История развития семейного права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 11:35, доклад

Краткое описание

Проблемы брачно-семейных отношений в России, оставаясь в некоторой стороне от внимания исследователей советского времени, не могли влиять на изучение истории русского права. Но настоящие проблемы имеют огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов.

Файлы: 1 файл

История развития семейного права.doc

— 24.00 Кб (Скачать)

                      История развития семейного права в России.                    
        Проблемы брачно-семейных отношений в России, оставаясь в некоторой стороне от внимания исследователей советского времени, не могли влиять на изучение истории русского права. Но настоящие проблемы имеют огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов.  
         Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием. Христианство было взято из Византии, чьей метрополией стала русская церковь. Поэтому в России были введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником законов стала Кормчая книга. Брачно-семейными делами занималась, как и в Византии, церковь. Русская церковь, вслед за Византией, не отвергала участия государственной власти в решении некоторых вопросов, относящихся к семейному праву. 
        Принятие христианства означало не только подчинение русской церкви византийскому патриарху и распространение византийского законодательства, но и утверждение в обществе (и это, наверное, главное) христианских идей: о смысле брака, об отношениях в семье. К моменту принятия Русью христианства между христианским учением о браке и византийским законодательством уже существовали противоречия. Русская церковь с самого начала встала на путь распространения и пропаганды не христианского учения о браке, а византийских норм права, которые противоречили канонам христианства. Трудно сказать, что было основополагающей причиной подобной позиции Руси, но несомненно, что на момент принятия христианства авторитет византийской церкви имел мировое значение; для Руси это был вопрос престижа, потому она и согласилась стать одной из метрополий византийской церкви. Учредив в 1589 г. патриаршество, Россия освобождается от подчинения Византии, которое и раньше во многом носило номинальный характер, но не освобождается от норм канонического права: издавая в XVII в. печатный вариант Кормчей книги, русская церковь документально подтверждает приверженность византийскому законодательству. 
Сложный путь утверждения христианских представлений о браке и отношений, из них вытекающих, создал конфликт между церковью и подданными. Строгая и довольно ограниченная система брачных отношений, включающая в себя и основания для прекращения брака, вызывала резкое неприятие у православных христиан. Требуемые церковью условия и порядок заключения брака и прекращения супружества, принципы функционирования семьи часто нарушались. Несмотря на авторитет византийского законодательства, постепенно брачно-семейные дела перешли в двойное подчинение, и нормы византийского права стали противоречить нормам светского права. Это порождало путаницу в применении норм права, так как неизвестно было, в каких случаях следует применять то или иное законодательство. Двойное подчинение вызывало пренебрежение к закону как таковому, от чьего бы имени он ни создавался. 
        Нормы русского семейного права проводились в жизнь церковью.В процессе развития общества церковь, обладавшая значительной политической   и   идейно-религиозной властью, теряла свои привилегии и постепенно превращалась в орган государственного аппарата, подчиненный императорской власти. Нравственно-религиозное влияние церкви на православных христиан было велико: религиозные праздники, церковные службы, причастия, крещения, венчания составляли общественную жизнь России. Священник прихода являлся одним из самых доверенных лиц семьи, знал о семейных конфликтах и участвовал в умиротворении страстей. 
В XVIII в. государство взяло на себя регулирование части вопросов, которые ранее принадлежали церкви, а также совершенствовало институты семейного права: институт брака, вдовства, опеки, создавало законы, устанавливавшие имущественную самостоятельность супруги.  Уменьшив влияние церкви на семейно-бытовые проблемы, государство, не смогло ее заменить. Церковь держала под неослабным вниманием семейные процессы. Государство, в чем-то подражая церкви, а в чем-то отдавая должное народным традициям, одобряло патриархальность семьи.  
        Проблема прекращения брака являлась одной из центральных в русском семейном праве. Заключая брак в раннем возрасте, часто по выбору и совету родителей, молодые люди не отдавали себе отчета в том, какие могут быть последствия. Ограниченные поводы к разводу, сложная и дорогостоящая процедура разводного процесса не позволяли супругам развестись даже при невозможности совместного проживания. Церковь всегда отрицательно относилась к расторжению брака и не желала совершенствовать эту область семейного права. Светское законодательство не вмешивалось в компетенцию церковной власти, за исключением указа Петра I, который ввел новый повод к разводу — вечная ссылка супругов. Екатерина II преобразовала этот повод в вид прекращения брака смертью. Этим светское законодательство ограничилось и так же, как и церковь, не стремилось расширять число поводов к разводу. 
Пожалуй, в единственном вопросе светское законодательство делало много — это в развитии института вдовства. Положение вдовы в России, как правило, вызывало уважение и у церкви, и у государственной власти. Государство заботилось о том, чтобы вдовы (а затем и вдовцы) были обеспечены вдовьим прожитком, который помог бы им существовать без посторонней помощи. Светское законодательство на протяжении трех веков совершенствовало институт вдовства и стремилось расширить круг вдов, обеспеченных вдовьим пенсионом.  
          С приходом советской власти вопросам семьи и семейного права стало уделяться больше внимания. Об этом говорит то обстоятельство, что в числе первых в 1917 г. были приняты именно декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака», а самым первым кодексом советского государства стал Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 1918 г.), который подробно регламентировал вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния. 
Было провозглашено полное равенство мужчины и женщины в области брака и семьи. Внебрачные дети уравнялись в правах с детьми, рожденными в браке. При этом указывалось: только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов. 
        В 1926 г., например, ВЦИК утвердил новый Кодекс законов о браке, семье и опеке в РСФСР, где появилась самостоятельная глава, посвященная записи актов гражданского состояния. После этого государство неоднократно возвращалось к регламентации вопросов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния. В 1936 году, например, было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке и сроках регистрации рождений и смертей», в 1940 г. - Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен», в 1943 г. -Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении», в 1946 г. - постановление Совнаркома РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния». Семейное право в СССР было кодифицировано в 1968, с принятием Основ законодательства о браке и семье. Ныне в России в основе семейного права лежит Семейный кодекс Российской Федерации,который был принят 1 марта 1996 года.

 


Информация о работе История развития семейного права в России