Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:38, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в группе.
Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,
имеющие высокий статус).
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы
4) Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.
Введение .…………………………………….………………..……….……3
Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6
История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
Границы применимости и перспективы развития социометрических методов ……………………….........................................13
Этапы и фазы проведения социометрического исследования………………………………………………..……………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии
2.1. Организация проведения исследования ….…………………26
2.2. Анализ полученных результатов исследования………..……………
2.3. Коррекционная программа
Заключение……………………………………………….………………...
Список литературы………..……………………………………………......
Приложение
2. Совершенствование методов измерения отношения и анализа социометрических данных путем разработки специальных показателей, аналогичных имеющимся в распоряжении исследователя при анализе обычной социологической информации (типа рассмотренных мной методов измерения интенсивности отношений и аналога корреляционного анализа).
3.
Теоретический и эмпирический
анализ связей между
4.
Использование языка теории
5.
Использование современной
6. Построение моделей динамики структуры межличностных отношений, моделей, связывающих структуру межличностных отношений с другими характеристиками группы, а также разработка методов проверки такого рода моделей.
Дальнейшее развитие социометрических методов и использование их в сочетании с другими методами существенно расширят возможности социологии по анализу малых социальных групп.
Из
выше изложенного следует, что в дальнейшем
основные усилия исследователей в области
изучения межличностных отношений будут
направлены на усовершенствование имеющихся
методов, разработку новых методик, а также
на поиски их оптимальных сочетаний. В
этом процессе значительная роль по праву
будет принадлежать и социометрии.
1.3. Этапы и фазы проведения социометрического исследования.
Для применения социометрического метода потребуется разъяснение некоторых общих вопросов, связанных с пониманием определенного положения социометрии среди других методов.
Ряд авторов помещает социометрический опрос в отдельную категорию методов, наряду с такими, как анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение, эксперимент. Такая точка зрения особенно распространена среди социологов. Вместе с тем, по технике проведения социометрия приближается к опросному методу, однако сложная процедура обработки данных, отсутствие стандартной единой процедуры действительно придают социометрии статус самостоятельного метода. Кроме того, практические психологи используют так называемые игровые варианты социометрии, которые далеки от опроса. Напомним, что метод есть основной способ сбора, обработки и анализа данных, а техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Несмотря на общность процедуры различных вариантов социометрического метода (в данном случае процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации социометрического исследования), возможно проведение ее разными средствами в зависимости от целей исследователя, личностных особенностей членов группы, возрастного состава участников, то есть возможно применение различных методик социометрического исследования. Методикой обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Хотя существует множество вариантов (методик) использования социометрии, для всех них общим остается одно - сущность метода, которая заключается в следующем определении. Социометрия - метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. Формы этой фиксации могут быть различными: от менее до более явных.
Можно удивится простоте социометрии, однако простота эта кажущаяся и касается скорее самой техники опроса, а не процедуры в целом. Сложность социометрического метода заключается в том, что любой исследователь, вознамерившись использовать его, не сможет прибегнуть к описанной в какой-либо литературе технике социометрического опроса. Перед ним всегда встанет задача самостоятельного определения критериев, их количества, проблема ограничения выборов, разработка техники проведения. Следовательно, социометрический метод требует от психолога особых знаний, подготовки, навыков и глубины понимания осуществляемых процедур.
Этапы социометрического опроса. Остановимся на этапах проведения социометрического опроса. Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов.
Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).
Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.
Вторая фаза. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к опрашиваемому (респонденту) заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п. Проведение собственно опроса включает: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.
Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.
Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.
Центральным в процедуре опроса является выбор социометрического критерия. Критерий – это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми (дежурство, поход, день рождения и так далее). Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. На основании социометрического критерия осуществляется предпочтение (положительный выбор) или отклонение (отрицательный выбор) одним индивидом другого. Критерий должен быть сформулирован таким образом, чтобы побуждать человека осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовиться к совместному докладу?», «Кого из одноклассников включил бы в свою команду КВН?», «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать в паре?» и т.п.
Требования к проведению социометрического опроса. Для получения данных при проведении социометрического опроса важно соблюдать следующие требования:
1.
Опрос лучше проводить только
в коллективах, имеющих
2.
Каждый член группы должен
делать выборы самостоятельно, не
советуясь с другими. Задача
проводящего опрос –
3.
Размер коллектива должен
4.
Опрос должен проводиться
5.
Социолог или психолог, применяющий
методику изучения
Рассмотрим пример такого сильного негативного влияния неправильных действий социометриста (будем так называть лицо, использующее социометрию) на личность.
На занятиях по психологии для старшеклассников преподаватель психологии провел социометрический опрос, затем весь класс принял участие в обработке социометрических данных, в построении социоматрицы, что означало знакомство с распределением выборов, раскрытие социометрической информации. В итоге выяснилось, что одна девочка не получила выборов – она не попала в число тех, с кем хотели пойти в кино. В дальнейшем весь класс успокаивал ее, говорил, что количество возможностей «взять кого-либо в кино» было ограничено, что в реальной ситуации с ней обязательно бы пошли в кинотеатр, тем не менее, состояние девочки было очень удрученным, она плакала и не верила обещаниям. Дело в том, что в этом классе взаимоотношения между учениками были вполне доброжелательными, и многих девочка считала своими друзьями. Следует помнить, что отсутствие выборов отнюдь не перечеркивает приятельских отношений между людьми, но объяснить это человеку в возрасте, когда отношения окружающих очень значимы, после неграмотных действий психолога, весьма трудно. Сложившаяся ситуация привела к уходу девочки из школы.
Приведенный выше пример является ярким доказательством необходимости ответственного поведения социометриста. Требование конфиденциальности является этическим принципом работы психолога. Вмешательство во внутригрупповые отношения может привести к непредсказуемым последствиям. Исключение составляет только социометрия, проводимая в групповой психотерапии с терапевтическими целями или в тренинге личностного роста.
Иногда в литературе встречается смешение понятий «анонимность» и «конфиденциальность». Если перед психологом стоит задача изучения внутригрупповых связей, он не может прибегнуть к анонимному сбору данных, так как в дальнейшем будет невозможно строить социограмму отношений, выявлять микрогруппы, зоны напряженности и так далее. Лишь в редких случаях приходится использовать анонимность источников информации для получения неформального рейтинга участников коллектива, если нас интересует только распределение лидерских позиций в группе, и мы используем одинарный критерий (см. ниже).
Социометрическая карточка. Для сбора информации при социометрическом опросе часто применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения членам группы. Пространство социометрической карточки занято вопросами к респондентам (здесь же оставлено место для их ответов). Обращение в письменной форме помещается на самой карте, но оно может быть произнесено и в устной форме.
Существуют различные способы оформления социометрической карточки; в зависимости от целей исследования выбирается тот или иной способ. Если группа небольшая по составу, карточка может быть оформлена так:
Фамилии членов группы | Критерии выбора | ||||
I
Дежурство |
II
Праздник |
III
Совместный проект | |||
Батяева | + | + | |||
Николов | + | ||||
Жемарин | - | - | |||
Катина | + | ||||
Михайлова | + | ||||
Кольцов | + | ||||
Шамин | - |
Респондентов просят отметить крестиком фамилии тех индивидов, которых они выбирают и прочерком тех, кого отклоняют по соответствующему критерию. Большой размер группы предполагает, что каждый выбирающий будет фиксировать в социокарточке индивидов, удерживаемых в его активном сознании.
Можно применять также и такой вид социометрической карточки:
Ф.И.О.____________________ |
С кем из своих коллег вы предпочли бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий.1) _______________ 2) __________________ |
С кем из своих коллег вы не хотели бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий.1) _______________ 2) __________________ |
Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в первую очередь? Укажите не более двух фамилий.1) _______________ 2) __________________ |
Кого из своих коллег Вы пригласили бы на день рождения в последнюю очередь? Укажите не более двух фамилий.1) ______________________ 2) __________________ |
Информация о работе Метод социометрии в деятельности психолога