Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

На протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различными трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Проблема совладающего со стрессом поведения интенсивно разрабатывается в зарубежной психологической науке [23; 46; 49; 58]. В отечественной психологии изучение совладающего поведения начинается с 90-х годов, исследуются копинг-стили и стратегии, особенности совладания у людей группы риска, у лиц с хроническими заболеваниями, изучается детерминация совладающего поведения личностными, индивидуально-психологическими и ситуационными факторами [1; 5; 16; 18; 24; 57; 59]. О

Файлы: 1 файл

Диплом (теория).doc

— 2.40 Мб (Скачать)

Рождение ребенка создает  серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой перед воздействием различных стрессоров.

Рождение ребенка влечет за собой следующие важнейшие изменения в жизни семьи и личностном развитии каждого из супругов:

  1. Развитие идентичности супругов на основе принятия ролей матери и отца;
  2. Изменение ролевой структуры семьи, включая перераспределение функций и появление новых родительских ролей;
  3. Изменение ролевых отношений за пределами семьи — в сферах профессиональной, дружеских отношений и увлечений;
  4. Изменение системы отношений в расширенной семье на основе принятия старшим поколением ролей бабушек и дедушек.

Стадия 4. Семья с детьми подросткового  возраста.

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы. Старшее поколение прародителей сталкивается с необходимостью прекращения активной производственной и социальной деятельности и перестройки образа жизни в связи с возникновением проблем утраты физических сил и возможностей.

Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).

Задачи:

  1. Пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной степени независимости и самостоятельности;
  2. Забота о старшем поколении семьи (прародителях);
  3. Изменение «весовой категории» поколений, принятие поколением супругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение характера отношений между старшей и средней генерацией: признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;
  4. Решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.

Пересечение трех возрастных кризисов — пожилого возраста, середины жизни и подросткового, — переживаемых тремя поколениями расширенной семьи, каждый из которых характеризуется своими уникальными задачами развития, создает особую уязвимость семейной системы на данной стадии жизненного цикла. Именно на этой стадии констатируются максимальная тревожность членов семьи, переживание чувства утраты безопасности, незащищенность [17].

Стадия 5. Период отделения детей, приобретающих  взрослый статус (семья со взрослыми  детьми).

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.

Задачи:

  1. Реконструкция семейной системы как диады;
  2. Формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «взрослый—взрослый»;
  3. Включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужа дочери, внуков);
  4. Освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;
  5. Повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.

Данная стадия жизненного цикла семьи характеризуется  завершением выполнения воспитательной функции, отделением взрослых детей и необходимостью новой перестройки семейной системы, где на первый план вновь спустя много лет выступают собственно супружеские отношения. Перед супругами, как и в начале жизненного цикла, возникает задача построения отношений в рамках диады.

Стадия 6. Семья после отделения  детей (стадия пожилого возраста и старости).

Специфику последней, шестой стадии жизненного цикла семьи определяет вхождение супругов (либо одного из них, если разница в возрасте достаточно велика) в завершающий период онтогенетического развития — период старения и старости.

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений.

Задачи:

  1. Сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;
  2. Изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);
  3. Поддержка центральной роли среднего поколения;
  4. Приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционировании;
  5. Переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;
  6. Построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;
  7. «Пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.

В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами [17].

Таким образом, можно сказать, что изменения, происходящие в ходе цикла развития семьи, не связаны с воздействием одного какого-то фактора, по всей видимости, можно говорить о сложной взаимосвязи различных причин. К тому же ни дети, ни работа, очевидно, не влияют сами по себе на взаимоотношения супругов, а лишь способствуют тому, что супруги начинают обращать внимание на те стороны отношений, которые до того казались маловажными.

1.1.3. Нарушения внутрисемейных отношений на разных этапах жизненного цикла семьи

Трудности могут возникать в  любой из сфер семейной жизни — в сфере супружеских отношений, детско-родительских, сиблинговых отношений в сфере взаимодействия семьи с социумом, в хозяйственно бытовой сфере, в интимно сексуальной и репродуктивной сфере и т. д. [20].

