Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:38, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в группе.
Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,
имеющие высокий статус).
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы
4) Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.
Введение .…………………………………….………………..……….……3
Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6
История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
Границы применимости и перспективы развития социометрических методов ……………………….........................................13
Этапы и фазы проведения социометрического исследования………………………………………………..……………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии
2.1. Организация проведения исследования ….…………………26
2.2. Анализ полученных результатов исследования………..……………
2.3. Коррекционная программа
Заключение……………………………………………….………………...
Список литературы………..……………………………………………......
Приложение
Первую часть своего фундаментального труда "Основы социометрии" Дж, Л. Морено назвал "Социометрическая система". Он приложил большие усилия, чтобы создать и теоретически обосновать такую систему.
Для Морено социометрия не только некая процедура, позволяющая ввести квантификацию в изучение взаимодействия, что само по себе имеет положительное значение. Социометрия для него – это целая система работы с группой, которая включает два метода. Первый метод – объективный, он заключается в систематической технике наблюдения за групповым взаимодействием. Речь идет о наблюдении интеракций в группе: кто говорит? кому? кто улыбается? чему? и так далее. Второй метод - собственно социометрический, призванный согласно Морено, соединять объективный и субъективный подходы.
Социометрическая
система рассматривается
В
социометрии применяются
Социономия теоретически интерпретирует результаты, полученные в социометрических исследованиях, и изучает законы, которые лежат в основе социального развития и социальных форм.
Согласно определению Морено, социометрия как часть социономии занимается математическим исследованием психологических черт населения, пользуется экспериментальными методами и результатами, полученными при применении количественных методов. Это предполагает измерение социальных отношений в самом широком смысле слова - "любое измерение всех социальных отношений". Она начинает свое исследование с изучения развития и организации группы и места индивида в ней, изучает индивидов в тот момент, когда они спонтанно вступают во взаимоотношения, ведущие к образованию групп. В этом смысле о социометрии можно сказать, что она исследует некоторые аспекты, необходимые для социологии, антропологии, социальной психологии и социальной психиатрии. Но хотя социометристы и считают, что измеряют все социальные отношения, в действительности они занимаются изучением только психологических (в том числе социально-психологических) аспектов человеческих отношений, а еще точнее - их эмоциональной стороной.
Социометрия - по Морено - это "социология микродинамических процессов". Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроскопические и микроскопические.
"Социология
есть научное описание и
Система социометрии содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт). Отсюда три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия. Подлинная социометрия является "всегда наукой действия".
В "основах социометрии" Морено также перечисляет важнейшие, по его мнению, аспекты социометрической теории:
1) теория "теле";
2) теория спонтанности;
3) теория о социальном атоме;
4) теория механизмов коммуникационной сети;
5) теория "актера in situ" (в обстановке, в которой живет).
В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934 г.), кульминация или "направление старой социометрии" (преимущественно период 1936-1956 гг.) и "новая соцнометрия" (1956--1966 гг. и позднее). Как отмечает сам Морено, "новая социометрия", по существу, сохраняет направление старой ).
Он же с чувством удивления констатирует тот факт, что быстрое признание в Соединенных Штатах социометрических методов находится в полном противоречии с медленным восприятием идей и теорий, лежащих в их основе. Морено подчеркивает, что использование методов социометрии и одновременно игнорирование ее теорий или даже сопротивление им представляет одну из трудностей в развитии социометрии.
Однако,
как отмечает болгарский социолог Л.
Десев "предлагаемое Морено методологическое
обоснование социометрических методов
и обобщение результатов (прежде
всего - перенос результатов
В то же время несмотря на дискуссии относительно убедительности теоретико-методологической базы социометрии, социометрические методы дают хорошие исследовательские результаты, именно поэтому они охотно используются социологами и социальными психологами.
