Этапы развития семейно-брачных отношений в истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики. Наметился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи, ее социально-экономических, демографических, социально-правовых, психолого-педагогических и других аспектов.

Оглавление

1.Введение ………………………………………………………………………..3

2. Этапы развития семейно-брачных отношений в истории………………4

3. Основные понятия «брак»………………………………………………….19
4. Классификация форм брака……………………………………………….20
5. Семья, как социальный институт…………………………………………22
6. Жизненный цикл семьи…………………………………………………….24
7. Формы семьи………………………………………………………………....25
8.Функции семьи……………………………………………………………….26
9. Заключение…………………………………………………………………...29
10. Список литературы………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 64.63 Кб (Скачать)

В современной науке описаны  особенности людей, склонных к незарегистрированному  сожительству. Обобщенный психологический  портрет данной популяции характеризуется  более либеральными установками, меньшей  религиозностью, высокой степенью андрогенности, низкими школьными успехами в период детства и отрочества, меньшей социальной успешностью, однако, как правило, эти люди происходят из весьма успешных семей.

«Экспериментальные» формы жизни  требуют более высокого уровня рефлексии  и способности к общению, а  также не в последнюю очередь  сил, позволяющих противостоять  давлению общественных норм. По этой причине  их распространение не может не зависеть от социальной принадлежности и уровня образования.

Опросы в Австрии показали, что  совместная жизнь без свидетельства  о браке как «пробный брак»  признается в широких слоях населения. Однако, судя по всему, заключает Р. Зидер, большинство населения отклоняет окончательную замену брака «свободным сожительством». Едва ли это обосновывается теперь сексуально-этическими аргументами, а, скорее, исключительно интересами детей.

Кроме психологических есть еще  своеобразные для России социально-экономические  причины, порождающие вариант незарегистрированного  сожительства: жилищные проблемы, вопрос, связанный с пропиской, возможность  получения детского пособия в  качестве матери-одиночки и прочие.

Сознательно бездетный  брак

Предметом рассмотрения является сознательно  бездетный брак, т. е. когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь  детей; все варианты в ситуациях, когда проблемы деторождения связаны  с плохим здоровьем, бесплодием, травмами и т. п., не относятся ни к каким  альтернативам, а представляют собой  семейную трагедию. 10% женщин в индустриально  развитых странах не хотят иметь  детей, в России до 1%. Повсеместно  в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация.

В качестве первичных факторов регулирования  рождаемости выделяют социальные и  социально-экономические (общее положение  дел в стране, в экономике, процессы урбанизации, безработица, неопределенность будущего, военные конфликты и  другое). К вторичным относят культурные и демографические факторы (охрана материнства, детские пособия, своевременность их выплаты и размеры, пенсионное обеспечение, экономическая самостоятельность женщины, снижение общей и детской смертности, динамика и образ жизни, изменение в творческой насыщенности труда, возросшие требования общества к качеству работника и личности, степень удовлетворенности досугом, индустрия развлечений и т. д.)

В науке существует не единственная точка зрения, что никаких биологических  законов, заставляющих человека иметь  детей, нет. Инстинкт полового влечения в живой природе имеет единственную цель -размножение, самовоспроизводство. Ни одна самка животных в природе не испытывает оргазм. У человека половое влечение трансформировалось и раздвоилось: с одной стороны, за ним сохраняется целевая репродуктивная функция, с другой, половой акт сам по себе, без целей деторождения, стал для женщины соблазнительным и доставляющим удовольствие. Это привело к тому, что второй аспект стал вытеснять первый: используются противозачаточные средства, прибегают к прерыванию беременности, растет добровольная стерилизация. Если бы безотказно срабатывал биологический механизм, то, вероятно, каждая беременность здоровой женщины заканчивалась бы родами, численность детей в семьях была бы намного выше. По данным О. Здравомысловой, лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью - главное предназначение женщины.

Таким образом, законы деторождения - социальные. Потребность в детях диктуется общественным образом: формируется установка иметь детей; и индивидуальным образом: чадолюбие, установка по отношению к ценности детей, процессу их воспитания и численности. Потребность иметь детей социально-психологическая, моральная по своей сути. Потребность в детях в этом смысле -- индивидуальное сочетание различных установок по отношению к детям вообще, обусловленных историей развития личности. Здесь понятие «потребность» совпадает с понятием «чадолюбие». Чадолюбие -- результат усвоения человеком положительного отношения к детям, это условно-рефлекторная реакция, привитая индивиду путем социальной тренировки. Бережное отношение к детям -элементарная норма, воплощенная во взаимном уважении в семье, в заботе о воспитании детей.

Следует также отличать потребность  самого индивида в детях и внутрисемейную (совместную - мужчины и женщины, мужа и жены) потребность в детях. Семья -социальный институт, и ее жизнедеятельность, функции, потребности регламентированы явлениями иного социального порядка, чем действия отдельной личности.

Бывает также, что в случае отказа от детей индивид демонстрирует  не свою ограниченную потребность в  детях, но свое стремление удовлетворить  какие-то иные социально-психологические  потребности, стимулированные, кстати, обществом. Поэтому уместно иногда говорить не об отсутствии или наличии  потребностей в детях, а о силе «конкурирующих» потребностей. Регулирование  потребности посредством сознательного ограничения размеров семьи - один из возможных способов удовлетворения прочих потребностей (духовных и материальных) и поддержания их на определенном уровне. Кроме того, рождение ребенка - акт принятия родителями (отцом и матерью совместно) всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность

Повторные браки

Распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям.

Один тип таких семей - женщина  с ребенком от первого брака выходит  замуж второй раз, и возникает  проблема отчимов.

Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным. Если отец чувствует, что не может полностью  удовлетворить все потребности  своих детей, он может пригласить домашнюю работницу для помощи по дому и присмотру за детьми. Но может  ли она удовлетворить потребность  ребенка в материнской ласке? Многое зависит от ее личных качеств, от отношения отца к детям и  от них самих.

Исследований, посвященных проблемам  мачехи в семье, практически нет, хотя эта ситуация более известна в области брачно-семейных отношений (вспомним народные сказки: злая-презлая  мачеха и безвольный отец).

Для разведенного супруга, вступающего  в новый брак, развод сам по себе, возможно, стал болезненным переживанием. Этот процесс часто сопровождается разочарованием и развивающимся  недоверием к людям. К тому же перед  вторым супругом встает более трудная  задача, чем перед первым. В отношениях нередко присутствует некий неуловимый подтекст: «Ты должен быть лучше, чем  тот, кто был до тебя». Люди, после  развода вступающие в брак, однажды  уже обожглись, и им не так легко  об этом забыть. Женщина с детьми, выходящая замуж повторно, часто склонна обращаться с ними так, словно они - ее собственность. Это создает для ее нового супруга проблемы. Часто она уверена, что просто не хочет навязываться своему новому мужу, так как у него не может быть таких отношений с ее детьми, как у нее самой. Иногда она чувствует внезапную нежность к бывшему супругу. К тому же новый муж не сразу осваивает роль помощника. Подобное поведение исключает возможность того, чтобы человек, вошедший в новую семью, привнес в нее новые взгляды и новый стиль жизни.

Новые супруги должны осознавать, что нужно быть откровенными друг с другом и с детьми. Не стоит  требовать от них притворства. Каждый может и должен быть честным.

Дети должны затратить много  душевных сил, чтобы урегулировать  отношения с отцом, который женился  на другой женщине и воспитывает  других детей. Когда между детьми и отцом существует много невыясненного, подобная ситуация порождает у ребенка  комплекс неполноценности, всевозможные вопросы, ревность и т. д. Многие дети часто не общаются со своими отцами, женившимися повторно, потому что  они и их новые семьи не готовы, да и не знают, как включить старших  детей в семью.

Открытый брак

Главной его особенностью является негласный или озвученный договор  о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности  сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого  брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности  отношений, увеличение толерантности  партнеров друг к другу.

Кратохвил С. предлагает рассматривать следующие принципы открытого брака:

* строить жизнь на основе  настоящего и исходя из реалистических  желаний;

* относиться с уважением к  личной жизни партнера; открытость  общения: свободно, открыто выражать  чувства («Скажи, что видишь и  чувствуешь, но без критики»);

* подвижность и гибкость ролевого  общения; Поткрытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

* равноправие: справедливое разделение  ответственности и благ;

* аутентичность: знать себе цену  и не позволять принижать свое  достоинство;

* доверие: сочетание «статистического»  доверия с «динамическим» доверием.

Этот брак является исторически  новым феноменом, т. к. для традиционных представлений он фактически узаконивает  право на измену. Но не все так  просто. С некоторой регулярностью  возобновляются дискуссии по поводу того, полигамная или моногамная природа  свойственна человеческой натуре. Розенфельд А.  пишет, что среди вдовцов 55--65 лет смертность на 60% выше, чем среди  женатых мужчин того же возраста. У  них существует много заболеваний, но если в течение года вдовцы вступают в новый брак, то долго не болеют, живут дольше, чем мужчины, семейная жизнь которых не нарушалась. Одинокие мужчины имеют более слабое здоровье по сравнению с теми, кто счастливо  женат, однако перспективы у них  радужнее, чем у неудачно женатых  или вдовцов. Одиноким мужчинам живется  лучше, чем в плохом союзе. Достаточно часто брачно-семейные отношения  сотрясаются фактами измены супругов. Открытый брак возник как отказ от поведения предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали шпионить, ревновать. Сторонники открытого  брака считают, что если брак существует только на долге, то он по сути себя исчерпал, кроме того, в форме открытого  брака они видят возможность  протестовать против запретов церкви на разводы.

Возникновение открытого брака  связывают с движением за обогащение брачно-семейных отношений, которое  реализуется через отсутствие невротических  срывов в браке, постоянное обновление человека в брачно-семейных отношениях и возможность личностного роста  партнеров, обновление семьи в целом. Переход к открытому общению  в браке противопоставляется:

* карательному общению;

* подчиненному общению;

* «холодному» общению;

* беспредметному общению.

Но на деле это оказывается значительным упрощением существующих проблем, но не их решением.

 

 

 

 

Основные понятия «брак».

«Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между  мужчиной и женщиной, устанавливающая  их права и обязанности по отношению  друг к другу, к детям и к  обществу». Энциклопедический социологический  словарь / Общая редакция академика  РАН 

Брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

В любом обществе - древнем или  современном - семья формируется, как  правило, через брак. Брак - санкционированный  обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя  и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной  церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака - незаконнорожденными.

Брак - совокупность обычаев, которые  регулируют супружеские отношения  мужчины и женщины. В современной  европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен  кольцами, медовый месяц, перешагивание  жениха и невесты через символическое  препятствие.

Итак, брак - институт, регулирующий отношения  только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и  отношения между родителями и  детьми.

 

 

 

 

Классификация форм брака

Способ, каким выбирается брачный  партнер, подразделяет все формы  брака на два типа - эндогамный и  экзогамный. При эндогамии партнер  выбирается только из той группы, к  которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены  браки только между лицами одной  и той же социальной группы. Экзогамия  предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой  может стать класс, раса, нация, возрастная категория.

Информация о работе Этапы развития семейно-брачных отношений в истории