Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:54, дипломная работа
На протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различными трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Проблема совладающего со стрессом поведения интенсивно разрабатывается в зарубежной психологической науке [23; 46; 49; 58]. В отечественной психологии изучение совладающего поведения начинается с 90-х годов, исследуются копинг-стили и стратегии, особенности совладания у людей группы риска, у лиц с хроническими заболеваниями, изучается детерминация совладающего поведения личностными, индивидуально-психологическими и ситуационными факторами [1; 5; 16; 18; 24; 57; 59]. О
Выделяются два вида когнитивной активности — первичная и вторичная оценка.
Первичная оценка позволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.
Вторичная оценка дополняет первичную. Она определяет, какими методами можно повлиять на негативное событие и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в данной ситуации.
За когнитивной оценкой
Если у животных поведенческий ответ на неблагоприятные воздействия среды проявляется преимущественно избеганием, уходом от угрожающей ситуации, агрессией, то у человека при преодолении стресса включаются когнитивные мыслительные процессы принятия адаптационного решения.
А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс разрешения социальных проблем или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения — стратегий разрешения проблем. Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности [10; 26].
Авторы выделили пять компонентов копинг-процесса.
Семейной проблематике в современной психологии посвящено множество исследований самой разной направленности. Значимость семьи в жизни отдельного человека и социальных систем предопределяет дальнейший рост внимания к этой теме. Приоритетной является проблема, связанная с изучением семейной системы в парадигме стресса и копинга. Данная проблематика изучается в трех основных направлениях:
Термин совладающее (копинг) поведение обозначает разновидность социального поведения или поведенческих проявлений личности во взаимодействии с ситуацией и другими людьми. Копинг это комплекс когнитивных и аффективных действий человека, возникающих как реакция на определенную проблему, устраняющих или уменьшающих ее негативное воздействие. Таким образом, любая ситуация, воспринимаемая человеком как трудная, является ситуационной детерминантой копинг-поведения (Р.Лазарус). Уникальность семьи заключается в сложности и своеобразии взаимоотношений между людьми, составляющими эту систему, что естественно детерминирует их взаимодействие, в том числе в трудных жизненных ситуациях [23].
Чтобы взаимодействовать с трудной, кризисной ситуацией, необходимы навыки совпадающего поведения — особого социального поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность. Совладающее с трудностями поведение — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает семейный фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в семье как целом и у членов семьи. Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим семье осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю [22]. При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Другими словами, совладание, или копинг — это то, как человек выдерживает, терпит, привыкает, избегает и / или разрешает стрессовую, то есть напряженную ситуацию [34; 50].
Исследователи установили, что адаптивные
возможности копинг-поведения
Однако в некоторых случаях выраженность копинга существенно увеличивается: у людей, переживших неожиданный развод; у мужчин-мужей, возвратившихся после участия в боевых действиях к мирной, в том числе семейной жизни.
Итак, понятно, что семьи могут по-разному реагировать на стресс. Теперь рассмотрим стили совладающего поведения, к которым прибегает семья в стрессовой ситуации.
Способы (стратегии и стили) функционального, или продуктивного, копинга семьи в стрессовой ситуации обычно включают [50]:
Эффективность совладающего со стрессом поведения может носить как продуктивный, так и непродуктивный характер [24].
Продуктивный копинг обычно имеет позитивные последствия для семейного функционирования: разрешение проблемы, трудной ситуации, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный подъем и радость преодоления. Если ситуация не может быть разрешена прямо и в короткий срок, возникают новая оценка ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения членов семьи к проблеме, позитивное истолкование происходящего («могло бы быть и хуже», «это урок всем нам, впредь будем умнее»). Важно отметить, что при этом не снижается мотивация достижения, сохраняются реалистичный подход к оценке события и способность семьи мобилизовать силы.
Непродуктивный копинг связан с преобладанием эмоциональных реакций на ситуацию, своеобразным «застреванием» на них и проявляется в виде погружения в переживания, самообвинении, обвинении друг друга, вовлечении одним членом семьи других в свое непродуктивное состояние. Так иногда некоторые члены семьи непрестанно жалуются, сожалеют, ооижаются на «несправедливость» жизни по отношению к ним, вместо того, чтобы действовать. Избегание как стиль совладения также может быть непродуктивным [34]. Оно проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о ее решении вообще, желании забыться во сне, «растворить» свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку и решение проблемы вместо самой семьи. Нередко это поведение характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего.
Эффективность копинга проявляется в продолжительности позитивных последствий. Они могут быть либо кратковременными: обычно их измеряют по психофизиологическим и аффективным показателям, по тому, насколько быстро люди возвращаются к уровню дострессовой активности: либо долговременными, оказывающими влияние на психологическое благополучие семьи, улучшение ее социального функционирования (обычно их трудно учесть).
