Жизненный цикл семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:28, реферат

Краткое описание

Когда идет речь о периодах развития, кризисах в жизни человека, мы понимаем, что в фокусе внимания - отдельно взятая личность. Но разве можно проследить развитие семьи, ведь это уже как минимум две личности или более? И тем не менее семья - это система и у нее есть свой жизненный цикл.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ДИНАМИКА СЕМЬИ
2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ»
3. СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
4. КРИЗИСЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
5. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

      И бывалым семьянинам, и новичкам в этом деле, и просто влюбленным, пытающимся создать семью, это знакомо: отношения то теплеют, то остывают, порой, почти достигая точки вечной мерзлоты. Причем чем дальше, тем короче первые промежутки и длиннее вторые. Что происходит? Дело в том, что любая семья проходит в своем развитии определенные стадии: наша ли, иностранная ли, богатая или бедная, состоящая из супругов, впервые создавших семью, или из тех, кто женат (замужем) не первый раз.

      Когда идет речь о периодах развития, кризисах в жизни человека, мы понимаем, что в фокусе внимания - отдельно взятая личность. Но разве можно проследить развитие семьи, ведь это уже как минимум две личности или более? И тем не менее семья - это система и у нее есть свой жизненный цикл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Динамика семьи:

      Динамика  семьи - это изменение ее структуры  и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование, с течением времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла (ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в период ухаживания и брака. После этого в большинстве случаев она сначала расширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда дети покидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь.

      В 1948 г. на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни Э. Дюваль и Р. Хилом был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия, где был использован термин «цикл развития семьи». Понятие «жизненный цикл семьи» введено в науку американским демографом П. Гликом в конце 40-х годов XX в.

      Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо (например, цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым, очень точно определяют присущие семье изменения. С одной стороны, можно говорить о законченном ряде явлений - отдельная семья начинается с момента заключения брака и заканчивается в момент распада семьи или смерти супругов. С другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное время создают свои семьи, повторяя, таким образом, цепь характерных для семьи событий и позволяя говорить о кругообороте за определенный период времени.

2. Сущность понятия «жизненный цикл семьи».

      В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».

      Существуют  различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для деления.

      Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам развития семьи и  подразделил ЖЦС на восемь стадий:

      Вовлечение, встреча будущих супругов, их эмоциональное  притяжение друг к другу.

      1. Супружеские пары без детей.  Задачи стадии: сформировать брачные  отношения, удовлетворяющие обоих  супругов; урегулировать вопросы,  касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников.

      2. Появление в семье детей (возраст  ребенка - до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления  ребенка, забота о правильном  развитии младенцев; организация  семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.

      3. Семья с детьми-дошкольниками  (возраст старшего ребенка - от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация  к основным потребностям и  склонностям детей с учетом  необходимости содействия их  развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.

      4. Семьи с детьми-младшими школьниками  (возраст старших - от 6 до 13 лет). Задачи  стадии: присоединение к семьям  с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению  успехов учебе.

      5. Семьи с подростками (старший ребенок - от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.

      6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи.

      7. Средний возраст родителей (от "пустого гнезда" до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением.

      8. Старение членов семьи (от ухода  на пенсию до смерти обоих  супругов). Задачи стадии: адаптация  к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.

      В социологической литературе в большинстве  случаев цикл семейной жизни рассматривают  как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, в развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так, П. Сорокин выделял 4 стадии:

  • брачная пара в момент образования;
  • семья с маленькими детьми;
  • семья, по крайней мере, с одним взрослым ребенком;
  • стадия отделения всех детей.

3. Стадии жизненного цикла семьи.

      Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:

    • стадия предродительства;
    • стадия репродуктивного родительства;
    • стадия социализированного родительства;
    • стадия прародительства.

      Стадия  предродительства - это период вступления в брак, зачатия первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, "лишь рождение детей превращает брачную пару в семью".

      Стадия  репродуктивного родительства - это стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей (в зависимости от потребности семьи в детях). Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений.

      Стадия  социализированного родительства - это стадия воспитания детей, которая для многих родителей может не закончиться никогда, но которую следует ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами этой стадии могут стать "продолженная социализация", когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяжная социализация», когда взрослый человек остается холостяцком, продолжая жить со своими родителями.

      Стадия  прародителъства наступает с  появлением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это  не означает прекращения стадии «социализированного родительства», если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов. Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.

      Следует отметить, что за последние 50-100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали не только жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого постродительского периода продолжает увеличиваться, длительность же «репродуктивного периода» (в терминах А.И. Антонова), напротив, сокращается в результате уменьшения количества детей в семье. А.И. Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:

      I стадия - примерно 1,1 года;

      II стадия - 2,5 года;

      В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла  семьи на стадии являются изменения  отдельных функций семьи, структуры  семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:

    • период добрачного ухаживания;
    • молодая брачная пара без детей;
    • семья с маленькими детьми;
    • семья с детьми-школьниками или подростками;
    • отделение детей от родителей;
    • супружество в позднем возрасте.

4. Кризисы семейной жизни.

      В развитии супружеских отношений  выделяют два основных критических  периода. Первый наступает между  третьим и седьмым годами супружеской  жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту; рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию; более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

      Второй  кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает: с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб; с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживания ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне "пока еще не поздно".

      При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно "опасностью и надеждой" - он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы.

      Наиболее  вероятными моментами, когда семья  будет нуждаться в психологической  или психотерапевтической помощи для  продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов.

5. Задачи развития семьи.

      На  каждой стадии жизненного цикла семьи  можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи - это те требования, предъявляемые внешней средой, с  которыми члены семьи и семья  как система должны справиться для  того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.

      1. Молодая семья: дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и родственниками; разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.

      2. Семья с маленьким ребенком: реорганизация семьи для выполнения новых задач; поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета; согласование личных и семейных целей.

      3. Семья с ребенком-школьником: перераспределение обязанностей;

проявление  участия при наличии проблем  с учебой; распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.

      4. Семья с ребенком-подростком: перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками; изменение типа родительского поведения и ролей; подготовка к уходу подростка из дома.

Информация о работе Жизненный цикл семьи