Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:54, дипломная работа
На протяжении жизни человек неизбежно сталкивается с различными трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных и гибких способов совладания. Проблема совладающего со стрессом поведения интенсивно разрабатывается в зарубежной психологической науке [23; 46; 49; 58]. В отечественной психологии изучение совладающего поведения начинается с 90-х годов, исследуются копинг-стили и стратегии, особенности совладания у людей группы риска, у лиц с хроническими заболеваниями, изучается детерминация совладающего поведения личностными, индивидуально-психологическими и ситуационными факторами [1; 5; 16; 18; 24; 57; 59]. О
Любая ситуация, воспринимаемая человеком как трудная, является ситуационной детерминантой копинг-поведения.
Чтобы взаимодействовать с трудной, кризисной ситуацией, необходимы навыки совпадающего поведения — особого социального поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность.
Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Эффективность совладающего со стрессом поведения может носить как продуктивный, так и непродуктивный характер. Продуктивный копинг обычно имеет позитивные последствия для семейного функционирования: разрешение проблемы, трудной ситуации, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный подъем и радость преодоления. Непродуктивный копинг связан с преобладанием эмоциональных реакций на ситуацию, своеобразным «застреванием» на них и проявляется в виде погружения в переживания, самообвинении, обвинении друг друга, вовлечении одним членом семьи других в свое непродуктивное состояние.
Целью исследования является изучение и сопоставление особенностей совладающего поведения с выявленными нарушениями внутрисемейных отношений на трех разных этапах жизненного цикла семьи.
Гипотеза исследования: на различных этапах жизненного цикла семьи, избираемые стратегии совладающего поведения касаются различных нарушений внутрисемейных отношений.
В соответствие с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
Объект исследования – семья на разных этапах жизненного цикла.
Предмет исследования — взаимосвязь совладающего поведения с нарушением внутрисемейных отношений.
Характеристика выборки: женщины и мужчины в возрасте от 22 до 82 лет.
Рассмотрим методы исследования.
Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (адаптированный вариант Т. А, Крюковой).
Назначение: адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий: копинга, ориентированного на решение задачи, на эмоции или избегание.
Приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации.
Текст методики можно посмотреть в Приложении 2. Испытуемым также предоставлялся бланк для ответов (см. Приложение 3).
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
Методика направлена на выявление степени жизненного стресса. Итоговая сумма определяет одновременно степень сопротивляемости стрессу. Предоставлялся перечень возможных событий и ситуаций (см. Приложение 4), который давал общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства могут вызывать стресс.
Опросник стиля родительского воспитания Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса (АСВ).
С помощью данного опросника изучалась специфика детско-родительских отношений исследовалась с помощью. Методика позволила выявить отношение родителя к семейной роли и к ребенку. Опросник АСВ позволяет выявить наличие или отсутствие шести психогенных стилей воспитания.
Текст опросника представлен в Приложении 5. Испытуемым также предоставлялся бланк для ответов (см. Приложение 6).
Опросник «Семейные роли и опросник распределения ролей в семье».
Данный опросник использовался для исследования распределения супружеских ролей в семье. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. выделили семь основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.
Текст опросника представлен в Приложении 7.
Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Алешиной Ю.Е., Гозмана Л.Я., Дубовской Е. М.
Анализ существующих работ по проблемам психологии семьи позволил авторам методики выделить восемь сфер семейной жизни, которые чаще всего выступают причиной межличностных конфликтов супругов.
Методика представляет собой 32 вербально описанные ситуации семейного взаимодействия, которые носят конфликтный характер. Для ответа испытуемым предлагается шкала возможных реакций, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с супругом (т. е. позитивность или негативность реакции).
Результаты, полученные с помощью данной методики, дают возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы семейных отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Эти характеристики семьи в конфликтной ситуации могут быть полезны как в исследованиях разных сторон супружеских взаимоотношений, так и при диагностике семьи с целью консультирования и дальнейшей коррекции.