Исследования, в которых в настоящее время применяются социометрические методы, Л.Десев подразделяет на три области:
а) динамическая, или "революционная социометрия", которая занимается группами в действии (представители-Дж. Л. Морено, X. Ф. Инфельд, Э.Х.Дженнингс);
б) диагностическая
в)
математическая социометрия
1.2.
Границы применимости
и перспективы развития
социометрических методов.
Социометрические методы действительно интенсивно применяются в теоретической и прикладной психологии и социологии. "Широкое распространение социометрии имеет ряд причин, - пишет Я. Л. Коломинский, - среди которых можно указать на тот факт, что она как бы заполнила вакуум, связанный с отсутствием других экспериментальных приемов, далее сказалось и то, что она давала результаты в форме количественных индексов в сфере, считавшейся традиционно неформализуемой». По мнению А. В. Петровского, социометрическая техника - на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в группе.
В то же время, эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при исследовании взаимодействий в группе.
Например, Л.Десев предлагает рассмотреть сильные и слабые стороны социометрических методов.
Положительные стороны:
1. "Демократичность" опроса - регистрируются чувства и настроения всех членов группы или коллектива (при социометрическом анкетировании необходимо опросить всех членов данной группы)
2. Количественная диагностика структуры группы и коллектива, межличностных отношений и их динамики, спонтанных влечений и скрытых чувств, положения (статуса) индивида и его удовлетворенности общением в группе или коллективе.
3. Возможность применения системно-структурного анализа и моделирования личных (в основном эмоциональных) отношений в группе или коллективе.
4. Возможность за короткое время собрать значительный по объему материал, который поддается математическо-статистической обработке и может быть представлен наглядно.
Отрицательные стороны:
1. Ограниченные познавательные возможности (отсутствие возможности для достаточно глубокого и всестороннего анализа личности, группы и коллектива):
а) фиксируются не все, а преимущественно эмоциональные отношения, выраженные в симпатии, антипатии, безразличии;
б) остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов; в) сравнительно небольшая информативная ценность - по оценке У. Эссера и П. Ферстера, они дают 20 % информации, получаемой "методом групповой оценки"; г) они пригодны для исследования групп и коллективов, число членов которых не превышает 40.
2. Опасность субъективизма - реальные отношения в быту и в процессе труда между людьми не всегда совпадают с теми, которые фиксирует социометрия.
3. Число взаимных выборов, используемое в социометрической технике для установления сплоченности коллектива, является ненадежным показателем - большое число взаимных выборов может отражать большое число замкнутых в себе группок, между которыми нет коллективистских отношений.
4. Относительно сложная и продолжительная техника статистической обработки (особенно социометрических данных для больших коллективов и по многим критериям).
Американские психологи У. Эссер и П. Ферстер, используя социометрический подход к технике измерения, разработали "метод групповой оценки", который выполняет роль социометрической процедуры, но вместе с тем, как считают ученые имеет некоторые преимущества:
а)
значительно более высокую
б) более высокое качество измерения.
Данная точка зрения
Если возвратиться к вопросу о границах применимости социометрических методов, то нужно обратить внимание на высказывание В.И.Паниотто, который считает, что "мы имеем все основания утверждать, что социометрический метод включает в себя весьма широкий класс исследовательских процедур, используемых в настоящее время социологами и социальными психологами".
Можно
согласиться с Я. Л. Коломинским
в том, что для современного этапа
социально-психологических
Рассматривая области применения социометрических методов, видно, что подавляющее большинство работ посвящено применению социометрических методов для изучения малых социальных групп. Они находят применение в социальном планировании производственных коллективов, в исследовании управленческих коллективов и групп ученых, в изучении воинских коллективов, в медицине (для формирования терапевтических групп, ускоряющих процесс выздоравливания больных), в педагогике и при исследовании студенческих групп, а также в других областях науки и практики.
Перспективы дальнейшего развития социометрических методов связаны, по мнению В.И.Пантиотто, со следующими направлениями:
1.
Совершенствование процедуры
Информация о работе Метод социометрии в деятельности психолога