Метод социометрии в деятельности психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в группе.
Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,

имеющие высокий статус).

Задачи:

1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;

2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы

4) Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

Оглавление

Введение .…………………………………….………………..……….……3

Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6

История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
Границы применимости и перспективы развития социометрических методов ……………………….........................................13
Этапы и фазы проведения социометрического исследования………………………………………………..……………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии

2.1. Организация проведения исследования ….…………………26

2.2. Анализ полученных результатов исследования………..……………

2.3. Коррекционная программа

Заключение……………………………………………….………………...

Список литературы………..……………………………………………......

Приложение

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!Курсовая Социометрия.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

    На  основании данных определяют статусное  положение каждого члена группы и распределяют всех по условным статусным  категориям:

    1«предпочитаемые» - 6 и более положительных выборов;

    2«принятые» - 3-5 выборов (положительных и отрицательных);

    3«непринятые» - 1-2 отрицательных выбора;

    4 «изолированные» - не получившие ни одного выбороа (ни 
положительного, ни отрицательного).

    Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят  число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4).

    УБВ высокий при 1 + 2 > 3 + 4; средний при 1 + 2 = 3 + 4 (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-20%).

    Эмоциональное благополучие или самочувствие учащихся в системе личных взаимоотношений  зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент  взаимности (KB):

    КВ = (Р1/Р)х100%,

    где Р - общее число выборов, сделанных  в эксперименте;

    P1 - число взаимных выборов.

          Индекс групповой  "сплоченности",  согласно  социометрическим  данным, определяется как отношение числа  взаимных выборов к теоретически  возможному для данной группы  их количеству (по Коломинскому  Я.Л.). [16] 
 

    Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии. 
 

    Социометрическое  исследование проводилось с группой  детей младшего школьного возраста МОУ СОШ № 128 г. Нижний Новгород в количестве 19 человек в возрасте 9-10 лет 4 «б». Каждому из них было предложено сделать 2 выбора по 2 человека на каждый выбор. Ответы заносились детьми в социометрическую карточку. 

    Когда социометрические карточки были заполнены  и собраны, была проведена математическая обработка данных и составлена социоматрица (см. таблицу в прил. 1). 

    Анализ  социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений  в группе. 

    Основное  достоинство социоматрицы – возможность  представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. Определение показателя групповой сплоченности 

    Коэффициент групповой сплоченности = Сумма количества взаимовыборов / Сумма количества выборов х 100 % 

    Коэффициент групповой сплоченности в данном коллективе составил 0,067 или 6,7 % 

    Более подробный отчёт по исследованию, индексы сплоченности в коллективе представлены в приложении. 

 

     2.3. Коррекционная  программа.

    Таким образом, проведённое исследование позволяет предложить некоторые  практические рекомендации педагогам, директорам школ, родителям учащихся.  

    1) Разумно сочетать педагогическое  руководство с естественным стремлением  учеников к самостоятельности,  независимости, желанием проявить инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном воздействии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые надо решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирать посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива. 

    2) Коллектив — динамичная система,  он постоянно изменяется, развивается,  крепнет. Поэтому педагогическое  руководство им также не может  оставаться неизменным. Педагог,  начиная как единоличный организатор  коллектива на первой стадии  его развития, постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с учениками. 

    3) Показатель правильного руководства  — наличие в коллективе общего  мнения по всем вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый учащийся не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения. 

    4) Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные и временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Вот почему в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов и типов темперамента самих учащихся. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным. 

    5) Положение ученика в коллективе  зависит не только от особенностей  темперамента школьника, но и  от норм принятых в коллективе  отношений. Один и тот же  ученик в одном коллективе  может оказаться в благоприятном,  а в другом — в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус. 

    6) На положение школьника весьма  ощутимо влияет изменение характера  деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится о разнообразии характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

    Помимо  этого автором дипломной работы предлагается психолого-педагогическая коррекция детской тревожности и агрессивности, которая может влиять на межличностные отношения в детском коллективе.

    Особенно  широко в коррекционной работе с  детьми используется понятие «ведущая деятельность». В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте — общение и различного рода совместная взаимодеятельность.

    Деятельностный  принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

    Основная  цель психокоррекции состояла в следующем - психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии.

    Коррекционная программа направлена на тренировку навыков общения, коррекцию самооценки, преодоление невротических особенностей личностей. Она состояла из 10 занятий и индивидуальной коррекционной работы с проблемами, которые были обнаружены во время диагностики.

