Жизненный цикл

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:20, реферат

Краткое описание

Понятие «жизненный цикл» предполагает, что течение жизни подчинено известной закономерности, а его этапы, подобно временам года, представляют собой постоянный круговорот.

Оглавление

1.Жизненный цикл
2.Изучение жизненного пути
3.Пространство и время личности
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

жизненый путь2.docx

— 23.92 Кб (Скачать)

Жизненный цикл

Содержание: 
1.Жизненный цикл 
2.Изучение жизненного пути 
3.Пространство и время личности 
5.Список литературы

1.Жизненный цикл 
Понятие «жизненный цикл» предполагает, что течение жизни подчинено известной закономерности, а его этапы, подобно временам года, представляют собой постоянный круговорот. Идея циклического круговорота человеческой жизни, подобного цикличности природных процессов (чередование дня и ночи, смена времен года и т.п.) – один из древнейших образов нашего сознания. Многие биологические и социальные возрастные процессы являются циклическими. Организм проходит последовательность рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность сначала усваивает, затем выполняет и наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных (трудовых, семейных, родительских) ролей и идентичностей, а затем этот цикл заново повторяют и переживают ее потомки. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие («дети») сначала учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, а потом, в свою очередь, социализируют младших. Не лишены эвристической ценности и аналогии между восходящей и нисходящей фазами развития. Образ «впадающей в детство» старости – не просто метафора, а отражение целого ряда вполне реальных психофизиологических процессов (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, ослабление гендерной дифференциации и т.д.). 
Цикличность предполагает определенную замкнутость, завершенность процесса, центр которого находится в нем самом. Но многие важные процессы развития индивида как личности невозможно понять без учета его взаимодействия с другими людьми и социальными институтами, причем это взаимодействие не всегда укладывается в циклическую схему. 
Например, трудовую жизнь индивида можно представить в виде цикла, включающего фазы подготовки к труду, начала трудовой деятельности, пика профессиональных достижений, спада активности и выхода на пенсию. Но такая модель представляется чересчур общей, индивидуальные вариации, которыми так богата трудовая жизнь, в нее не укладываются. То же можно сказать и о понятии «семейный цикл». Чем шире круг подвергающихся анализу деятельностей и отношений, тем меньше индивидуальная биография походит на циклический процесс. Даже если каждый отдельный ее аспект или компонент может быть представлен как некоторый цикл («биологический жизненный цикл», «семейный цикл», «цикл профессиональной карьеры»), биография в целом остается многомерной, подчиненной нескольким разным, не сводимым друг к другу, ритмам. Это побуждает рассматривать человеческую жизнь не как сумму вариаций на заданную тему, а как открытую систему, как историю, в которой наряду с определенными инвариантами есть пробы, гипотезы, проблемы, перемены и т.п. 
Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания этого – жизненный путь. Это понятие отличается многомерностью, оно предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии. Для изучения жизненного цикла особый интерес представляют качественные рубежи, критические точки и периоды. В биологии и психофизиологии критическими, или сензитивными, периодами называют такие фазы развития, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к каким-то вполне определенным внешним и/или внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия. В социологии и других общественных науках этому отчасти соответствует понятие социальных переходов, поворотных пунктов развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности личности (например, окончание школы, начало трудовой деятельности или вступление в брак); они нередко оформляются специальными ритуалами, «обрядами перехода» или инициациями. 
Поскольку сензитивные периоды и социальные переходы часто сопровождаются психологической напряженностью и перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие возрастных кризисов, с которыми ассоциируется состояние более или менее выраженной конфликтности. Какими бы сложными и болезненными ни были эти состояния, они являются естественными, статистически нормальными и преходящими. Поэтому их называют нормативными жизненными кризисами, в отличие от «ненормативных» жизненных кризисов и событий, вытекающих не из нормальной логики развития, а из каких-то особых, случайных обстоятельств (например, смерть родителей и связанное с нею сиротство). 
Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические или социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте «средний» индивид данного общества будет переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения. Но как ответит на этот «вызов» конкретный человек, из этих закономерностей не вытекает. Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны – естественноисторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий.

2.Изучение жизненного  пути 
Впервые феномен "жизненного пути" в 20-30 годы Ш. Бюллер и ее сотрудниками. Она провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. В отечественной психологии понятие жизненного пути раскрывалось в трудах С.Л.Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, как целостное, непрерывное явление, жизненная история, раскрывающая бытие человека, в основе своей определяемое свободой, ответственностью и человечностью отношений к другому человеку. 
Каждое событие, обстоятельство жизни накладывает отпечаток на индивидуальность жизненного пути человека. Во многом жизненный путь определяется заданными, неизменными обстоятельствами, которые и определяют в конечном итоге Судьбу (в понимании Л.Бинсвангера): социальное происхождение, условия социализации (воспитание в семье), стартовое образование. Основу жизненного пути составляет ответственность за осознание последствий собственных выборов, а также ответственность за собственную самореализацию. Способность творчески действовать, развиваться "вырастает" на протяжении всей жизни. В творческом осмыслении воспринимаемого и происходящего с человеком создается индивидуальная картина мира - динамическое образование, продукт мышления человека, осмысливающего свой жизненный путь. 
Внутренняя жизнь человека также является психологической составляющей жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью жизнью. Основой внутренней жизни является переживание, как специфическое проявление индивидуальной жизни. Мечты, надежды, предвидения, потребности, как и другие проявления бессознательного составляют субъективный аспект жизненного пути и помогают осуществлять регуляцию жизнедеятельности. Соразмерность внутренней и внешней активности является необходимым условием оптимальной жизнедеятельности. 
Системное изучение жизненного пути и биографический метод заняли в последние годы важное место в науках о человеке и обществе, причем количественные методы органически переплетаются с качественными. До недавнего времени психологи изучали индивидуальное развитие так, как если бы оно совершалось в неизменном социальном мире, а историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. В конце 20 в. стало ясно, что нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. В свете этой новой методологической перспективы возрастные различия – не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла. Поворотные пункты и переходы в психическом развитии, трудовой карьере и семейной жизни личности автономны друг от друга, но вместе с тем взаимосвязаны. Чем более динамичным является общество, тем больше индивидуальных вариаций содержит жизненный путь его членов. Существенно различаются также жизненные пути мужчин и женщин. 
Междисциплинарное изучение жизненного пути существенно изменило теоретические представления психологии развития. Вместо того, чтобы представлять его по образцу онтогенеза, современная психология считает развитие принципиально плюралистическим; ни процесс, ни конечный результат его нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению, хотя и в разной степени, сохраняется на всем протяжении жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и в разных областях эти процессы не обязательно имеют сходные траектории. Развитие людей протекает крайне неравномерно и неодинаково, гетерохронно (разновременно), а личность является не только продуктом, но и субъектом собственного развития.

3.Пространство  и время личности 
Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей - времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. 
Проблема пространства и его психологическая трактовка обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна. Он трактует ее как проблему бытия, мира и существования человека как действующего, воздействующего и взаимодействующего субъекта. 
Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу. 
В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы - свободы и несвободы личности, отношения Я-Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др. 
Проблема времени в философской и психологической литературе разработана более подробно. Решение кардинального для психологии вопроса об объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия - скорость, ритм, интенсивность. 
В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни. 
Гипотетически предполагается, что личностное время имеет вариативно-типологический характер, и не может быть научно исследовано в терминах индивидуально-неповторимого, биографического времени. 
Данная гипотеза проверялась в конкретных эмпирических исследованиях. Так, в работе В.И. Ковалева было выделено четыре типа регуляции времени. Основаниями для построения типологии были - характер регуляции времени и уровень активности. 
•Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы. 
•Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной организацией событий в определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни - жизненная линия. 
•Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в сферах духовной и интеллектуальной деятельности. 
•Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций. 
Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда. 
Типологический подход к времени жизни и ее организации дает возможность наиболее точно и дифференцированно классифицировать индивидуальные варианты временной регуляции жизненного пути личности. 
С точки зрения событийного подхода анализ развития личности осуществляется в плоскости - прошлое-настоящее-будущее. Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста: 1) хронологический (паспортный) возраст; 2) биологический (функциональный) возраст; 3) социальный (гражданский) возраст; 4) психологический (субъективно переживаемый) возраст. 
Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности. 
•Психологический возраст - характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы отсчета. 
•Психологический возраст обратим - человек может как стареть, так и молодеть. 
•Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.).

Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности  и жизненного пути, человек может  лучше представить себе оптимальный  вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении  жизненного пути способствует более  ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные  цели и достигать их осуществления. 

Список  литературы: 
1.Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977 
2.Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981 
3.Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000 
4.Мещеркина Е. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий// Социологические исследования, 2002, № 7 
5.Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003 
6.Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995
 

Информация о работе Жизненный цикл