Текст методики – см. Приложение 8. Испытуемым также предоставлялся бланк для ответов (см. Приложение 9).
Опросник удовлетворенности браком В.В. Стопина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко.
Использовался для диагностики степени удовлетворенности\ неудовлетворенности браком у супругов находящихся на разных этапах жизненного цикла семьи. Опросник представляет собой 24 утверждения, содержание которых сводилось к шести следующим типам семейно-брачного содержания:
Сами утверждения опросника содержат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и в негативной форме.
Ознакомиться с текстом опросника можно в Приложении 10.
После проведения исследования и первичной обработки, полученные по методикам данные были сведены в таблицу (см. Приложение 11) и обработаны с помощью профессионального пакета SPSS 11.5.
Были использованы методы описательной статистики, проведен частотный анализ. Для выявления взаимосвязи между личностными особенностями родителей и факторами, препятствующими проявлению любви – корреляционный анализ по непараметрическому коэффициенту ранговой корреляции Спирмена.
Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности семьи, но некоторые из них особенно уязвимы к семейному стрессу. Это сферы супружеских взаимоотношений, в том числе интимно-личностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество или супруги на этапе «пустого гнезда»); родительства и сфера воспитания ребенка, распределение ролей между супругами, удовлетворенность браком и многие другие.
Для исследования нарушений внутрисемейных отношений использовались следующие методики: опросник стиля родительского воспитания Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса (АСВ), семейные роли и опросник распределения ролей в семье, методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.
На основе результатов описательной статистики был проведен частотный анализ.
Рис.1. Диагностика типов неправильного воспитания
Исследование того, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка, показало, что 4,3 % родителей уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания; воспитание стало центральным делом их жизни (см. Приложение 12). Интересен тот факт, что данный стиль воспитания проявляется лишь в семьях с детьми-подростками. Ситуация же, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителю «не до него» обнаружена исключительно в семьях на стадии «пустого гнезда» (8,7 %).
Теперь рассмотрим, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и духовных – прежде всего в общений с родителями, в их любви и внимании. Обнаружено, что 30,4 % семей с детьми-подростками и 13 % семей на стадии «пустого гнезда» стремится к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое желание ребенка для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сам был лишен в свое время родитель, что ребенок растет без отца и т. д. Диаметрально противоположную линию поведения избирают 26,1 % семей на стадии «пустого гнезда». Это выражается в недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т. е. в тех заданиях, которые он выполняет: учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие чего ребенок не должен делать.
Анализ показал, что в 8,7 % случаях в семьях с детьми-подростками требования к ребенку очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности; но, напротив, представляют риск психотравматизации (тип неправильного воспитания «повышенная моральная ответственность»). Идентичная ситуация в семьях на стадии «пустого гнезда» (17,4%). Возникновение ситуации, при которой ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, зависит от этапа, на котором находится семья. Так в семьях с детьми-подростками такой тип воспитания выявлен в 13% случаях; в семьях находящихся на стадии «пустого гнезда» в 21,7 % случаях.
При этом 13 % семей на стадии «пустого гнезда» избирают линию поведения, когда ребенку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность (тип неправильного воспитания «доминирующая гиперпротекция»). На всех этапах жизненного цикла семьи выявлена и диаметрально противоположная ситуация – ребенку «все можно» (в семьях с детьми-подростками – в 50,9 % случаях; в семьях находящихся на стадии «пустого гнезда» в 56,5 % случаях). Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка и, особенно, неустойчивого типа.
Невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний.
Для 13,3 % родителей детей-подростков характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Аналогичная ситуация в семьях на стадии «пустого гнезда» (21,7 %). Они делают упор на полезности для детей и подростков максимальной строгости (тип воспитания «жестокое обращение с ребенком»). На всех этапах жизненного цикла семьи выявлена и диаметрально противоположная ситуация – родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. Так в семьях с детьми-подростками данный тип воспитания избирают 52,1 % родителей; в семьях находящихся на стадии «пустого гнезда» - 47,8 % родителей.