Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

На протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различными трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Проблема совладающего со стрессом поведения интенсивно разрабатывается в зарубежной психологической науке [23; 46; 49; 58]. В отечественной психологии изучение совладающего поведения начинается с 90-х годов, исследуются копинг-стили и стратегии, особенности совладания у людей группы риска, у лиц с хроническими заболеваниями, изучается детерминация совладающего поведения личностными, индивидуально-психологическими и ситуационными факторами [1; 5; 16; 18; 24; 57; 59]. О

Файлы: 1 файл

Диплом (теория).doc

— 2.40 Мб (Скачать)

И, прежде всего, анализ и изучение таких характеристик семьи находит свое отражение в выделении в психологии типологий, классификаций различных типов семей с точки зрения специфики выполнения семьей своих функций, особенностей ее структуры, межличностных отношений, протекания динамики жизнедеятельности.

В настоящее время существуют различные  типологии основных вариантов семьи, каждая из которых имеет в своем  основании определенную качественную характеристику семейного функционирования.  
Выделяются основные формы семьи: [40]

  1. Нуклеарная семья - состоит из родителей и детей,
  2. Расширенная семья - включает нуклеарную семью и родственников бабушек и дедушек, сестер и братьев и др.).

В. Сатир выделяет типы семьи как  системы по степени ее открытости/закрытости [56]:

  1. «Открытая семья», где члены семьи взаимосвязаны, восприимчивы друг к другу; чувство самооценки первично, поступок отражает принципы и установки человека, изменения приветствуются, считаются естественными; члены семьи ценят общение, участие  
    близких в своей жизни,
  2. «Закрытая семья», где части неподвижно соединены, обмен информацией между членами семьи не происходит, люди находятся  
    под давлением, контролем; отношения жестко регламентированы;  
    члены семьи ценят авторитет, традиции и устои.

Подчеркивается, что семьи открытого  типа легче и более безболезненно воспринимают изменения во внесемейных и внутрисемейных отношениях, происходящие трансформации в обществе, быстрее восстанавливают внутреннее равновесие и гомеостаз.

Э. Арутунян выделила три варианта семьи с точки зрения социализации детей, влияния, которое семья оказывает на формирование и развитие личности ребенка [цит. по 45]:

  1. Традиционная семья, где воспитывается уважение к старшим, педагогическое воздействие осуществляется сверху-вниз. Дети из такой семьи легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей,
  2. Детоцентрическая семья, где главная задача для родителей -обеспечение «счастья ребенка». Воздействие осуществляется снизу-вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, чувство собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи,
  3. Супружеская (демократическая) семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи. Воспитательное воздействие горизонтальное. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, развитие активности, самостоятельности. Но при этом могут отсутствовать навыки подчинения социальным требованиям.

Е. А. Личко [51] разработал следующую классификацию семей:

    1. Структурный состав:
        • Полная семья (есть мать и отец);
        • Неполная семья (есть только мать или отец);
      • Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
    1. Функциональные особенности:
    • Гармоничная семья;
    • Дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации  типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову [48], существует три типа распределения семейных ролей:

    1. Централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, 
      которому принадлежит верховная власть в решении основных 
      вопросов семейной жизни;
    2. Автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
    3. Демократический — управление семьей лежит на плечах обоих 
      супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:

  1. Партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
  2. Матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием 
    пользуется мать, и
  3. Эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных 
    глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью [4, 5].

Динамика семьи - семейное развитие, процесс структурной дифференциации и трансформации, осуществляющийся в ходе всей истории семьи и относящийся к активному осваиванию или избирательному отвержению ролей, порождаемых семейными позициями в зависимости от  
центра реагирования на функциональные требования системы семьи и от  
адаптации в обществе, связанной с семейной цикличностью [13; 41].

Стадии жизненного цикла  семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

По мнению Д. Леви [25], существуют следующие типы изменений в семье:

  1. «Выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);
  2. «Прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);
  3. Изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);

 

  1. Биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);
  2. Изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);
  3. «Насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна [4].

Существует целый континуум  семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).

1.1.2. Жизненный цикл семьи как источник изменений в семейной системе

Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи. Этот термин был использован впервые в 1948 г. Э. Дювалль и Р. Хиллом [37] на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. При построении своей периодизации цикла эти авторы опирались на идеи Э. Эриксона и других специалистов по психологии личности, предложивших рассматривать в качестве основы периодизации совокупность задач, специфичных для каждого периода развития [2].

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте  возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а, следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом [19; 27].

При переходе с одного этапа семейного  развития на другой изменениям подвергаются структура семьи, семейные ресурсы  и возможности, качество семейных отношений, диапазон ответственности, обязанностей, активности членов семьи в соответствии с функциями и задачами, выполняемыми семьей на каждом из этапов жизненного цикла. Происходящие изменения затрагивают всю внутреннюю жизнедеятельность семейной системы, требуют мобилизации внутренних ресурсов, отражаются на внутрисемейном климате, на эмоциональном, психологическом самочувствии членов семьи, атмосфере взаимоотношений, нередко оцениваются и переживаются членами семьи как трудные, стрессовые.

В психологии такие трудности семьи  принято обозначать как нормативные — с одной стороны, они приводят к нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой стороны, способствуют умножению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение [29].

Одной из наиболее известных периодизаций в отечественной психологии семьи  является периодизация, предложенная Э. К. Васильевой, выделившей пять стадий семейного цикла [2]:

  1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.
  2. Рождение и воспитание детей: продолжается вплоть до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.
  3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей.
  4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи.
  5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Эта периодизация в целом аналогична предложенной Э. Дювалль. хотя автор вводит в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало трудовой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями [30].

Рассмотрим жизненный  цикл семьи, в основе которого лежит  периодизация, предложенная Б. Картер и М. Макголдрик [15].

Критериями данной периодизации являются следующие характеристики семьи: 1) жизненные цели, 2) задачи, реализуемые  для достижения этих целей; 3) состав; 4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными установками семейной системы.

Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров структуры  семьи. Многие семьи успешно разрешают  эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь  к новым условиям. Этот процесс, как  правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется.

Жизненный цикл семьи включает шесть  стадий: добрачный период, заключение брака и образование новой  семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»), период жизни после отделения детей [28].

Рассмотрим каждую из перечисленных  стадий более подробно.

Стадия 1. Добрачный период (молодой  взрослый вне брачного союза), или  «время монады».

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Задачи:

  1. Эмоциональная дифференциация «Я» от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;
  2. Развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону), способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;
  3. Становление «Я» личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

Развитие и функционирование будущей  семьи в значительной мере определяется успешностью решения указанных  задач. Если задачи не решены, они откладываются  и их решение переносится на последующие этапы развития семьи, что, несомненно, чревато низкой эффективностью функционирования вновь созданной семьи.

Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады».

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

Задачи:

  1. Выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;
  2. Решение вопросов главенства и установление лидерства;
  3. Распределение ролей, принятие ответственности супругов за их выполнение;
  4. Определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);
  5. Организация досуга;
  6. Брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье;
  7. Формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;
  8. Установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов) [15].

Брачная адаптация рассматривается  как процесс постепенного приспособления супругов к совместной жизни на основе позитивных чувств симпатии, любви, дружбы и уважения друг к другу. Брачная адаптация включает: 1) адаптацию к новым брачнр-семейным ролям и согласованной ролевой деятельности; 2) адаптацию к потребностям, жизненным ценностям, интересам и стилю жизни супруга; 3) адаптацию к индивидуально-типологическим особенностям, характеру и личностным качествам партнера; 4) адаптацию к профессиональной деятельности партнера; 5) сексуальную адаптацию партнеров [27; 28].

Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).

Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.

Задачи:

  1. Изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;
  2. Формирование родительской позиции матери и отца;
  3. Адаптация семейной системы к включению детей;
  4. Выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;
  5. Установление новых отношений с расширенной семьей с включением для прародителей ролей бабушек и дедушек.

Информация о работе Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи