Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:01, курсовая работа
Местное самоуправление- это автономная деятельность самоорганизовавшегося населения. Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление, но и устраивает конституционных принцип- норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления.
Введение……………………………………………………………………3
История развития местного самоуправления в России…………………5
Дореволюционный этап……………………………………………5
Местное самоуправление в советский период…………………..14
Местное самоуправление России в переходный период………..21
Исторический обзор. Местное управление при правителях…..............26
Роль местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка…………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………….36
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО
Кубанский государственный
(КубГТУ)
Кафедра муниципального управления
ДДО МИППС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к курсовому
проекту
по дисциплине_________________
Выполнил(а) студент(ка)
Группы________________________
Допущен к защите
Руководитель (нормоконтролер)
проекта (работы)______________________
Защищен_______________________
(дата)
Члены комиссии
Краснодар, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
История развития местного самоуправления в России…………………5
Исторический обзор. Местное управление при правителях…..............26
Роль
местного самоуправления в осуществлении
охраны общественного порядка………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….36
Введение.
Кризисная
ситуация, сложившаяся в экономике
России, сопровождается серьезным обострением
проблем и противоречий в национальной,
политической и социальной сферах общественной
жизни, которые в свою очередь сдерживают
развитие Российской Федерации и разрушают
ее государственность.
В этих условиях важнейшим фактором стабилизации
выступают использование потенциала самоорганизации
и самоуправления населения для улучшения
условий жизнедеятельности и сохранения
Российского государства. Самоуправление,
являясь средством вовлечения каждого
индивида в социально-экономическое регулирование
посредствам целеполагания и самоорганизации
субъектов хозяйствования и населения,
позволяет учитывать, координировать
и реализовывать многообразие их интересов,
удовлетворять социально-культурные и
социально-бытовые потребности за счет
средств и ресурсов хозяйствующих субъектов,
территориальных образований, а также
государства. Местное самоуправление,
повышая активность населения в решении
важных проблем жизнедеятельности, способно
придать развитию общества дополнительные
внутренние стимулы самодвижения, ускорения
социально-экономического и научно-технического
прогресса. Формирование всех систем муниципального
управления связано с двумя основными
общественными проблемами: '' вертикальной''
организацией власти и ее взаимосвязями
с различными городскими и сельскими общинами,
с местным населением различных видов
поселения. В классовом обществе местное
самоуправление (муниципальное управление)
является тем звеном государственно-
Местное самоуправление- это автономная
деятельность самоорганизовавшегося
населения. Конституция России не только
признает и закрепляет местное самоуправление,
но и устраивает конституционных принцип-
норму о самостоятельности местного самоуправления
в пределах его компетенции, отделяя его
от системы органов государственной власти,
которые не имеют права осуществлять функции
муниципального управления. Не обладают
такими полномочиями и государственные
должностные лица.(Конституция РФ ст.12;
“Об общих принципах местного самоуправления
в РФ” Закон РФ, Статья 14 п.4 ) Конституционно-правовые
гарантии местного самоуправления, обеспечение
его финансовой и иной автономии и независимости
от государственного аппарата, его чиновничества
позволяет этому важнейшему политическому
институту ускорить формирование и развитие
гражданского общества в России, повышение
жизненного уровня народа, качества его
жизни, и, что очень важно еще, сблизить
государственную власть с народом. Исходя
из всего вышесказанного, могу сказать,
что я в данном реферате попытаюсь раскрыть
организационные основы местного самоуправления
как совокупности норм, регулирующих реализацию
права граждан на местное самоуправление
через формы непосредственного народовластия,
органы местного самоуправления ииные
выборные органы.
А также ставлю перед собой цель
проанализировать основные проблемы становления
и развития местного самоуправления
в России.
Страницы истории местного самоуправления в России
Дореволюционный этап1
Отсчет российского опыта местного самоуправления, по мнению большинства историков и правоведов, можно начинать с Ивана IV.
Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.
Общественная самодеятельность на уровне местных структур, вплоть до XVI в. не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций.
Представителем княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.
Низшей административной единицей была волость, во главе которой стоял сотский (сотник), или староста, волость владела землей; крестьяне, признавая верховным собственником великого князя, совместно распоряжались лесами, лугами, землями. Волость «раскладывала» государственные подати и повинности, наместничьи корца. Центром волостного управления была волостная канцелярия - казна (столец). Там же решались мелкие судебные дела. Из жителей выделялись свидетели на судебные процессы и судные мужи, участвовавшие в судопроизводстве. Крестьяне-волощане обладали правом продавать землю.
Волости состояли из крестьянских деревень. Интересы князя в волости представлял дворский. Крестьяне платили натуральный оброк, отбывали барщину. Налоги начислялись на крестьянский двор, а не на землю.
Значительный вклад в развитие местного самоуправления внес указ Ивана IV под названием «Приговор царской о кормлениях и о службах» лета 7064 (1555-1556 гг.). Речь фактически шла о проведении земской реформы. Было отменено кормление, что способствовало повсеместному учреждению земских властей. В уездах и волостях, где не было помещичьего землевладения, черносошные и дворцовые крестьяне и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» - земских судей, целовальников. Делопроизводство вел выборный земский дьяк. В своей работе они опирались на выборных от крестьянской общины - сотских, десятских, пятидесятских.
Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны. Позже были введены ежегодные выборы.
Земские органы собирали подати, разбирали гражданские и второстепенные уголовные дела черносошных крестьян и посадских людей. В качестве наказания по обычным уголовным делам применялись битье кнутом на торговой площади, денежные взыскания. За серьезные, особенно противоправительственные, преступления полагалась казнь.
В XVII в., как известно, в Русском государстве произошли функциональные изменения в системе государственного управления, что не могло не сказаться на структуре и функционировании местного самоуправления.
Был введен институт воевод как основного звена местного самоуправления. В 1625 г. в 146 городах с уездами появляются воеводы, назначенные Разрядным приказом и утвержденные царем. Как правило, они назначались на срок до трех лет и за свою службу получали денежное жалование и поместья. В крупных городах было по несколько воевод.
В XVII в. на большинстве территорий России существовали две формы «самоуправления» - губная и земская. Каждым округом - «губой» - управляли губной староста и его помощники - целовальники. В их ведении находились тюрьмы и тюремные служители, палачи, выборные от населения сотские и десятские. Свободное население выбирало губного старосту из дворян и детей боярских, целовальников - из черносошных крестьян или посадских.
В 20-30-е гг. XVII в. формируется тип местных приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих). Личный состав съезжих изб разделялся на временную и постоянную части. Первая была представлена воеводами, дьяками, иногда подьячими с приписью, присылавшимися в город на 2 - 3 года. Вторая состояла из местных подьячих, постоянно работавших в приказных избах.
Губные и земские учреждения получили распространение в основном в городах европейской части России. Но губное управление переживало в XVII в. кризис. Воеводы нередко использовали губные избы как дополнительный административный аппарат.
Интересный
опыт реформ местного самоуправления
был накоплен в годы царствования Петра
I. Изменения в местном самоуправлении
были связаны в первую очередь с реформированием
всей административно-
Преобразования Петра I фактически затронули все области государственного управления России. Но, пожалуй, крупнейшим звеном административной реформы было создание губерний. 18 декабря 1708 г. царь издал Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов».
Россия была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская (в 1710 г. переименована в Санкт-Петербургскую), Киевская, Смоленская. Архангелогородская (позднее Архангельская), Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м - 11 (добавились Астраханская, Нижегородская и Рижская).
Губернии управлялись назначаемыми царем губернаторами, генерал-губернаторами. Таким образом, институт губернаторства имеет глубокие исторические корни. Деление России на губернии диктовалось, с одной стороны, экономическими причинами, с другой - военно-политическими (не случайно многие губернаторы были военными), учитывался и природно-географический фактор. Так, 5 губерний - Ингерманландская, Рижская, Архангелогородская, Азовская и Астраханская - считались приморскими.
Губернии состояли из губернского города (административного центра) и приписанных к нему городов. Каждый город имел свой уезд, т. е. создание губерний не упразднило уездов, а объединило их вокруг нескольких центров. В 1719-1720 гг. Петр I провел вторую административную реформу. Существовавшие к этому времени 11 губерний были разделены на 45 провинций (позднее - на 50), которые стали основными единицами губерний. Уезды объединялись в провинции, провинции - в губернии.
В 1723-1724 гг. была проведена реформа городского сословного управления и учреждены выборные сословно-общинные учреждения городского самоуправления, получившие названия магистраты. В Москве был создан новый орган местного самоуправления - Бурмистерская палата, вскоре переименованная в ратушу. Она состояла из избранных на избирательных собраниях бурмистров.
В других городах России учреждались земские избы с выборными бурмистрами (подчинялись ратуше, а не воеводе), которые, как указывалось в документах, ведали всякими расправными делами между посадскими и торговыми, управляли казенными сборами и градскими повинностями и т. д.
Реформой 1723-1724 гг. в развитии городского самоуправления была сделана попытка расширить круг деятельности учреждений самоуправления.
Они не только отвечали за сбор податей, осуществляли полицейский надзор, но и были обязаны заниматься социальной сферой, в частности развитием народного образования.
Авторы, изучающие историю развития местного самоуправления в Петровскую эпоху, особо отмечают особенности организации судопроизводства: суд был независим от администрации.
Информация о работе История развития местного самоуправления в России