Этапы развития семейно-брачных отношений в истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики. Наметился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи, ее социально-экономических, демографических, социально-правовых, психолого-педагогических и других аспектов.

Оглавление

1.Введение ………………………………………………………………………..3

2. Этапы развития семейно-брачных отношений в истории………………4

3. Основные понятия «брак»………………………………………………….19
4. Классификация форм брака……………………………………………….20
5. Семья, как социальный институт…………………………………………22
6. Жизненный цикл семьи…………………………………………………….24
7. Формы семьи………………………………………………………………....25
8.Функции семьи……………………………………………………………….26
9. Заключение…………………………………………………………………...29
10. Список литературы………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 64.63 Кб (Скачать)

Содержание.

 

 

1.Введение ………………………………………………………………………..3

 

2. Этапы развития семейно-брачных отношений в истории………………4

 

3. Основные понятия «брак»………………………………………………….19

4. Классификация  форм брака……………………………………………….20

5. Семья, как социальный институт…………………………………………22

6. Жизненный цикл семьи…………………………………………………….24

7. Формы семьи………………………………………………………………....25

8.Функции семьи……………………………………………………………….26

9. Заключение…………………………………………………………………...29

10. Список литературы………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   

Семья, её интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политика приоритетной в социальной политике государства. Только такая цель позволит ослабить негативные последствия реформирования общества, социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей.

Учитывая это, в последнее десятилетие  усилился интерес отечественной  науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики. Наметился  комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи, ее социально-экономических, демографических, социально-правовых, психолого-педагогических и других аспектов.

Глубокое изучение проблем современной  семьи, психологии и педагогики семейных отношений обеспечит формирование конкретных профессиональных умений и  навыков на основе современных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье  и ее членам, оказавшимся в трудных  жизненных ситуациях.

В мировой теории и практике социальной работы, социальной защиты семьи, семейный социум рассматривается как приоритетная сфера социальной политики. Отсюда значимость и место семьеведения в системе профессиональной подготовки будущих социальных работников.

 

Семьеведение-это учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации.

Семьеведение-это особая наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Она имеет свой объект и предмет изучения.

Объектом семьеведения, т. е. той сферой, на что направлен процесс исследования, является семья как общественная группа, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы. Наличие двух основных видов связей семьи (внутренних и внешних), двух ее подсистем (социальная группа и социальный институт), различных этапов, типов и функциональных особенностей развития составляет комплекс системных свойств семьи. Предметную область науки образуют стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. По справедливому замечанию известного российского социолога В. А. Ядова, предмет науки не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания. Поэтому со временем, в понимании предмета того или иного научного знания вносятся соответствующие коррективы. Лишь с учетом современного состояния научного знания о семье можно вполне определенно говорить о предмете семьеведения как науки и учебной дисциплины. В общем плане предметом семьеведения является сложная совокупность внутренних и внешних связей, механизмов их взаимодействия. При этом необходимо дать и более развернутое определение предмета семьеведения. Им является сфера межличностных отношений в семье, брачно-семейных связей и механизмов воздействия потребностей общества на семейный образ жизни через систему норм, ценностей, традиций и сложившихся образцов поведения.

Семьеведение как наука нацелена на постижение сущности семьи. Как учебная дисциплина она является одной из базовых специальных дисциплин программы подготовки специалиста по социальной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития семейно-брачных отношений в истории.

Европейский тип брака возник более 300 лет назад, но история возникновения  моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия.

Считается. Что в первобытном  человеческом обществе существовал  промискуитет, т.е. имели место неупорядочные половые отношения. Фактором, препятствующим полному уничтожению раннего человеческого сообщества, могло служить создание устойчивых парных связей. С появлением родов половые сношения были упорядочены, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые отношения существуют и до брака и вне брака; брак же несет в себе определенные права и обязанности. Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака. В условиях группового брака возникают права и обязанности по обеспечению питанием и воспитание детей и подростков. Все дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т.е. наступил век матриархата.

Уже давно было замечено, что у  многих народов в основу всех семейных прав кладется от матери, а не от отца. На основании подобных фактов пришли к выводу, что сначала существовал  матриархат, который проявлялся по существу в многофункциональности  женщины, а не в ее главенстве.

Первоначально не существовало брака  как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые  союзы, в которых существовал  «коммунальный брак». Такие половые  отношения назывались гетеризмом.

Наличие полигамии у примитивных народов связывают с двумя причинами: 1). У них нет «единобожия», существует пантеон богов: старший и подчиненные; 2). Отсутствие аскезы.

Полигамные отношения вовсе  не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в привычных нам моногамных браках.

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С  возникновением частной собственности  и расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается  мужчина. Задача женщины стала сводиться  к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. Важным становится соблюдение супружеской верности. Единственный «надежный» способ для мужчины получить в наследники своего собственного ребенка - жестко контролировать и ограничивать женщину. Патриархат по своей психологической сути выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку он связан с наследственным правом. В этом смысле моногамную семью следовало бы понимать как односторонне-парную семью: женщина к моногамии перешла (перевели), а мужчина - нет.

Все чаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно вылилось в создание семьи. Вероятно, большую роль здесь  сыграла женщина. Если уж ее ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу  и только, по существу, передают в  собственность мужа, за которым закрепляются роли кормильца, добытчика и наследователя, то пусть это будет «любый» мужчина. Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится доминирующей ценностью. В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи строятся на основе любви, ценится супружеская верность.

Впервые в истории равенство  мужчин и женщин перед законом  провозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных.

Таким образом, путь к моногамной семье  был долгим и сложным. Отношения  между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение  мужчин и женщин

Во всех странах уровень урбанизации  влияет на структуру семьи. Реже встречаются  пространные семьи. Уменьшается  численность детей в семье. В  современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается  возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает современная семья.

Если ограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно  отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в  угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

Причина, по-видимому, кроется в  том, что углубленные исследования семейных отношений и процесса воспитания детей в семье начались лишь в  XX веке. В этом случае количественная и качественная эволюция семьи изучалась, с одной стороны, на основе данных этнографии, сведений о жизни народов и племен, сохранившихся на первобытном уровне развития, а с другой стороны, с помощью анализа древних письменных источников - от русского «Домостроя» до исландских саг. Предпринимаются интересные попытки проследить развитие типов, моделей семьи на основе сравнения мировых религий (В. Н. Дружинин), библейских текстов (Ларю Д.).

Можно согласиться с утверждением, что каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной  модели включает в себя элементы - нормативных  членов семьи, каждый из которых характеризуется  определенным статусом, т. е. позицией с определенными правами и  обязанностями, с которыми связано  соответствующее поведение.

Брак в древности.

 Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые  семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии  –

патриархальная  семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, т. к. это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так, Клеопатра (69-30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, -супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом

Первые законы Римского права приписываются  Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее  распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей -- управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней  Греции было известно 4 типа женщин: 1) матроны -респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 2) гетеры -- образованные и одаренные женщины; 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) жрицы -- служительницы различных культов, «мистические» женщины.

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей  женой любому мужчине, который его  об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный  ею ребенок от постороннего мужчины  также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической  сделкой: с одной стороны девушка  «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой -- мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

Информация о работе Этапы развития семейно-брачных отношений в истории