    На  первых двух занятиях психолог предупреждает  группу, что его во время тренинга совершенно не волнует техника и качество речи, и поэтому первые занятия будут проходить в «режиме молчания» с помощью только жестов либо (в крайнем случае) письменных вопросов. Это сразу снимает психологическое напряжение у подростков, создает более творческую атмосферу занятий.

    Занятие 1. Цель: тренировка невербального  общения.

    Упражнения:

    «Присоединение  по позе». Один партнер сидит так, как ему удобно, второй — старается максимально точно скопировать его позу. Потом они меняются ролями.

    «Присоединение  по дыханию». Один партнер вспоминает что-то приятное, второй смотрит и старается дышать синхронно. По завершении пара меняется ролями.

    «Покажи действие». Подростки по очереди  показывают, пользуясь средствами пантомимы, какую-то деятельность: готовлю уроки, работаю за компьютером, убираю и т. п.

    «Продолжи действие». Начинается как предыдущее упражнение, но по сигналу психолога  действие прекращается, и его продолжает другой участник.

    Занятие 2. Цель: продолжение  тренировки невербального  общения.

    Упражнения:

    «Эмоции по кругу». Упражнение, аналогичное тому, что проводилось с младшей группой, но подростки сами по очереди выбирают и демонстрируют какое-то эмоциональное состояние.

    «Войти  в образ». Один ребенок выходит  из помещения и представляет себя кем-то другим: бабушкой, хулиганом, учителем. Войдя в тренинговый зал, в течение 1-2 минут демонстрирует особенности походки, мимики, поведения персонажа.

    «Тень». Группа разбивается на пары. Один ходит, садится, ведет себя, как ему удобно и приятно. Партнер-тень полностью копирует движения ведущего.

    «Ладошки». Партнеры становятся напротив друг друга, закрывают глаза, соприкасаются  ладонями. Задание — делать какие-либо движения, сохраняя контакт ладоней.

    Занятие 3. Цель: тренировка эмоциональной  саморегуляции.

    Упражнение:

    «Ситуации». Подростки выбирают названия каких-либо эмоциональных состояний: «Заинтересованность», «Радость», «Гнев». Каждый из участников - по одному состоянию. Потом ведущий называет различные эмоционально-нагруженные ситуации: «Отвечаю около доски и отношусь к этому...» Бросает мяч ребенку, который отвечает «своим» эмоциональным состоянием: «... с интересом». Это упражнение помогает отделить ситуацию как таковую от эмоционального отношения к ней.

    Занятие 4. Цель: тренировка навыков  поведения в конфликтных  ситуациях.

    Упражнения:

    «Рамки  разговора». В паре каждый подросток  решает, какую деятельность он хочет осуществлять со своим партнером. Например: «Я хочу, чтобы мы пошли погулять в парк», «Я хочу, чтобы мы попили сока в кафе». Во время первой части упражнения подросткам предлагается договориться между собой, используя рамку высказывания: «Нет, но...» После того, как группа убедится, что таким образом достигнуть согласия трудно, они меняют партнеров и договариваются, используя рамку «Да, и еще...», убеждаясь, что достичь согласия таким образом значительно легче.

    «Три  позиции». Кто-то из подростков вспоминает ситуацию, в которой возник конфликт - со взрослыми или сверстниками. С помощью психолога он анализирует  ситуацию, входя в три разные роли: самого себя, своего собеседника, постороннего наблюдателя, — пока не находит наилучшего для себя варианта поведения.

    Занятие 5. Цель: расширение диапазона  поведения во время

    общения.

    Упражнение:

    Сатир-категории. Психолог знакомит подростков с вариантами поведения во время общения: блаймер, плакатер, компьютер, дистрактор, — и предлагает им продемонстрировать сначала один, а до конца занятия все варианты поведения во время диалога. Двое разговаривают, двое (стоя за их спинами) демонстрируют карточки с названиями Сатир-категорий. Надо, не прекращая диалога, перейти к другому стилю поведения

    Занятие 6. Цель: начало тренировки навыков общения  в группе.

    Упражнение:

    «Воздушный  шар». Подростки садятся в круг и попадают в заданные обстоятельства игры: «Летим на воздушном шаре к острову, на котором осуществляются все желания». Дается время на сбор вещей, установление иерархии — кто за что отвечает. Начинается «путешествие», во время которого ведущий-психолог создает приключения, например: «Прямо по курсу — НЛО!», и быстро реагирует, развивая сюжет, на действия группы, пока команда не «доберется до острова» или не «погибнет». Это зависит от успешности взаимодействия в группе и возможностей быстрого реагирования на внешние воздействия.

    После игры проводится анализ поведения участников: «Чего вы хотели достичь?», «Удалось ли это?», «Что в твоем характере мешало достижению цели?»

Информация о работе Метод социометрии в деятельности психолога