История развития местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Местное самоуправление- это автономная деятельность самоорганизовавшегося населения. Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление, но и устраивает конституционных принцип- норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3



История развития местного самоуправления в России…………………5

Дореволюционный этап……………………………………………5
Местное самоуправление в советский период…………………..14
Местное самоуправление России в переходный период………..21


Исторический обзор. Местное управление при правителях…..............26



Роль местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка…………………………………………………………………….31



Заключение………………………………………………………………..35



Список использованной литературы…………………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МунУпр.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО  Кубанский государственный технологический  университет

(КубГТУ) 

Кафедра муниципального управления

ДДО МИППС 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

к курсовому  проекту 

по дисциплине________________________________________________________________

                                           (наименование дисциплины) 

                                                                   (тема курсового проекта, работы)

 

Выполнил(а) студент(ка)

Группы_______________________________________________________________________

 

                                                           (фамилия, имя, отчество)

 

Допущен к защите

 

Руководитель (нормоконтролер) проекта (работы)___________________________________

 

                                                                     (подпись, дата, расшифровка подписи)

 

Защищен_________________________                     Оценка____________________________

                          (дата)

 

Члены комиссии

 
 
 

                                                       (подпись, дата, расшифровка подписи)

 

 

Краснодар, 2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

 

История развития местного самоуправления в  России…………………5

  • Дореволюционный этап……………………………………………5
  • Местное самоуправление в советский период…………………..14
  • Местное самоуправление России в переходный период………..21
 

Исторический  обзор. Местное управление при правителях…..............26

 

Роль  местного самоуправления в осуществлении  охраны общественного порядка…………………………………………………………………….31

 

Заключение………………………………………………………………..35

 

Список  использованной литературы…………………………………….36

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.  

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике  России, сопровождается серьезным обострением  проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают  развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. 
 
В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают  использование потенциала самоорганизации  и  самоуправления  населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством  вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование  посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов  хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать  и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества  дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса. Формирование всех систем муниципального управления связано с двумя основными общественными проблемами: '' вертикальной'' организацией власти и ее  взаимосвязями с различными  городскими и сельскими общинами, с местным населением различных видов поселения. В классовом  обществе местное самоуправление (муниципальное управление) является тем звеном государственно-административных отношений, которое обеспечивает исполнение государственных правовых актов  в интересах местного населения и самими населением в различных  органиционно-правовых формах.

 
Местное самоуправление- это автономная деятельность самоорганизовавшегося  населения. Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление, но и устраивает конституционных принцип- норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления. Не обладают  такими полномочиями и государственные должностные лица.(Конституция РФ ст.12; “Об общих принципах местного самоуправления в РФ” Закон РФ, Статья 14 п.4 ) Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления, обеспечение его финансовой и иной  автономии и независимости от государственного аппарата, его чиновничества позволяет этому важнейшему политическому институту ускорить формирование  и развитие гражданского общества в России, повышение жизненного уровня  народа, качества его жизни, и, что очень важно еще, сблизить государственную власть с народом. Исходя из всего вышесказанного, могу сказать, что я в данном реферате попытаюсь раскрыть организационные основы местного самоуправления как совокупности норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления ииные выборные органы.

 
А также ставлю перед собой цель проанализировать основные проблемы становления  и развития местного самоуправления в России.    

История развития местного самоуправления

Страницы  истории местного самоуправления в  России

Дореволюционный этап1

Отсчет  российского опыта местного самоуправления, по мнению большинства историков  и правоведов, можно начинать с  Ивана IV.

Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.

Общественная  самодеятельность на уровне местных  структур, вплоть до XVI в. не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций.

Представителем  княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.

Низшей  административной единицей была волость, во главе которой стоял сотский (сотник), или староста, волость владела  землей; крестьяне, признавая верховным  собственником великого князя, совместно распоряжались лесами, лугами, землями. Волость «раскладывала» государственные подати и повинности, наместничьи корца. Центром волостного управления была волостная канцелярия - казна (столец). Там же решались мелкие судебные дела. Из жителей выделялись свидетели на судебные процессы и судные мужи, участвовавшие в судопроизводстве. Крестьяне-волощане обладали правом продавать землю.

Волости состояли из крестьянских деревень. Интересы князя в волости представлял  дворский. Крестьяне платили натуральный оброк, отбывали барщину. Налоги начислялись на крестьянский двор, а не на землю.

Значительный  вклад в развитие местного самоуправления внес указ Ивана IV под названием  «Приговор царской о кормлениях и о службах» лета 7064 (1555-1556 гг.). Речь фактически шла о проведении земской реформы. Было отменено кормление, что способствовало повсеместному учреждению земских властей. В уездах и волостях, где не было помещичьего землевладения, черносошные и дворцовые крестьяне и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» - земских судей, целовальников. Делопроизводство вел выборный земский дьяк. В своей работе они опирались на выборных от крестьянской общины - сотских, десятских, пятидесятских.

Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны. Позже были введены ежегодные выборы.

Земские органы собирали подати, разбирали  гражданские и второстепенные уголовные дела черносошных крестьян и посадских людей. В качестве наказания по обычным уголовным делам применялись битье кнутом на торговой площади, денежные взыскания. За серьезные, особенно противоправительственные, преступления полагалась казнь.

В XVII в., как известно, в Русском государстве  произошли функциональные изменения в системе государственного управления, что не могло не сказаться на структуре и функционировании местного самоуправления.

Был введен институт воевод как основного звена  местного самоуправления. В 1625 г. в 146 городах с уездами появляются воеводы, назначенные Разрядным приказом и утвержденные царем. Как правило, они назначались на срок до трех лет и за свою службу получали денежное жалование и поместья. В крупных городах было по несколько воевод.

В XVII в. на большинстве территорий России существовали две формы «самоуправления» - губная и земская. Каждым округом - «губой» - управляли губной староста и его помощники - целовальники. В их ведении находились тюрьмы и тюремные служители, палачи, выборные от населения сотские и десятские. Свободное население выбирало губного старосту из дворян и детей боярских, целовальников - из черносошных крестьян или посадских.

В 20-30-е  гг. XVII в. формируется тип местных  приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих). Личный состав съезжих изб разделялся на временную и постоянную части. Первая была представлена воеводами, дьяками, иногда подьячими с приписью, присылавшимися в город на 2 - 3 года. Вторая состояла из местных подьячих, постоянно работавших в приказных избах.

Губные и земские учреждения получили распространение в основном в городах европейской части России. Но губное управление переживало в XVII в. кризис. Воеводы нередко использовали губные избы как дополнительный административный аппарат.

Интересный  опыт реформ местного самоуправления был накоплен в годы царствования Петра I. Изменения в местном самоуправлении были связаны в первую очередь с реформированием всей административно-территориальной структуры России.

Преобразования  Петра I фактически затронули все  области государственного управления России. Но, пожалуй, крупнейшим звеном административной реформы было создание губерний. 18 декабря 1708 г. царь издал Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов».

Россия  была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская (в 1710 г. переименована в Санкт-Петербургскую), Киевская, Смоленская. Архангелогородская (позднее Архангельская), Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м - 11 (добавились Астраханская, Нижегородская и Рижская).

Губернии  управлялись назначаемыми царем  губернаторами, генерал-губернаторами. Таким образом, институт губернаторства имеет глубокие исторические корни. Деление России на губернии диктовалось, с одной стороны, экономическими причинами, с другой - военно-политическими (не случайно многие губернаторы были военными), учитывался и природно-географический фактор. Так, 5 губерний - Ингерманландская, Рижская, Архангелогородская, Азовская и Астраханская - считались приморскими.

Губернии  состояли из губернского города (административного  центра) и приписанных к нему городов. Каждый город имел свой уезд, т. е. создание губерний не упразднило уездов, а объединило их вокруг нескольких центров. В 1719-1720 гг. Петр I провел вторую административную реформу. Существовавшие к этому времени 11 губерний были разделены на 45 провинций (позднее - на 50), которые стали основными единицами губерний. Уезды объединялись в провинции, провинции - в губернии.

В 1723-1724 гг. была проведена реформа городского сословного управления и учреждены выборные сословно-общинные учреждения городского самоуправления, получившие названия магистраты. В Москве был создан новый орган местного самоуправления - Бурмистерская палата, вскоре переименованная в ратушу. Она состояла из избранных на избирательных собраниях бурмистров.

В других городах России учреждались земские  избы с выборными бурмистрами (подчинялись  ратуше, а не воеводе), которые, как  указывалось в документах, ведали всякими расправными делами между посадскими и торговыми, управляли казенными сборами и градскими повинностями и т. д.

Реформой 1723-1724 гг. в развитии городского самоуправления была сделана попытка расширить  круг деятельности учреждений самоуправления.

Они не только отвечали за сбор податей, осуществляли полицейский надзор, но и были обязаны заниматься социальной сферой, в частности развитием народного образования.

Авторы, изучающие историю развития местного самоуправления в Петровскую эпоху, особо отмечают особенности организации  судопроизводства: суд был независим от администрации.

Информация о работе История развития местного самоуправления в России