Вопрос об эффективности любого копинг-стиля является открытым. Дело в том, что те способы поведения, которые помогают в одних ситуациях, могут не работать в других [24]. Например, известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если источник стресса неясен, и у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить его. Использование проблемно ориентированного копинга в совершенно неподдающейся контролю ситуации также оказывается малопродуктивным, истощает ресурсы.
Таким образом, совладающее поведение следует рассматривать как один факторов стабилизации / дестабилизации семейных отношений. Сказанное выше без всяких сомнений диктует необходимость дальнейшего теоретического и практического изучения психологического совладания в системах семейных отношений.
В настоящее время существует немало вариантов деления жизненного цикла семьи на этапы и периоды. Анализ зарубежных и отечественных источников показал, что в качестве основных признаков разграничения этапов жизненного цикла семьи называются: факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст [6]; изменение места детей в семейной структуре [6]; задачи, соответствующие данному периоду [46]; типичные проблемы развития семьи [58]; развитие отношений супругов [41; 42]; кризисы семейной жизни [49]; личностный рост каждого члена семейного коллектива [56].
При переходе с одного этапа семейного развития на другой изменениям подвергаются структура семьи, семейные ресурсы и возможности, качество семейных отношений, диапазон ответственности, обязанностей, активности членов семьи в соответствии с функциями и задачами, выполняемыми семьей на каждом из этапов жизненного цикла. Происходящие изменения затрагивают всю внутреннюю жизнедеятельность семейной системы, требуют мобилизации внутренних ресурсов, отражаются на внутрисемейном климате, на эмоциональном, психологическом самочувствии членов семьи, атмосфере взаимоотношений, нередко оцениваются и переживаются членами семьи как трудные, стрессовые.
Можно сказать, что существует ряд трудностей семейной жизнедеятельности на разных этапах жизненного цикла семьи, которые являются нормативными. С одной стороны, такие трудности прогнозируемы и ожидаемы, обусловлены нормативными изменениями в семейной системе, с другой стороны, они не разрушают семейные устои, члены семей с ними адекватно и успешно справляются, используя выраженные осознанные стратегии совладающего поведения.
В молодой семье трудностями могут являться: установление границ эмоциональной близости, выработка совместного семейного «кодекса», становление ролевой структуры молодой семьи, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей, решение жилищного и имущественного вопросов, налаживание взаимоотношений с родственниками супруга.
В семьях с детьми-подростками: сфера супружеских отношений, детско-родительские отношений, чрезмерность требований со стороны общества.
В семьях на стадии «пустого гнезда» трудностями могут становиться приспособление к жизни вдвоем, выстраивание отношений с семьями детей, приспособление к убыванию сил и ухудшению здоровья, смирение со старением — собственным и супруга, приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов, анализ степени удовлетворенности прожитыми вместе годами, адаптация к новым ролям бабушки и дедушки.
Можно с определенностью сказать, что этап жизненного цикла, на котором находится семья, является важным фактором, определяющим особенности восприятия членами семьи трудностей и возможности совладания с ними.
Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности семьи, но некоторые из них особенно уязвимы к семейному стрессу. Это сферы супружеских взаимоотношений, в том числе интимно-личностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество или супруги на этапе «пустого гнезда»); родительства — переход к нему, связанный с принятием новой роли (матери или отца первого ребенка), воспитания хронически больного ребенка: здоровья членов семьи (трудности принятия тяжелой болезни и уход за тяжело больным членом семьи). Существуют и другие сферы жизни семьи, требующие изучения с точки зрения их стрессогенности и совладения: одиночество в семье, экономический стресс (финансовое напряжение), профессиональный стресс (семья и работа: перемена или потеря работы, двойная карьера, когда оба супруга-родителя много работают) и другие.
Семейный стресс — это важное социальное явление и одновременно социальный стресс, признаками которого выступают когнитивная оценка человеком степени угрозы своему и семейному благополучию и последующие изменения в поведении.
Существуют три группы признаков семейного стресса: 1) Физические симптомы (они практически одинаковы при любом стрессоре и могут отличаться индивидуальной интенсивностью); 2) Поведенческие проявления (изменения в уровне работоспособности человека, конфликты и споры, изменение пищевых привычек, курение, употребление алкоголя, наркотиков, медикаментов); 3) Признаки психического неблагополучия (тревога и депрессия, гнев — враждебность, усталость — апатия — скука, бессонница и др.).
Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовым ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.
Проблема, связанная с изучением семейной системы в парадигме стресса и копинга изучается в трех основных направлениях: 1) семейные трудности на различных этапах жизненного цикла семьи и совпадающее поведение в семье; 2) роль семейных систем (супружеской, детско-родительской и сиблинговой) в формировании и развитии совладающего поведения членов семьи; 3) семейные отношения как стрессор и как копинг ресурс человека.