Трудности и стрессы, переживаемые семьей, проверяют семейную систему  на прочность, жизнестойкость и способность  восстанавливать силы после перенесенного напряжения. Но, накапливаясь и перекрывая друг друга, семейные трудности могут деструктивно влиять на внутрисемейный климат, приводить семью к ситуации риска для ее благополучия и здоровья [5].

Семейные трудности рассматриваются  как определенные ситуации или события  в жизни семьи, значимые для ее членов, угрожающие потерей или уничтожением какой-либо ценности, создающие неблагоприятный и приводящий к уязвимости фон семейных отношений. Семейный стресс — это переживание общего напряжения и негативных чувств разными членами семьи в ответ на требования социальной среды (ситуации), превышающие возможности членов семьи и создающие угрозу утраты семейных ценностей [21; 34].

Существует особая группа стрессов и трудностей семейной жизни, обусловленных семейной цикличностью — это стрессы и трудности, возникающие в обычных условиях в каждой семье, связанные с развитием и прохождением семьей основных этапов жизненного цикла [47].

Каждый из этапов жизненного цикла  семьи характеризуется специфическими стрессами и трудностями, возникающими как следствие нормативных изменений  в семейной структуре. Поэтому исследователей интересовали именно нормативные трудности, испытываемые членами «условно благополучной» полной семьи на трех этапах жизненного цикла:

    1. Молодая семья без детей:
    2. Семья с детьми-подростками:
    3. Семья на стадии «пустого гнезда».

Рассмотрим основные, наиболее частые и значимые для благополучия семьи, жизненные трудности на каждом из трех этапов ее жизненного цикла [45].

В молодой семье процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения ценностных ориентации, представлений супругов протекает весьма интенсивно и напряженно.

В адаптационный период наиболее чувствительными к супружескому конфликту являются следующие сферы общения: отношения с родственниками и друзьями, взаимная ревность, нарушения ролевых ожиданий, доминирование супругов, отношение к материальной основе семьи.

На данном этапе жизненного цикла семейными трудностями могут являться установление границ эмоциональной близости, выработка совместного семейного «кодекса», становление ролевой структуры молодой семьи, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей, решение жилищного и имущественного вопросов, налаживание взаимоотношений с родственниками супруга [27; 41].

Немаловажны и структурно-ролевой  аспект и процессы лидерства, установления социальной власти — они тоже провоцируют  возникновение трудностей в молодой  семье. Каждому из супругов приходится приспосабливаться к состоянию, которое, по сравнению с добрачной независимостью и свободой, кажется вынужденной необходимостью. Проблемы могут возникать из-за таких характеристик ролевой структуры, как распределение ролей между супругами, степень идентификации с ролью при противоречивых требованиях к ее выполнению, из-за невозможности совместить несколько ролей, сверхидентификация с тем распределением ролей, которое сложилось в семье их родителей.

В семье с детьми-подростками нагрузка каждого члена семьи возрастает, и семья более всего подвержена стрессу [22].

Стрессы и трудности супругов-родителей  на данном этапе семейного развития весьма разнообразны.

Середина жизненного цикла семьи  — это время избыточных требований к супругам-родителям и со стороны общества, и со стороны внутрисемейных отношений. Необходимо быть не только хорошими супругами, адекватными родителями, заботливыми детьми своих пожилых родителей, но и ответственными и успешными работниками, чутко реагировать на изменения в обществе.

Изменениям, стрессам и трудностям подвергается сфера супружеских отношений. Свободное время для себя и партнера заметно ограничивается и посвящается множеству обязанностей (общественных, бытовых, профессиональных). Для того чтобы находить фазы личного, индивидуального восстановления сил, приходится ограничивать время супружеских отношений в пользу индивидуальной активности и вести себя более эгоцентрично, тем самым экономя и сохраняя личное свободное пространство.

