокая

Потеря

Некоторая

Большая

Степень опасности

Нет

Высокая

Эмоциональные нарушения

Некоторые

Много

Проблемы со здоровьем

Некоторые

Много


 

 

  Приложение 2

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А.  Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А, Крюковой)

  1. Стараюсь тщательно распределить свое время.
  2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.
  3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.
  4. Стараюсь быть на людях.
  5. Виню себя за нерешительность.
  6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.
  7. Погружаюсь в свою боль и страдания.
  8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.
  9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.
  10. Думаю о том, что для меня самое главное.
  11. Стараюсь больше спать.
  12. Балую себя любимой едой.
  13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
  14. Испытываю нервное напряжение.
  15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
  16. Говорю себе, что это происходит не со мной.
  17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
  18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
  19. Испытываю эмоциональный шок.
  20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.
  21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.
  22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.
  23. Иду на вечеринку.
  24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.
  25. Застываю, замораживаюсь - и не знаю, что делать.
  26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
  27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.
  28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.
  29. Иду в гости к другу.
  30. Беспокоюсь о том, что я буду делать.
  31. Провожу время с дорогим человеком.
  32. Иду на прогулку.
  33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.
  34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.
  35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
  36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.
  37. Звоню другу.
  38. Испытываю раздражение.
  39. Решаю, что теперь важнее всего делать.
  40. Смотрю кинофильм.
  41. Контролирую ситуацию.
  42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
  43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
  44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.
  45. Отыгрываюсь на других.
  46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
  47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.
  48. Смотрю телевизор.

 

 

Приложение 3

 

Бланк ответов к методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»

ФИО_________________________________________________________

Возраст__________

Кол-во и возраст детей__________________________________________

 

Никогда

Редко

Иногда

Чаще всего

Очень часто

Никогда

Редко

Иногда

Чаще всего

Очень часто

1

         

25

         

2

         

26

         

3

         

27

         

4

         

28

         

5

         

29

         

6

         

30

         

7

         

31

         

8

         

32

         

9

         

33

         

10

         

34

         

11

         

35

         

12

         

36

         

13

         

37

         

14

         

38

         

15

         

39

         

16

         

40

         

17

         

41

         

18

         

42

         

19

         

43

         

20

         

44

         

21

         

45

         

22

         

46

         

23

         

47

         

24

         

48

         



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Бланк ответов к методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

Жизненные события

Баллы

1.

Смерть супруга (супруги).

100

2.

Развод.

73

3.

Разъезд супругов (без  оформления развода), разрыв с партнером.

65

4.

Тюремное заключение.

63

5.

Смерть близкого члена  семьи»

63

6.

Травма или болезнь.

53

7.

Женитьба, свадьба.

50

8.

Увольнение с работы.

47

9.

Примирение супругов.

45

10.

Уход на пенсию.

45

11.

Изменение в состоянии  здоровья членов семьи.

44

12.

Беременность партнерши.

40

13.

Сексуальные проблемы.

39

14.

Появление нового члена  семьи, рождение ребенка.

39

15.

Реорганизация на работе.

39

16.

Изменение финансового  положения.

38

17.

Смерть близкого друга.

37

18.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

36

19.

Усиление конфликтности  отношений с супругом.

35

20.

Ссуда или заем на крупную  покупку (например, дома).

31

21.

Окончание срока выплаты  ссуды или займа, растущие долги.

30

22.

Изменение должности, повышение  служебной ответственности.

29

23.

Сын или дочь покидают дом.

29

24.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

29

25.

Выдающееся личное достижение, успех.

28

26.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

26

27.

Начало или окончание  обучениям учебном заведении.

26

28.

Изменение условий жизни.

25

29.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов  поведения.

24

30.

Проблемы с начальством, конфликты.

23

31.

Изменение условий или  часов работы.

20

32.

Перемена места жительства.

20

33.

Смена места обучения.

20

34.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

19

35.

Изменение привычек, связанных  с вероисповеданием.

19

36.

Изменение социальной активности.

18

37.

Ссуда или заем для  покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

17

38.

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

16

39.

Изменение числа живущих  вместе членов семьи, изменение характера  и частоты встреч с другими  членами семьи.

15

40.

Изменение привычек, связанных  с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

15

41.

Отпуск.

13

42.

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

12

43.

Незначительное нарушение  правопорядка (штраф за нарушение  правил уличного движения).

11

Информация о работе Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи