Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

На протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различными трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Проблема совладающего со стрессом поведения интенсивно разрабатывается в зарубежной психологической науке [23; 46; 49; 58]. В отечественной психологии изучение совладающего поведения начинается с 90-х годов, исследуются копинг-стили и стратегии, особенности совладания у людей группы риска, у лиц с хроническими заболеваниями, изучается детерминация совладающего поведения личностными, индивидуально-психологическими и ситуационными факторами [1; 5; 16; 18; 24; 57; 59]. О

Файлы: 1 файл

Диплом (теория).doc

— 2.40 Мб (Скачать)


4

Федеральное агентство по образованию  РФ

Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова

 

Кафедра общей и социальной психологии

 

 

Исполнитель: студентка 2 гр.

5 курса факультета психологии

Маслова Галина Владимировна

 

 

Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи

 

Выпускная квалификационная работа

По специальности 030301 (020400) – «Психология»

 

 

 

 

Представляется для защиты в  ГАК

Зав. кафедрой__________________

Защищена на ГАК_____________

С оценкой_____________________

Председатель ГАК______________

Научный руководитель: доцент,

кандидат психологических наук

Петрова Светлана Михайловна

 

 

 

 

 

 

Псков

2009

Содержание

 

Введение

На протяжении жизни человек  неизбежно сталкивается с различными трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Проблема совладающего со стрессом поведения интенсивно разрабатывается в зарубежной психологической науке [23; 46; 49; 58]. В отечественной психологии изучение совладающего поведения начинается с 90-х годов, исследуются копинг-стили и стратегии, особенности совладания у людей группы риска, у лиц с хроническими заболеваниями, изучается детерминация совладающего поведения личностными, индивидуально-психологическими и ситуационными факторами [1; 5; 16; 18; 24; 57; 59]. Особой областью в изучении совладающего поведения является исследование совладающего со сложностями поведения в сфере семейных отношений. В зарубежной психологии изучением семьи в трудной жизненной ситуации или в ситуации стресса занимались Р. Биверс, Г. Боденманн, Дж. Левис и др. [8; 19]. В отечественной науке интерес к изучению совладающего поведения в семье возник позже, в настоящее время остаются неизученными многие аспекты и вопросы семейного совладания с трудностями и стрессами. В частности, малоизученными являются механизмы семейного совладания как общесемейного процесса преодоления трудностей и стрессов, взаимосвязь динамики семейного развития со спецификой семейного совладания, условия и факторы, определяющие способность или неспособность семьи справляться с возникающими трудностями, восстанавливаться после пережитого стресса.

Изучение нарушения жизнедеятельности семьи и совладающего с ними поведения с точки зрения семейной динамики продиктовано необходимостью определения и объяснения причин различной адаптивности и уязвимости семьи в разные периоды ее жизни. Определение периодов в жизненном цикле семьи, когда она является наиболее чувствительной к негативным влияниям трудных жизненных ситуаций, и периодов наиболее активного, эффективного семейного совладания с трудностями позволяет выявить этапы семейного развития, когда семья может вполне успешно самостоятельно адаптироваться к появлению новообразований в семейной системе, вызванных семейной динамикой, справиться с возникающими трудностями и нагрузками, и периоды, когда ей требуется помощь специалистов.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: в чем специфика нарушения внутрисемейных отношений и особенности совладающего поведения в семье на разных этапах жизненного цикла.

Целью исследования является изучение и сопоставление особенностей совладающего поведения с выявленными нарушениями внутрисемейных отношений на трех разных этапах жизненного цикла семьи.

Гипотеза исследования: на различных этапах жизненного цикла семьи, избираемые стратегии совладающего поведения касаются различных нарушений внутрисемейных отношений.

В соответствие с целью и гипотезой  исследования решаются следующие задачи:

  1. Проанализировать исследования зарубежных и отечественных авторов, изучающих семью и семейное совладание с трудностями, возникающими на разных этапах ее жизнедеятельности.
  2. Определить спектр нарушений внутрисемейных отношений, возникающих в современных семьях на разных этапах ее жизненного цикла.
  3. Выявить особенности совладающего поведения семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла.
  4. Изучить взаимосвязи между выявленными характеристиками внутрисемейных отношений и совпадающим поведением членов семей.
  5. Исследовать характеристики внутрисемейных отношений на каждом их этапов семейного развития.
  6. Разработать практические рекомендации, направленные на разрешение выявленных нарушений внутрисемейных отношений.

Объект исследования – семья на разных этапах жизненного цикла.

Предмет исследования — взаимосвязь совладающего поведения с нарушением внутрисемейных отношений.

Для сбора эмпирического материала использовались тесты и опросники.

  1. Предпочитаемые супругами стили и стратегии совладающего поведения диагностировались с помощью опросника Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (КПСС) Н.С. Эндлера, Дж.А. Паркера (адаптация Т.Л. Крюковой) [36].
  2. Степень жизненного стресса изучалась с помощью методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [31].
  3. Специфика детско-родительских отношений исследовалась с помощью Опросника стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Методика позволила выявить отношение родителя к семейной роли и к ребенку [11].
  4. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» дает возможность обследовать семью по ряду параметров; наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре [11].
  5. Семейные роли и опросник распределения ролей в семье для выявления распределения супружеских ролей в семье [11].

В качестве дополнительной методики применялся Опросник удовлетворенности  браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко (1984) для диагностики степени  удовлетворенности\неудовлетворенности браком у молодых супругов [11].

На этапе обработки данных использовались методы описательной статистики, корреляционный и сравнительный анализы.

Практическая значимость данного исследования заключается в следующем.

На основании  полученных результатов возможно создание программ поддержки и помощи семьям в ситуациях существенных изменений, обусловленных переходом на новый этап семейного развития.

Необходимость создания обучающих, тренинговых, психокоррекционных программ, направленных на помощь в формировании модели общего семейного совладания, на актуализацию и развитие устойчивых семейных ресурсов конструктивного, эффективного совладания с трудными ситуациями.

Диплом состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и 29 приложений. Объем работы составляет 121 страницы. Библиографический список включает 59 наименований. Основная часть представлена на 70 страницах.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи, формулируются гипотеза, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, перечисляются использованные методы.

В первой главе «Теоретические аспекты исследования нарушений внутрисемейных отношений и совладающего поведения на разных этапах жизненного цикла семьи» определены основные понятия и методологические положения исследования, представлен анализ теоретических подходов и данных эмпирических исследований проблемы внутрисемейных отношений. Раскрывается проблема нарушения внутрисемейных отношений и способов совладания на разных этапах жизненного цикла семьи.

Вторая глава «Эмпирическое исследование нарушений внутрисемейных отношений и совладающего поведения на разных этапах жизненного цикла семьи» включает описание отобранных и разработанных методик исследования, обработку, анализ и интерпретацию полученных в ходе исследования результатов, выводы сделанные на этой основе, а также рекомендации по итогам исследования.

В заключении формулируются основные выводы теоретического и эмпирического исследования.

Выражаю признательность за помощь в проведении исследования, психологу 25 школы г. Пскова (ППК) – Теребилиной Ольге Васильевне и классным руководителям 9 классов – Журбенко Ольге Васильевне и Семеновой Галине Ефимовне за доступ к ученикам и их родителям. А так же сотрудникам «СЗТ» (псковский филиал) и «ООО» Свой дом-проект».

 

Глава 1. Теоретические  аспекты исследования нарушений внутрисемейных отношений и совладающего поведения на разных этапах жизненного цикла семьи

1.1. Психологические характеристики семейной жизнедеятельности и динамика семейного развития

1.1.1. Представления о семье, ее функциях, структуре и динамике в научной психологии

Семья — один из старейших институтов общества, характеризующийся сложной  системой взаимоотношений, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, где каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает адекватный уровень межличностных взаимодействий, в котором с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека [40].

