Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

На протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различными трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Проблема совладающего со стрессом поведения интенсивно разрабатывается в зарубежной психологической науке [23; 46; 49; 58]. В отечественной психологии изучение совладающего поведения начинается с 90-х годов, исследуются копинг-стили и стратегии, особенности совладания у людей группы риска, у лиц с хроническими заболеваниями, изучается детерминация совладающего поведения личностными, индивидуально-психологическими и ситуационными факторами [1; 5; 16; 18; 24; 57; 59]. О

Файлы: 1 файл

Диплом (теория).doc

— 2.40 Мб (Скачать)

Со времен Г. Селье [33] широко признано, что чрезмерный стресс (дистресс) разрушает здоровье и благополучие человека. Вводя понятие семейный стресс, американский социолог Р. Хилл [37] определил его следующим образом – это состояние в семье, которое возникает как нарушение равновесия между реально существующими или воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями семьи справиться с ними. Обычно такое состояние вызывается действием стрессоров, или жизненных событий, неблагоприятно влияющих на семью и ее судьбу. Стрессоры могут влиять на семью в целом или на ее часть (например, на диаду «муж — жена» или «мать — ребенок»), а также на заметные и важные события, такие как рождение и смерть кого-то из членов семьи: они касаются разных сфер семейной жизни, например, эмоционального климата, способов взаимодействия, целей и ценностей, границ (психологической дистанции) между членами семьи. При семейном стрессе семья переживает общее напряжение и негативные эмоции, определенный (оптимальный) уровень которого может оказывать мобилизующее действие. Известно, что умеренные трудности имеют стимулирующее влияние, заставляя людей «собраться» для преодоления проблемной ситуации [1].

К. Олдвин в работе «Стресс, копинг и развитие» предлагает классифицировать стрессоры по двум основаниям: сила — слабость стресса и продолжительность действия [1]. Исходя из этих критериев, она выделяет четыре вида стрессоров:

  1. Травма (катастрофа, несчастный случай) — короткое по продолжительности, но сильное по воздействию явление, событие (война, смерть, неожиданный развод):
  2. Жизненное событие — более продолжительное и оказывающее большое влияние на дальнейшую жизнь и судьбу событие (появление / уход члена семьи, переезд):
  3. Хронический ролевой стрессор (напряжение) — сюда относятся, в первую очередь, конфликты, накапливающиеся и неразрешимые в ходе выполнения тех или иных социальных ролей («добытчик», сексуальный партнер, жена, теща, зять и т. д.):
  4. Жизненные трудности, возникающие при ежедневном взаимодействии личности и среды, или микрострессоры. Это слабые стрессовые воздействия, сила которых может возрастать, накапливаясь, и представлять для семьи большую трудность, чем какое-либо жизненное событие (например, постоянная нехватка денег, плохое жилье).

Разновидностью стрессоров являются семейные трудности — конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событием, (например, дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка или обучением члена семьи в другом городе) [43]. Максимальный семейный стресс, с которым семья не справляется, может привести к семейному кризису. Это неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требований, которые изменяют семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи (например, развод). Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли членов семьи становятся неадекватными, и происходит разрушение (распад) прежних образцов поведения. Семейный стресс не обязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам [38].

Стрессоры воздействуют на все сферы  жизнедеятельности семьи, но некоторые  из них особенно уязвимы к семейному  стрессу [52]. Это сферы супружеских взаимоотношений, в том числе интимно-личностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество или супруги на этапе «пустого гнезда»); родительства — переход к нему, связанный с принятием новой роли (матери или отца первого ребенка), воспитания хронически больного ребенка: здоровья членов семьи (трудности принятия тяжелой болезни и уход за тяжело больным членом семьи). Существуют и другие сферы жизни семьи, требующие изучения с точки зрения их стрессогенности и совладения: одиночество в семье, экономический стресс (финансовое напряжение), профессиональный стресс (семья и работа: перемена или потеря работы, двойная карьера, когда оба супруга-родителя много работают) и другие.

Можно определенно сказать, что  семейный стресс — это важное социальное явление и одновременно социальный стресс, признаками которого выступают  когнитивная оценка человеком степени угрозы своему и семейному благополучию и последующие изменения в поведении. Так, например, потеря работы одним из членов семьи, без сомнения, ведет к повышению нагрузки и большей занятости других ее членов, если семья хочет сохранить уровень и качество жизни [38].

Семейные стрессы также разделяют  на нормативные (естественные изменения, связанные с семейной динамикой — последовательным прохождением этапов развития семьи) и экстремальные (уровня катастрофы, такие как потеря, неожиданная травма).

Нередко признаками стресса разного  уровня выступают одни и те же симптомы разной степени интенсивности. Обычно это увеличение напряжения, споров, конфликтов, ссор и борьбы друг с  другом, учащение употребления алкоголя, наркотиков, медикаментов, расстройства сна, головные боли, простуды и психосоматические расстройства, изменения в эмоциональном климате и взаимодействии семьи — ревность, измены, подозрительность и недоверие друг к другу, уход от общения, «психологическое отсутствие» и др. Однако, следует отметить, что обычно нормативные стрессы заканчиваются приобретением чего-то нового (новых ролей, ответственности, автономности, независимости и т. д.) членами семьи и семьей как общностью [7]. Выжившая в катастрофе при экстремальном стрессе семья также может иметь какие-то приобретения (большая эмоциональная стойкость, важные навыки), но «цена» этих приобретений различна при воздействии стрессоров такого разного качества.

Приведем известные исследователям параметры, по которым фиксируются отличия нормативного стресса в семье от стресса уровня катастрофы (см. Приложение 1).

 

 

Существуют три группы признаков  семейного стресса.

  1. Физические симптомы (они практически одинаковы при любом стрессоре и могут отличаться индивидуальной интенсивностью): биохимические реакции, сердечно-сосудистые симптомы, болезни «стресса» — такие как язва, астма, гипертония, боли в спине. Однако некоторые современные авторы считают связь стресса с болезнями если не мифической, то слишком непостоянной, чтобы ее учитывать.
  2. Поведенческие проявления (изменения в уровне работоспособности человека, конфликты и споры, изменение пищевых привычек, курение, употребление алкоголя, наркотиков, медикаментов).
  3. Признаки психического неблагополучия (тревога и депрессия, гнев — враждебность, усталость — апатия — скука, бессонница и др.).

Дезадаптационные процессы и явления  в социальной сфере и сфере  здоровья возникают при длительном несовладании человека с семейным стрессом. Среди них: девиантное поведение  родителей и детей, в том числе домашнее насилие: подростковая беременность: преждевременный уход детей из школы («бросание школы»); длительные тяжелые депрессии, приводящие к самоубийству [47].

Чаще всего  в фокусе внимания политиков, чиновников, социальных работников и даже исследователей оказываются семьи группы риска, в которых уровень переживаемого стресса высок при плохом функционировании механизмов совладающего поведения.

Нормативные ежедневные стрессы, переживаемые нормальной семьей, в целом совладеющей с трудностями своей жизни, игнорируются. Тем не менее, в таких семьях нередко существуют серьезные медицинские-психологические и социальные трудности, требующие помощи в преодолении. Обстоятельства жизни могут требовать выработки новых копинг-стратегий, отсутствующих в «репертуаре» этих семей.

Трудные жизненные  ситуации проверяют семейную систему  на прочность. Существует особое качество семьи, так называемое «ресилиенс», которое позволяет ей формировать и поддерживать устойчивые паттерны функционирования под влиянием стресса. Термин переводится по-разному: эластичность, способность семьи быстро восстанавливать силы в случае неудачи, травмы или быстро изменяющихся событий после перенесенного стресса или устойчивость к стрессу. Концепция устойчивости имеет недавнюю, но богатую историю, связанную с лонгитюдным исследованием стрессоустойчивости детей [38].

Не все  члены семьи одинаково уязвимы  к стрессу, не все умеют быстро восстанавливать душевные и физические силы, «выздоравливать» после неудачи, травмы, удерживаться на поверхности, сохраняя душевную энергию, жизнерадостность и другие позитивные качества. Некоторые семьи становятся жертвами ситуации и изменяются в сторону дисфункционального состояния, никогда не «выздоравливают», не оправляются от стресса.

1.2.2. Феномен совладающего поведения в современной отечественной и зарубежной психологии

Совладающее со стрессом поведение, или  копинг, без сомнения, относится  к малоизученным жизнетворческим  дарованиям личности [5] или ее конструктивным силам [44], инициирующим направленную на мир и самого себя преобразующую активность. Оно связано с системой целеполагающих действий, прогнозированием исхода процесса, творческим порождением новых выходов и решений трудной (проблемной) ситуации. Данное направление находится на стыке психологии развития, социальной психологии, психологии субъекта и медицинской психологии. Это, с одной стороны, отражает современные тенденции интеграции разных ветвей психологии в единую область знаний на основе междисциплинарного и мультидисциплинарного знания. С другой стороны, определение конкретно-научной специфики феномена совладания в разные периоды жизни требует дифференциации психологии совладающего поведения в самостоятельную область психологических исследований. Необходимость данного исследования обусловлена общеметодологическими, теоретическими и прикладными причинами. Проблематика совладающего поведения слабо представлена в отечественных концепциях развития, персонологических теориях, практически отсутствует экспериментальная база в социально-психологических исследованиях. Наибольший опыт эмпирических исследований имеется в медицинской психологии [1; 35; 55; 59], отдельные работы в возрастной психологии [5; 24; 54], психологии труда и инженерной психологии [8; 16; 53], а психология здоровья пока не выделилась в самостоятельное научное направление в России. Теоретическое обобщение и систематизация уже проведенных исследований и эмпирическое обоснование новых полученных автором данных о совладающем поведении будут способствовать интеграции разрозненных сведений, углублению научных представлений о психологических механизмах и закономерных тенденциях данного сложного и многомерного феномена.

Работы, посвященные изучению феномена копинг-поведения, появляются в зарубежной психологии со второй половины XX века. В работе немецких авторов используется термин «преодоление». Отечественные исследователи понятие «Копинг-поведение» интерпретируют как совладающие поведение или психологическое преодоление. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовым ресурсами, которые во многом определяют поведение человека [10].

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый  подход – неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А. Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.

  1. Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.
  2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.
  3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Р.Лазарус и С.Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса [23]. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р.Лазарус выделил три типа стратегий  совладания с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует [23].

По мнению С.Фолькман и Р.Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

  1. Регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);
  2. Управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами.

Д. Галлахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения [1].

Информация о работе Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи