Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:54, дипломная работа
На протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различными трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Проблема совладающего со стрессом поведения интенсивно разрабатывается в зарубежной психологической науке [23; 46; 49; 58]. В отечественной психологии изучение совладающего поведения начинается с 90-х годов, исследуются копинг-стили и стратегии, особенности совладания у людей группы риска, у лиц с хроническими заболеваниями, изучается детерминация совладающего поведения личностными, индивидуально-психологическими и ситуационными факторами [1; 5; 16; 18; 24; 57; 59]. О
Так же на полученном экспериментальном
материале удалось
Теперь рассмотрим личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В этом случае в основе неправильного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка.
Рис.2. Диагностика личностных проблем родителей, решаемых за счет ребенка
Анализ эмпирических данных показал (см. Приложение 13), что у 8,7 % семей с детьми-подростками и 4,3 % семей на стадии «пустого гнезда» наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно. Страх или нежелание взросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя.
Воспитательную неуверенность родителя, выявленную на каждом из этапов жизненного цикла семьи можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. Так в семьях с детьми-подростками к такому типу воспитания прибегают 17,3 % родителей; в семьях находящихся на стадии «пустого гнезда» – 26,1 % родителей. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситуации «минимум требований – максимум прав». Типичная комбинация в такой семье – бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком, родитель.
В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами характера родителя. В других – определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям.
Проецирование на ребенка собственные не желаемые качества проявляется в 8,7 % семей с детьми-подростками и 13,3 % семей на стадии «пустого гнезда». Обусловливаемые нарушения воспитания: эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания ребенка нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми качествами у ребенка родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с не желаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет.
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания выявлено в 8,7 % семей с детьми-подростками и 13 % семей на стадии «пустого гнезда». Обусловливаемые нарушения воспитания — противоречив тип воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отверженцем либо доминирующей гипертекцией другого.
Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — частое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу.
Результаты проведенного исследования позволили уточнить уже имеющиеся данные и сделать выводы о том, что 37 % родителей имеют личностные проблемы, решаемые за счет ребенка. Из них 17,4 % приходится на семьи с детьми-подростками; 19,6 % приходится на семьи на стадии «пустого гнезда». При этом только у 2,2 % родителей ребенок находится в центре внимания, они отдают ему много сил и времени, однако, в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Преимущественно же у родителей выявлялись лишь некоторые (один или несколько) аспектов какого-либо типа неправильного воспитания.
Теперь рассмотрим, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой) на разных этапах жизненного цикла семьи. Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — тем больше реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени. Среднее значение при анализе данных не учитывалось.
Рис. 3. Распределение ролей в молодых семьях без детей
Так в молодых семьях без детей женщины принимают на себя следующие роли (см. Приложение 14):
За мужчинами закреплялись следующие роли:
Рис. 4. Распределение ролей в семьях с детьми-подростками
В семьях с детьми подростками женщины берут на себя такие роли как (см. Приложение 15):
1. В 13, 3 % случаях матери берут на себя реализацию обязанности, связанные с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе.
2. Обеспечение эмоционального климата в семье берут на себя 20 % женщин. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, — выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать.
3. Организацией развлечений занимаются 26,7 % женщин. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.
4. Роль «хозяйки» устраивает 6,7 % женщин. Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов, и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме.
5. В отличие от предыдущего этапа жизненного цикла семьи (молодая семья без детей) здесь добавляется еще одна роль – организатора семейной субкультуры. Реализацией этой роли занимаются 20 % женщин. Она включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.
Мужчинам предписываются выполнение роли материального обеспечения семьи в 13,3 % случаях. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния.
Рис. 5. Распределение ролей в семьях на стадии «пустого гнезда»
В семьях с детьми подростками женщины берут на себя такие роли как (см. Приложение 16):
1. В 13, 3 % случаев матери берут на себя реализацию обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе.
2. В 20 % случаев именно женщины проявляют активность, направленную на решение личностных проблем партнера, — выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать.
3. Организацией развлечений занимаются 26,7 % женщин. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.
4. Роль «хозяйки» удовлетворяет 6,7 % женщин. Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов, и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме.
5. В отличие от предыдущих этапов жизненного цикла семьи (молодая семья без детей и семья с ребенком-подростком) здесь добавляется еще одна роль – сексуального партнера. Реализацией этой роли занимаются 26,7 % женщин. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения.
6. Организацию семейной субкультуры возлагают на себя 20 % женщин. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.
Мужчинам предписываются выполнение роли материального обеспечения семьи в 13,3 % случаев. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния.
Параметрами для описания поведения человека в ситуации конфликта были выбраны активность (или пассивность) в ситуации конфликта, согласие (или несогласие) с партнером по взаимодействию.
Для анализа интерес представляют отрицательные значения показателей, так как чем ближе значения общего индекса к -2, тем более конфликтный характер носит взаимодействие супругов. Значения в диапазоне до -1 подчеркивают пассивный характер поведения испытуемого в семейных конфликтах, а близкие к -2 — об активной позиции в данных ситуациях.
Рис. 6. Активное выражение несогласия на разных этапах жизненного цикла семьи
В молодых семьях без детей выявлены следующие конфликтные ситуации (см. Приложение 17).
Проблемы отношений с
Ситуации нарушения ролевых ожиданий проявляются 13,3 % семей. Проблемы могут возникать из-за таких характеристик ролевой структуры, как распределение ролей между супругами, степень идентификации с ролью при противоречивых требованиях к ее выполнению, из-за невозможности совместить несколько ролей, сверхидентификация с тем распределением ролей, которое сложилось в семье их родителей. Такой же процент семей (13,3 %) имеют рассогласования норм поведения.
Немаловажны и структурно-ролевой аспект и процессы лидерства, установления социальной власти — они тоже провоцируют возникновение трудностей в молодой семье. Так проявление доминирования одним из супругов выявлено в 6,7 % молодых семей, проявление ревности супругами в 20% семей, расхождения в отношении к деньгам – 6,7 % семей.
Кроме того, ситуации могут быть разделены на две группы по основанию «виновного в конфликте». Слово «вина» авторы методики берут в кавычки, так как речь идет не о реальной виновности в конфликте (которую часто вообще трудно выявить), а о поводе к ссоре. В 6,7 % случаях, по мнению опрашиваемых, такой повод дал его супруг (супруга).
Умение супругов разрешать проблемы, возникающие на начальном этапе семейной жизни, способствует выработке долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего жизненного цикла семьи и помогающих переживать последующие нормативные и ненормативные семейные кризисы. Если проблемы данного этапа не будут разрешены, то они переходят на следующий этап.