В семье  формируется и развивается личность, происходит овладение  
социальными ролями и навыками, закладываются основы нравственности, формируются базовые стереотипы поведения и культурные нормы, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества человека, реализуются эмоциональные предпочтения. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, оказывает психологическую поддержку и защиту, спасает от стрессов и перегрузок, возникающих при  контактах с внешним миром [32; 39].

Проблеме семьи отведено большое  место в науке, изучением особенностей ее жизнедеятельности, ролевой структуры, динамики отношений между ее членами занимаются многие психологи, психотерапевты и социологи в отечественной и зарубежной науке [12; 41; 42].

Исследователями семьи и семейных отношений подчеркивается, что важнейшими характеристиками, раскрывающими  особенности семейного функционирования, являются ее функции, структура и динамика.

К основным функциям семьи относятся (по Э.Г. Эйдемиллеру, В.  
Юстицкису):

  1. Хозяйственно-бытовая функция (удовлетворение материально-бытовых потребностей членов семьи),
  2. Воспитательная функция (реализация индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, в обеспечении социализации подрастающего поколения),
  3. Эмоциональная функция (удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите),
  4. Функция духовного (культурного) общения (удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении),
  5. Функция первичного социального контроля (обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи),
  6. Сексуально-эротическая функция (удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи, биологического воспроизводства общества) [41].

Количество функций семьи не поддается однозначному ограничению  ввиду многообразия форм семейной активности. С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

Структура семьи - это ее состав и  число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений; характеризуется  с точки зрения распределения  прав и обязанностей в семье, линий руководства-подчинения. При этом подчеркивается, что брак является основой семьи, ее «ядром», тогда как завершение формирования структуры семьи происходит только с появлением детей [4; 30].

Немаловажной характеристикой семьи является ее жизнедеятелъностъ, которая отражает как динамические аспекты структуры семьи, так и функционирование ее в качестве малой социальной группы. И.С. Демина выделяет восемь сфер жизнедеятельности семьи - своеобразных направлений семейной активности, в которых удовлетворяются потребности семьи и личности:

  1. Репродуктивная сфера (установки на число детей в семье, отношения к возможностям рождения детей в неблагоприятных условиях жизни, отношение к регуляции репродуктивного поведения),
  2. Родительско-воспитательная сфера (отношение к рождению и воспитанию детей как возможности удовлетворения потребностей, связанных с родительством - в передаче опыта, знаний, проявлении любви к детям, отношение к воспитанию как к методу воздействия, выполнение родительской роли),
  3. Интимно-сексуальная сфера (отношение к ее значимости и запретности обсуждения вопросов, связанных с ней),
  4. Хозяйственно-бытовая сфера (отношение к выполнению хозяйственно-бытовой роли в семье, ориентация на традиционный или современный тип семьи),
  5. Сфера социальной и профессиональной активности (отношение к социально-профессиональной активности, а также к внешней привлекательности супругов как ориентации на социальный успех),
  6. Сфера внутрисемейного общения (отношение к совместной деятельности и общению, отношение к выполнению супругами эмоционально-психотераптической роли в семье),
  7. Эмоциональная сфера (эмоциональное состояние в семье и переживание эмоциональной близости с семьей - чувство «МЫ»),
  8. Ценностная сфера (отношение к достижению важнейших жизненных целей и ценностей, связанных с семьей и детьми, отношение к достижению и сохранению семейных и внесемейных ценностей) [45].

Выделенные характеристики семьи  универсальны, присущи каждой  семье, на основании анализа данных особенностей семейной системы  
делаются выводы о функциональности-дисфункциональности, «нормальности-аномальности» семьи, строятся как теоретические, эмпирические исследования, так и практическая психотерапевтическая и коррекционная работа с семьями [27].

Информация о работе Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи