История развития авторского права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:46, реферат

Краткое описание

Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году. В России же первые законы, регулирующие авторские отношения были приняты в 1828 году. Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии, но доминирующее положение государства сохраняется еще несколько десятилетий. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 46.75 Кб (Скачать)

                  §1. История развития авторского права в России.

 

  Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году. В России же первые  законы, регулирующие авторские отношения были приняты в 1828 году. Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии, но доминирующее положение государства сохраняется еще несколько десятилетий. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права.

На всем протяжении истории  в России господствовала цензура. Причем на первых порах становления авторского права привилегии на издание произведений выдавались не авторам, а издателям, а цензуру совершенно не интересовало, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Только грубые нарушения со стороны некоторых  издательств — сознательное введение публики относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство принять  соответствующие меры.

В Цензурном уставе 22 апреля 1828 г. впервые помещены 5 статей о  сочинителях и издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу. Издано того же числа Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет  со смерти автора.1 Затем последовало Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета 8 января 1830г. "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", дополнившие правила 1828 г., решив вопрос об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. В этом законе право сичинителей признается уже правом собственности, и постановлено, "что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока". Наконец, в 1857 году Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.

Постановления о музыкальных  и художественных произведениях  были изданы еще позже, именно: Высочайше  утвержденным мнением Государственного Совета 9 января 1845 года правила о  сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано Высочайше утвержденное Положение о собственности художественной.2

   К концу XIX века стало совершенно очевидно, что частичное усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Понадобилось более 13 лет, чтобы закон был принят 20 марта 1911 года. Он назывался "Положением об авторском праве" и был составлен на основании лучших западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.

   Являясь значительным шагом в развитии авторского права, закон вывел Россию на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.3

Октябрьская революция не могла не оказать существенного  влияния на авторское право. Внедряя  в жизнь нормы, согласующиеся  с большевистскими взглядами, ЦИК  отменил все прежнее гражданское  законодательство России. И уже 29 декабря 1917 г. увидел свет новый советский  закон об авторском праве "О  государственном издательстве". Декрет, "учитывая книжный голод  в стране", предложил народной комиссии по просвещению приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить в первую очередь дешевые издания русских  классиков. Сочинения тех из писателей, по которым срок авторского права  истек, должны были быть переизданы без  особых формальностей. Однако и в  отношении других писателей декрет предоставил комиссии по просвещению  право объявлять государственной  монополией сроком не более чем на пять лет сочинения, которые подлежат изданию. Декрет объяснял, что эти  произведения переходят таким образом "из области частной собственности  в область общественности".4 Продолжил эту линию декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений". Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорар по установленным ставкам, а в соответствии с декретом "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. декрет от 26 ноября отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству,5 однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума. Декрет от 10 октября 1918 г. "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым литературные, художественные или музыкальные произведения перешли в полную собственность издательств.6

Следующий этап развития авторского права связан с принятым 8 октября 1928 г. Законом "Об авторском праве". Право авторов на созданное ими  произведение в большинстве случаев  стало пожизненным, использование  использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами. И тем не менее, не считался нарушением авторского права перевод произведения, публичное исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара. Однако по сравнению с периодом военного коммунизма данный этап следует рассматривать как период постепенного восстановления и расширения авторских прав.7

В начале 60-х годов в  ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства нормы авторского права были существенно пересмотрены в направлении дальнейшего расширения прав авторов и укрепления их позиций в отношениях с организациями, использующими их произведения. В 1973 г. СССР становится участником Женевской конвенции об авторском праве и в советском законодательстве впервые закрепляется право автора на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора возрастает до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права.

В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права, которые значительно расширяли  права авторов, исключив свободное  использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также  публичное исполнение без согласия автора, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора и вступили в силу лишь в июле 1992 г., как раздел V Основ гражданского законодательства.

И вот 3 августа 1993 г. вступил  в действие Закон РФ "Об авторском  праве и смежных правах", с  принятием которого утратил силу раздел V Основ гражданского законодательства.                                                               

 

                                     §2.Понятие авторского права.

 

 Об авторском праве  можно говорить в различных  его значениях. Прежде всего,  авторское право есть часть  (подотрасль) единого гражданского права и в этом смысле представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по использованию и защите авторских произведений (авторские правоотношения). Такая формулировка – максимально краткое определение авторского права как отрасли права.

    Авторским правом  также называется сфера знаний  о правовом регулировании данных  отношений и соответствующая  научная деятельность (авторское  право как наука), а также соответствующая  учебная дисциплина.

 Словосочетание «авторское  право» часто используется для  указания на сами субъективные  полномочия авторов и других  лиц (авторское право в субъективном  смысле).

    Авторские правоотношения  – это общественные отношения,  урегулированные нормами авторского  права, складывающиеся между правообладателями  (авторами, обладателями смежных  прав, а также некоторыми другими  субъектами) и всеми прочими лицами  по поводу использования объектов  авторского права.

    Объекты, на  которые распространяется сфера  действия авторского права,–  прежде всего литературные, художественные и научные произведения как продукты  духовного творчества человека. Кроме того, нормы авторского права традиционно применяются для регулирования так называемых смежных прав; смежные права– это зависимые от авторских прав права исполнителей произведений, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.8

     В авторское  право обычно включаются и  нормы законодательства о правовой  охране программ для ЭВМ и  баз данных.

     В качестве  основных задач (функций) авторского  права в юридической литературе  называют чаще всего две следующие  задачи. С одной стороны, авторское  право должно стимулировать деятельность  по созданию произведений науки,  литературы и искусства. В этих  целях авторское право способствует  созданию условий для занятия  творческим трудом, обеспечивает  правовое признание и охрану  достигнутых  творческих результатов,  закрепление за автором прав на использование созданных ими произведений и получение доходов и т.д.

    С другой стороны,  задачей авторского права считается  создание условий для широкого  использования произведений в  интересах общества. Иными словами,  повышение уровня охраны прав  авторов ни в коем случае  не должно препятствовать использованию  их производителей в целях  образования и просвещения или  служить помехой в стремлении  самой широкой аудитории читателей,  зрителей, слушателей знакомиться  с ними.9

    Указанные задачи  авторского права тесным образом  связаны с его принципами. Принципы  авторского права– это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из всей совокупности авторско-правовых норм.

     К числу основных принципов российского авторского права относятся следующие:

     1.Принципом  авторского права может и должен  считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен статьей  44 Конституции РФ. Данный принцип  конкретизируется в целом ряде  норм авторского законодательства. Так, свобода творчества несовместима  с цензурой произведений науки,  литературы, искусства. В настоящее  время цензура в России запрещена  в законодательном порядке.

    Обеспечивая   свободу творчества, авторское право  охраняет все произведения науки,  литературы и искусства независимо  от их назначения и способа  выражения. В этих целях закон  не ограничивает круг охраняемых  произведений каким-либо перечнем  и охраняет любые результаты  творческой деятельности. Творцы  произведений свободны в выборе  темы, сюжета, жанра и формы воплощения  создаваемых ими понятий или  художественных образов и т.п.

    2. Принципом авторского  права является сочетание личных  интересов автора с интересами  общества. Общество в равной степени  заинтересовано как в свободном  доступе к творческим произведениям,  так и в том, чтобы создаваемые  произведения эффективно охранялись  нормами авторского права. В  этой связи в авторском законодательстве  России за авторами закрепляется  широкий круг исключительных  личных и имущественных прав  и т.д. В то же время, с  учетом интересов общества, установлены  случаи, когда произведения могут  свободно использоваться указанными  в законе заинтересованными лицами.

     3.Неотчуждаемость  личных неимущественных прав  автора. По российскому авторскому  законодательству личные неимущественные  права автора( права авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы и сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Нормы российского законодательства устанавливают, что право авторства, право на авторское имя, на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений  обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона( служебные произведения).

4.  Принцип свободы  авторского договора. Новое российское  авторское законодательство отказалось  от жесткой регламентации отношений  сторон авторского договора. В  нем закрепляются лишь возможные  типы авторских договоров, а  также указываются условия, которые  должны быть в обязательном  порядке согласованы сторонами.  Что касается законных интересов  авторов, то они обеспечиваются  запретом включать в авторские  договоры кабальные для авторов  условия, и правилами, предоставляющим  авторам определенные права.10

                                  §3. Объекты авторского права.

 

   Согласно ст.1259 Гражданского Кодекса РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

   Задача определения понятия "произведение", казалось бы, не должна входить в компетенцию гражданского права, т.к. составляет предмет специальных наук: теории литературы, теории искусства, теории науки. Тем не менее был высказан другой взгляд. В.И. Серебровский утверждал: "Закон, гарантируя охрану произведения, не указывает, однако, что следует понимать под "произведением". Задача дать определение понятия произведения падает, таким образом, на долю науки гражданского права."11

Информация о работе История развития авторского права в России