Сфера детско-родительских отношении  также подвергается существенным изменениям.

Подростковый возраст характеризуется  особым всплеском конфликтов между  родителями и детьми [14]. При этом причины возникновения конфликтов подростков с родителями имеют определенную возрастную динамику: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших подростков наиболее распространенной причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь».

Трудность может представлять обостряющаяся  у подростка потребность в  независимости, которая обычно ведет к некоторому конфликту внутри семьи, а также необходимость пересмотра родительского отношения и стиля воспитательных воздействий к подросшему ребенку, усиливающееся чувство беспокойства и тревоги за него.

Семья на стадии «пустого гнезда» заново преобразовывается в брак, взрослые дети создают собственные семьи, а родители остаются вдвоем.

При этом семейными трудностями  могут становиться приспособление к жизни вдвоем, выстраивание отношений  с семьями детей, приспособление к убыванию сил и ухудшению здоровья, смирение со старением — собственным и супруга, приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов, анализ степени удовлетворенности прожитыми вместе годами, адаптация к новым ролям бабушки и дедушки. Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе также начинает играть особенно заметную роль.

Таким образом, каждый из рассматриваемых  этапов жизненного цикла семьи характеризуется  собственными семейными трудностями.

У молодых супругов семейные трудности  весьма интенсивны и разнообразны, но в целом касаются формирования собственной семьи, сближения двух разных моделей семейного устройства. Все трудности супругов-родителей связаны с детьми. Вероятно, семьи все больше становятся детоцентричными. при этом сферы супружеских отношений и профессиональной активности отодвигаются на второй план, становятся менее значимыми. Трудности, возникающие у зрелых супругов, связаны с большим самоанализом, рефлексией, но наиболее остро переживается прекращение воспитательной функции, которая, по-видимому, на предыдущих этапах жизненного цикла семьи действительно была наиболее важна и значима для родителей.

Описанная модель – модель справляющейся с трудностями, совладающей семьи, обладающей продуктивными стилями и стратегиями поведения для решения возникающих нормативных трудностей и стрессов.

Способность семей справляться  с трудностями объясняется наличием особых механизмов психологического совладания. Совладание — это комплекс когнитивных  и аффективных действий, поступков  человека, которые возникают как реакция на определенную проблему, вызывающую беспокойство [18; 19].

Семьи различаются по многим характеристикам от этапа к этапу. Различными в семьях на разных этапах жизненного цикла являются не только переживаемые ими стрессы и трудности, но и используемые членами семей стратегии совладания с ними.

 

1.2. Совладающее поведение с трудными жизненными ситуациями в семье

1.2.1. Семейный стресс и его последствия

На протяжении своей жизни семья  сталкивается с самыми разнообразными событиями, некоторые из них представляют собой трудности и стрессы. Они имеют разное происхождение и последствия для семьи как целого. Огромное количество разнообразных событий нашей жизни мы называем стрессовыми: навязчивый телефонный звонок, угрозу болезни, нехватку денег, дефицит любви, потерю близкого человека. Стресс как переживание трудностей бытия — это реальность нашей жизни [9]. В этом смысле стресс понимается как метафора. Экзистенциальный психолог Р. Кугельман считает это оправданным, так как, несмотря на огромные усилия, стойкость и поддержку, «человеческие существа не состоят только из энергии». Стресс, по его мнению, — это плата зажатое проживание жизни современным человеком в постоянном дефиците времени, сил, жажде все больших достижений и успехов. В последние годы появилось описание феномена зависимого от стресса поведения, например, к нему относят компульсивную активность менеджеров и предпринимателей; некоторые из них утверждают, что им лучше работается «под прессом стресса», что так они лучше чувствуют «вкус жизни». Такая разновидность зависимого поведения хотя бы одного из членов семьи не может не сказаться на семейной атмосфере и качестве взаимоотношений и общения, сведенного до минимума [10].

Информация о работе Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи