Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

На протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различными трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Проблема совладающего со стрессом поведения интенсивно разрабатывается в зарубежной психологической науке [23; 46; 49; 58]. В отечественной психологии изучение совладающего поведения начинается с 90-х годов, исследуются копинг-стили и стратегии, особенности совладания у людей группы риска, у лиц с хроническими заболеваниями, изучается детерминация совладающего поведения личностными, индивидуально-психологическими и ситуационными факторами [1; 5; 16; 18; 24; 57; 59]. О

Файлы: 1 файл

Диплом (теория).doc

— 2.40 Мб (Скачать)

 

Копинг, ориентированный на решение  задачи коррелирует с нарушением ролевых ожиданий (r=-0,576, p<0,05); c «обвинением» в возникновении конфликта того супруга, который работал с методикой (r=-0,538, р<0,05); с ролью сексуального партнера (r=-0,573, р<0,05). Связь обратная, т.е. чем более нарушены ролевые ожидания, чем больше самообвинение в возникновении конфликта и чем чаще происходит проявление различного рода активности в плане сексуального поведения, тем ниже вероятность проявления в поведении копинга, ориентированного на решение задачи.

Так же выявлена корреляция с ролью организатора семейной субкультуры (r=0,697, р<0,01). Связь прямая, т.е. чем выше активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений, тем выше и вероятность проявления данной копинг-стратегии.

Копинг стратегия, ориентированная  на эмоции коррелирует с конфликтами в сфере воспитания детей (r=0,556, р<0,05).Связь прямая, т.е. Чем сильнее разногласия по воспитанию детей, тем больше вероятность, что доминирующей поведенческой стратегией является копинг, направленный на эмоции.

Копинг, ориентированный на избегание  коррелирует с чрезмерностью санкций (r=0,669, р<0,01); с ролью организатора развлечений (r=0,552, р<0,05); с удовлетворенностью браком (r=0,580, р<0,05). Связь прямая, т.е. чем выше приверженность к применению строгих наказаний, активность по выдвижению различного рода инициатив в сфере досуга и удовлетворенность браком, тем вероятнее проявление избегающего копинг-поведения.

Проанализируем данные по семьям на стадии «пустого гнезда» (см. Приложение 26). Были выявлены следующие корреляционные связи.

 

 

Таблица 5

Выявленные взаимосвязи между  характеристиками жизнедеятельности  семьи на стадии «пустого гнезда»  и совладающим поведением

Характеристика жизнедеятельности

Вид копинга

Решение задачи

Эмоции

Избегание

Минимальность санкций

r=-0,531, р<0,05

-

Воспитательная  неуверенность родителя

r=-0,601, р<0,05

-

-

Неустойчивость  стиля воспитания

 

-

r=0,536, р<0,05

Разногласия в  отношении к деньгам

r=-0,658, р<0,01

-

-

Роль "психотерапевта"

 

-

r=0,651, р<0,02

Роль организатора развлечений

r=0,625, р<0,05

-

-

Роль организатора семейной субкультуры

r=0,723, р<0,01

-

r=0,740, р<0,01


 

Копинг, ориентированный на решение задачи коррелирует с минимальностью санкций (r=-0,531, р<0,05); воспитательной неуверенностью родителя (r=-0,601, р<0,05); разногласиями в отношении к деньгам (r=-0,658, р<0,01). Связь обратная, т.е. чем более родители уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний, чем чаще родитель «идет на поводу» у ребенка и чем ярче разногласия в отношении к деньгам, тем сильнее проявления в поведении данной копинг-стратегии. Так же выявлены корреляции с ролью организатора развлечений (r=0,625, р<0,05) и с ролью организации семейной субкультуры (r=0,723, р<0,01). Связь прямая, т.е. чем больше выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска; чем выше активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений, тем выше вероятность проявления в поведении копинга, направленного на решение задачи.

Копинг, ориентированный на избегание коррелирует с неустойчивостью стиля воспитания (r=0,536, р<0,05), с ролью «психотерапевта» (r=0,651, р<0,01), с ролью организатора семейной субкультуры (r=0,740, р<0,01). Связь прямая, т.е. чем чаще происходит резкая смена стиля приемов воспитания, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и наоборот, чем выше активность, направленная на решение личностных проблем партнера и активность, направленная на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений, тем вероятнее проявление избегающего копинг-поведения.

2.2.4. Выявление различий между семьями, находящимися на трех различных этапах жизнедеятельности

Для выявления различий между группами испытуемых был проведён сравнительный анализ по непараметрическому критерию Манна-Уитни. Данный анализ был выбран, так как в данной выборке распределение не приближается к нормальному.

Между молодыми семьями без детей и семьями с детьми-подростками (см. Приложение 27) были найдены значимые различия по:

  1. Копингу, ориентированному на эмоции (U=125,5; р<0,002), который в молодых семьях без детей проявляется ярче, чем в семьях с детьми-подростками.
  2. Проблеме отношений с родственниками и друзьями (U=174; р<0,046), которая ярче выражена в семьях с детьми-подростками;
  3. Проявление ревности (U=169,5; р<0,035), сильнее выражено в семьях с детьми-подростками;
  4. Стрессоустойчивость и социальная адаптация (U=104; р<0,0001) ниже в молодых семьях без детей;
  5. Удовлетворенность браком (U=152,5; р<0,013) выше у семей с детьми-подростками.

Между молодыми семьями без детей и семьями на стадии «пустого гнезда» (см. Приложение 28) были найдены значимые различия по:

  1. Копингу, ориентированному на эмоции (U=110; р<0,001), ярче выраженному в молодых семьях без детей;
  2. Разногласия в отношении к деньгам (U=65; р<0,046) ярче выражены в семьях на стадии «пустого гнезда»;
  3. Склонность к самообвинению при поиске «виновника» конфликта (U=59; р<0,026) выше в семьях на стадии «пустого гнезда»;
  4. Стрессоустойчивость и социальная адаптация (U=54; р<0,015) ниже в молодых семьях без детей;
  5. Удовлетворенность браком (U=156; р<0,017) выше у молодых семей без детей.

Между семьями с детьми-подростками и семьями на стадии «пустого гнезда» (см. Приложение 29) были найдены значимые различия по:

  1. Игнорирование потребностей ребенка (U=121; р<0,022) ярче выражено в семьях на стадии «пустого гнезда». Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.
  2. Неустойчивости стиля воспитания (U=172; р<0,038), которая сильнее проявляется в семьях на стадии «пустого гнезда». Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.
  3. Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств (U=157; р<0,016) ярче выраженная у родителей находящихся на стадии «пустого гнезда». В ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе.
  4. Удовлетворенность браком (U=94; р<0,002) выше в семьях с детьми-подростками.

 

2.3. Практические рекомендации, направленные на разрешение выявленных нарушений внутрисемейных отношений

Основные направления психологической  помощи молодой семье определяются полем психологических проблем  конкретной супружеской пары, пришедшей  на прием к психологу.

Психологическая помощь супружеским  парам в распределении семейных ролей и обязанностей:

1. Обучить супругов внимательно слушать друг друга (слушать – значит понимать, но не обязательно полностью и во всем соглашаться).

2. Выявление представлений о желаемом распределении ролей и обязанностей в семье. Для того чтобы оно было более эффективным, каждый из супругов должен быть осведомлен о ролевых ожиданиях и притязаниях другого партнера.

3. Обнаружение различий между  членами семьи, выяснение  представлений партнеров о причинах несоответствия поведения одного партнера ожиданиям другого, степени объективности и адекватности претензий.

4. Заключение нового договора  о распределении семейных обязанностей.

Психологическая помощь супружеским  парам по проблеме установления границ семьи и оптимального баланса близости/отдаленности между супругами.

При нарушении внешних границ семьи  задачей консультанта является:

  1. Оказание помощи супругам в осознании данного факта;
  2. Выявление отношения каждого из супругов к факту нарушения внешних границ семьи;
  3. Определение желаемой модели отношений семьи с окружением;
  4. Поддержка выбора супругов.

При нарушении внутренних границ задачей  консультанта является:

  1. Выявление типа нарушения внутренних границ путем определения психологической дистанции между супругами;
  2. Обсуждение с супругами особенностей их эмоциональной близости;
  3. Выявление потребностей супругов в изменении их отношений;
  4. Определение желаемой модели отношений между супругами;
  5. Поиск способов изменения отношений между супругами;
  6. Оказание необходимой поддержки супругам в этом процессе.

Психологическая помощь, связанная с коррекцией детско-родительских отношений, может осуществляться в индивидуальной и групповой форме и включать следующие направления работы:

  1. Повышение социально-психологической компетентности родителей;
  2. Обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;
  3. Согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;
  4. Коррекция стиля родительского воспитания.

В работе с супружескими парами, находящимися на стадии «пустого гнезда», можно проводить индивидуальную или супружескую терапию. Психологическая помощь может быть направлена на разрешение следующих проблем:

  1. Заключение нового супружеского договора: перераспределение обязанностей и реорганизация свободного времени:
  2. Ролевая реорганизация семьи:
  3. Реорганизация детско-родительских отношений:
  4. Принятие имеющегося опыта жизни (профессиональной и личной).

При работе с супругами в данный кризисный период могут также  использоваться элементы психологической  помощи, описанные при анализе предыдущих кризисов.

 

Выводы

При проведении исследования были получены результаты, на основе которых мы сделали определенные заключения. Наиболее значимые и отвечающие поставленным целям и задачам представлены ниже.

Внутрисемейные отношения – это положения субъекта и его позиции в семейной структуре.

К нарушениям отношений, возникающим в современных семьях на разных этапах ее жизненного цикла можно отнести следующие.

Результаты проведенного исследования  позволили уточнить уже имеющиеся данные и сделать выводы о том, что 40 % родителей имеют личностные проблемы, решаемые за счет ребенка. При этом только у 2,2 % родителей ребенок находится в центре внимания, они отдают ему много сил и времени, однако, в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Преимущественно же у родителей выявлялись лишь некоторые (один или несколько) аспектов какого-либо типа неправильного воспитания.

Была выявлена проблема установления границ семьи и оптимального баланса близости/отдаленности между супругами. Наиболее распространенные трудности, с которыми сталкиваются молодые супруги — это трудности установления границ семьи (внешних и внутренних).

В молодой семье трудностями могут являться: становление ролевой структуры молодой семьи (нарушение ролевых ожиданий происходит), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей. Решение жилищного и имущественного вопросов, вызывает стресс у молодых супругов. Налаживание взаимоотношений с родственниками супруга так же может вызывать стресс и конфликты.

В семьях с детьми-подростками: сфера  супружеских отношений, детско-родительские отношений, проявление супругами стремления к автономии; нарушение ролевых ожиданий; проявление доминирования супругами; расхождения в отношении к деньгам.

В семьях на стадии «пустого гнезда» трудностями могут становиться приспособление к жизни вдвоем, выстраивание отношений с семьями детей, приспособление к убыванию сил и ухудшению здоровья, неудовлетворенность прожитыми вместе годами.

Основной копинг-стратегией на всех выделенных этапах жизненного цикла семьи является копинг, ориентированный на решение задачи. Т.е. активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

В молодых семьях без детей на втором месте копинг, ориентированный  на эмоции. В семьях с детьми-подростками  и семьях на стадии «пустого гнезда» - копинг, ориентированный на избегание. Т.е. поведенческую стратегию, при  которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Информация о работе Нарушение внутрисемейных отношений и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи